МААМ-картинки

Использование метода интеллект-карт с детьми с нарушениями речи (из опыта работы) (5 фото)

Ирина Меткина
Использование метода интеллект-карт с детьми с нарушениями речи (из опыта работы)
▼ Скачать + Заказать документы

Использование метода интеллект-карт с детьми с нарушениями речи (из опыта работы)
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение Детский сад Статья для воспитателей из Опыт работы практика опыта работы Публикация Использование метода интеллект карт с детьми с нарушениями речи из опыта работы размещена в разделах Интеллект карты Методика ментальных карт Тони Бьюзена Опыт работы практика Работа с Особыми детьми Работа с дошкольниками которые имеют нарушения речи требует от педагога навыков организации образовательного процесса с особенными детьми

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад №145»

Статья для воспитателей

(из опыта работы)

Публикация «Использование метода интеллект-карт с детьми с нарушениями речи (из опыта работы)» размещена в разделах

Использование интеллект - карт детьми

старшего дошкольного возраста с нарушениями речи

Автор – составитель: воспитатель

первой квалификационной категории

Меткина Ирина Владимировна

г. Дзержинск

2022 г.

Работа с дошкольниками, которые имеют нарушения речи, требует от педагога навыков организации образовательного процесса с особенными детьми. Педагог корректирует все компоненты речи, коммуникативную и познавательную деятельность для оптимальной и эффективной адаптации детей к условиям социума.

Интеллектуальные карты как раз способствуют облегчению, систематизации и усвоению детьми знаний, а также развитию речевых способностей.

При работе детей с проблемами речи прежде всего формируются фонематические умения: правильное произношение, овладение звуковым синтезом. Интеллектуальные карты являются помощниками при отработке поставленного звука. С помощью карт дети на индивидуальных занятиях закрепляют правильную артикуляцию звука, автоматизируют его произношение в словах и предложениях, составленных с помощью символов на интеллект-карта.

В речевом развитии я применяю её в двух направлениях:

Закрепление и обобщение материала. Создание обобщенной интеллект- карты может являться итоговой работой по изученным темам. Выполняя данное задание, дети закрепляют навыки звукового анализа, умение выделить главную мысль, пополняется активный и пассивный словарь.

Развитие связной речи. Составление рассказов по интеллект-карте. Выполняя данное задание, дети самостоятельно и последовательно излагают свои мысли, становятся более активными при разговоре, формируются умения отвечать на вопросы распространенно, словарь становится точен и разнообразен.

Мой опыт

В своей педагогической практике применять интеллект-карты я начала давно, даже ещё не зная их названия, в основном, используя их в процессе знакомства с окружающим миром. Работу по применению интеллект-карт я продолжаю и сейчас, стараясь вносить их в проектную деятельность с детьми, делая наши проекты более интересными, яркими и запоминающимися.

В результате обозначился следующий алгоритм работы по применению интеллектуальной карты в организации проектной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста.

Во-первых, я стараюсь использовать интеллекткарты на разных этапах проектной деятельности:

1. На этапе планирования проекта (позволяет ярче увидеть проблему и определить пути её решения)

Предлагаю детям сформулировать новую тему для познания, используя модель трех вопросов:

• Что мы знаем?

• Что хотим узнать?

• Что нужно сделать, чтобы узнать?

2. В основной его части (углубляет и уточняет знания ребенка, делает их визуально ярче и памятнее)

3. Как итог – в заключительной (способствует совершить охват выполненной работы целиком, увидеть его в целом визуальном образе, позволяет вернуться к нему вновь, вспомнить и освежить в памяти) Например, в информационно – познавательном проекте «Азбука энергосбережения» дети подготовительной группы самостоятельно изготовляли буклеты «Советы Берегоши» по итогам проектной выполненной работы (показ буклетов)

Во-вторых, чтобы создать качественную, понятную и доступную пониманию детей И-К, необходимо тщательно продумать вопросы, которые педагог будет задавать детям, направляя их внимание в необходимое русло. Для этого я каждый раз составляю некую инструкцию по составлению И-К с детьми, вопросник. Например, предоставляю вашему вниманию

предполагаемые вопросы к детям по изготовлению буклетов «Советы Берегоши» с помощью метода интеллект – карт (в рамках проекта «Азбука энергосбережения»)

1. Ребята, что вы узнали нового о том, что такое энергия?

2. Как вы думаете, мы можем с вами дать другим людям советы, как можно беречь энергию – тепло, свет, воду?

3. Давайте стрелками – схемами изобразим, как это можно сделать. Посмотрите, у нас три поля – желтое, белое и голубое. Вы уже догадались, что они обозначают? Предлагайте, фломастерами каких цветов мы будем рисовать стрелки на каждом из них?

