Сотникова Надежда
Использование метода кейс-иллюстрации в художественно-эстетическом развитии детей дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
На сегодняшний день нестандартное мышление - самый важный механизм развития каждого человека. В связи с этим главной задачей выступает обеспечение условий для формирования у ребёнка его индивидуальности.
В связи с реформами образования в нашей стране происходит постоянный поиск эффективных методов обучения. И вот один из таких методов.
Публикация «Использование метода кейс-иллюстрации в художественно-эстетическом развитии детей дошкольного возраста» размещена в разделах
Метод кейсов – техника обучения, при которой используется описание реальной ситуации. Дошкольники должны изучить ситуацию, разобраться в проблеме, изложенной в ситуации, а затем предложить воспитателю возможные пути решения и совместно со взрослым выбрать самый оптимальный путь выхода из проблемы.
При этом акцент делается не на получение готовых знаний, а на их выработку.
Главное предназначение кейс-технологии – развивать способность анализировать различные проблемы и находить их решение, а также умение работать с информацией.
Таким образом, кейс-технология формирует у дошкольников :
• умение взаимодействовать в системах «ребенок-ребенок», «ребенок-взрослый»;
• умение соотносить свои устремления с интересами других людей;
• умение продуктивно взаимодействовать с членами группы, решающей общую задачу;
• умение получать необходимую информацию в общении;
• умение выслушать другого и прийти к общему решению;
• умение вести диалог со взрослыми и сверстниками;
• умение отстаивать свою точку зрения в общении;
• умение принимать помощь;
• умение адекватно реагировать в конфликтных ситуациях.
Для чего нужен кейс?
Кейс дает возможность приблизиться к практике, встать на позицию человека, реально принимающего решения, учиться на ошибках других.
Кейс-метод - это рассмотрение и оценка реальной ситуации. Он дает возможность понять, как принимаются на практике те или иные решения, к чему они приводят.
Кейс – метод развивает :
1. умственные, сенсорные и речевые способности.
2. аналитические умения: классифицировать, анализировать, представлять свой взгляд на решение проблемы.
3. формирует навыки коммуникативного взаимодействия (вести дискуссию, защищать собственную точку зрения, убеждать).
4. практические умения.
5. социальные умения (оценивать поведение детей, умение слушать, поддерживать чужое мнение).
В практике дошкольного образования можно широко использовать такой элемент кейс-технологий как кейс-иллюстрация.
Кейс-иллюстрация - это иллюстрация, которая используется для рассмотрения проблемной ситуации. Целью работы с ней является разбор сути проблемы, анализ возможных решений и выбор лучшего из них.
Кейс-иллюстрация отличается от наглядности тем, что предполагает знакомство детей с реальной или предполагаемой проблемой и выработку дошкольниками своего взгляда на ее решение. Рассматривая иллюстрации, дети обсуждают полученную информацию, рассуждают, принимают решение, могут предполагать и строить на основе этого прогноз.
Кейс-иллюстрации активизируют мысль детей, развивают воображение, воспитывают чувства, усиливают потребность в общении с другими людьми. А иллюстрация с продолжением мотивирует интерес детей.
Данные технологии помогают повысить интерес детей к изучаемому предмету, развивают у них такие качества, как социальная активность, коммуникабельность, умение слушать и грамотно излагать свои мысли.
В работе (младший возраст) педагоги используют Кейсы, иллюстрирующие проблему, которые применяю в основном при закреплении математических знаний и умений, а также в НОД. Конкретные примеры лучше сохраняются в памяти детей. Конкретная ситуация объединяет знание и практику, требует от ребенка активного умственного и эмоционального участия в анализе и обсуждении.
Конкретная ситуация должна соответствовать потребностям детей, отражать реальный сюжет отличаться «драматизмом» и проблемностью, достаточностью информации, должна быть по силам обучающимся, не содержать подсказок относительно решения проблемы. Задание - правильно поставленный вопрос. В нем должна быть мотивация на решение проблемы.
«Аленка потеряла куклу»
Цель: учить определять и обозначать словами положение предмета относительно себя: вверху, внизу, посередине, справа, слева, на, под, в и т. д.
Текст. Сегодня Аленка пришла в детский сад с куклой. Придя с прогулки, она не нашла свою любимую игрушку и расплакалась. Как бы вы поступили на месте Аленки?
«Три собачки»
Цель: продолжать учить детей соотносить предметы между собой по величине, используя в речи слова «большая», «поменьше», «маленькая», выделяя признаки сходства предметов, развивать зрительное внимание.
Текст. Бежали три собачки. Увидели они три конуры: большую, поменьше, маленькую. Обрадовались, что теперь у каждой будет свой домик. Полезла большая собачка в маленькую конуру, но не поместилась там (подсказки не должно быть). Как бы вы помогли собачкам, если они не знают какой из домиков им выбрать?
«Случай во время обеда»
Цель: закрепить умение детей сравнивать две группы предметов.
Текст. Наступило время обеда. Дежурные накрыли на стол. Помощник воспитателя разлила по тарелкам суп. Все стали обедать, только Петя сидел грустный. Оказалось, что у него нет ложки. Почему у Пети не было ложки?
«В гости к медвежонку»
Цель: закрепить знания о длине.
Текст. Медвежонок позвал в гости своих друзей – соседей: зайчонка, бельчонка, волчонка. Ребята так обрадовались, что решили устроить соревнование, кто быстрее добежит от своего домика до домика медвежонка. Первым прибежал заяц, вторым прибежал бельчонок, а волк прибежал последним. Почему так долго бежал волк?
«Кукла Катя встречает гостей»
Цель: учить устанавливать равенство между двумя группами предметов.
Текст. Кукла Катя пригласила в гости друзей. Накрыла на стол, положила конфеты в вазочку. Когда гости пришли, кукла огорчилась. Она не знает, хватит ли всем конфет. Как бы вы поступили на ее месте?
«В магазине»
Цель: продолжать учить соотносить цифры 1,2,3,4, с количеством предметов.
Текст. Дети играли в сюжетно – ролевую игру «Магазин». Они подавали денежку продавцу и говорили, сколько и каких предметов они хотят купить. Например «Я хочу купить три морковки для зайчика, потому что у меня на денежке написана цифра три». Продавец брала денежку, проверяла, благодарила за покупку. А новенькая девочка Лена не знала цифры. Когда подошла ее очередь, она не знала, что ей делать и стала все предметы с прилавка складывать в сумочку. Дети засмеялись, а лена очень обиделась. Как бы вы поступили на месте продавца?
Также, кейс-иллюстрации используются во время непосредственной образовательной деятельности по развитию речи детей старшего дошкольного возраста после прочтения текста или его части. Педагог предлагает проблемные ситуации на основе кейс-иллюстраций, занимает позицию равного партнера, совместно проживает с детьми события и решает посредством этого свои педагогические задачи.
Вот, например, воспитатель, у которого из основных направлений педагогической деятельности является социально-коммуникативное развитие, подобрала и внедрила в практику кейс-иллюстрации на такие темы как «Дружба», «Игра», «Поступки», «Семья», «Литературный герой», «Ябеда», «Профессии», «Опасности» и т. п.
Как известно, начало любого дела ведет за собой ряд вопросов и ошибок. Кейс-иллюстрации в практике этого педагога не стали исключением. Собирая папку «Литературный герой», воспиатель просто включила туда рисунки с изображением персонажа. На деле оказалось, что дошколята просто не увидели там проблемы, которую нужно решить. Таким образом, заменив портрет Карлсона на картинку, где он ест руками варенье, воспитатель с ребятами выявили сразу две проблемы: можно ли есть руками и не вредно ли употреблять так много сладкого? А когда вместо одинокого Буратино они рассмотрели иллюстрацию, где Буратино вместе с папой Карло, то выяснилось, что старших нужно уважать и прислушиваться к их советам.
Также воспитатель рассмотрела на примере такую фотографию.
Задав детям вопрос: что здесь изображено, можно получить ряд ответов (мальчик целует маму, ребенок говорит что-то маме, малыш рассказывает что-то няне или воспитательнице). Но если накануне прочитать ребятам сказку про Колю-ябеду, то дошкольникам обязательно придет в голову мысль, что мальчик-то просто ябедничает. Вместе педагог с детьми приходят к вопросу – как вести себя в ситуации, когда кто-то ябедничает? Варианты решения проблемы записывают в таблицу и находят наилучший.
Варианты решения
проблемы Последствия выбора
данного варианта Лучший вариант
Перестать разговаривать с
ябедой Проблема не исчезнет,
ябеда только больше
разозлится
Самим нажаловаться
воспитателю на ябеду Проблема не решится,
только больше станет
ябед
Объяснить ябеде
доброжелательным тоном,
как надо правильно
поступать, если что-то не
нравится Ябеда поймет, что другие
ребята не желают ей зла,
научится правильно себя
вести!
Конечно, педагог должен быть готов к любому выводу, сделанному ребенком, суметь грамотно и доступно объяснить последствия его решения, не оставить без внимания все ответы детей.
Использование кейс-иллюстраций в работе с детьми дошкольного возраста позволяет расширить творческие возможности педагога и оказывает положительное влияние на различные стороны развития дошкольников, в том числе и на развитие речи.
Вывод:
Кейс - технология помогает повысить интерес детей к изучаемому материалу, развивает у них такие качества, как социальная активность, коммуникабельность, умение слушать и грамотно излагать свои мысли.
Главное предназначение кейс-технологии — развивать способность исследовать различные проблемы и находить их решение, то есть, научиться работать с информацией.