4. Подумаем, как мы можем сберечь воду? Как мы это изобразим? …. тепло? …свет?

5. Ребята, как вы считаете, мы можем кому- нибудь подарить наши советы? Кому?

В-третьих, развиваю у детей умение изображать свои мысли и слова схематично, с помощью символов. Это многим детям (да что скрывать, и взрослым) бывает очень сложно, так как требует активации правого полушария головного мозга, отвечающего за творчество и креативность. Поэтому, для развития межполушарных связей, я практикую в своей работе систематическое использование разнообразных нейро-игр и движений с пальчиками, игр в «Ассоциации», «Картинки-перевёртыши» и метод Кластера (подбор ассоциаций в более широком формате). Работу с детьми по составлению карт памяти я веду с учетом принципа последовательности и постепенности, начиная от простого и понятного. Недостаточность словарного запаса, непонимание значения и смысла некоторых слов делают рассказы детей информативно бедными, им трудно строить последовательный, логический рассказ.

Поэтому, в-четвертых, когда И-К создана, конечно же, это не конец работы, не финал, так как очень важно научить детей ею пользоваться, строить по ней связные рассказы, возвращаться к ней периодически, освежая информацию в памяти и способствуя более качественному усвоению материала.

В итоге, работая с помощью технологии И-К, я поняла, что такие карты являются огромными помощниками в работе с детьми, так как:

1. Они развивают творческое воображение ребенка, способствует развитию свойства мышления (анализ, синтез, умение сравнивать, памяти. С помощью интеллектуальных карт ребенок идет в развитии от простых логических операций к сложным и умению анализировать.

2. Формируют умения и навыки, которые связанны с восприятием, переработкой и обменом поступающей информации. В результате применения И-К ребенок не только усваивает информацию, но и учится оперативно с ней работать.

3. В процессе продуктивной деятельности воспитанники становятся более уверенными в своих силах и способностях, а так же чаще проявляют творчество и ассоциативное мышление.

4. Использование в работе с детьми метода интеллект – карт эффективно сказалось на повышении познавательной активности дошкольников, на достижениях детей в различных видах деятельности.

5. Дети улучшают словарный запас, развивают связную речь. При составлении рассказов по И-К, дети самостоятельно и последовательно излагают свои мысли, становятся более активными при разговоре (особенно скромные дети, формируются умения отвечать на вопросы распространенно, словарь становится точен и разнообразен.

Применение интеллектуальных карт в процессе обучения способствует познавательному и речевому развитию ребёнка. Методика является очень эффективной, так как на всех этапах работы предусматривается опора на наглядность и моделирование, что способствует развитию восприятия, памяти, мышления, воображения, творческих способностей, словаря, грамматического строя и планирующей функции речи. В результате применения интеллектуальных карт ребёнок учится не только усваивать информацию, но и оперативно с ней работать. Тем и ценен этот метод, что является универсальным способом познания окружающего мира и знаний, накопленных человеком, формирует преемственность между детским садом и школой.

Всем своим коллегам рекомендую обратить внимание на эту «золотую» (я бы так ее назвала) технологию.

Спасибо за внимание!

Публикации по теме:

Проект «Использование метода интеллект-карт в образовательном процессе ДОУ»Проект «Использование метода интеллект-карт в образовательном процессе ДОУ» Актуальность: Время информационных технологий, в которое мы живем, заставляет все больше задумываться о том, как помочь детям охватить.

Опыт работы «Использование интеллект-карт в работе с детьми дошкольного возраста»Опыт работы «Использование интеллект-карт в работе с детьми дошкольного возраста» 1-ый слайд. Добрый день, уважаемые коллеги! Тема моего выступления «Использование интеллект-карт в работе с детьми дошкольного возраста».

Интеллект-карта «Россия». Рекомендации для педагогов по созданию интеллект-карт в детском садуИнтеллект-карта «Россия». Рекомендации для педагогов по созданию интеллект-карт в детском саду Интеллект- карта, карта мыслей или ассоциаций- это способ записи мыслей с помощью схем. В работе с детьми старшего дошкольного возраста.

Исследовательская деятельность в рамках сотрудничества со старшими дошкольниками с использованием интеллект-картИсследовательская деятельность в рамках сотрудничества со старшими дошкольниками с использованием интеллект-карт План работы исследовательской деятельности по теме «Осень" на месяц октябрь во второй младшей группе № 8,в рамках сотрудничества со старшими.

Использование дидактических игр в работе с детьми младшей группы (из опыта работы) Использование дидактических игр в работе с детьми младшей группы (из опыта работы) «…Дайте же детям играть, пока игра их радует, влечёт.

Использование интеллект-карт в работе логопедаИспользование интеллект-карт в работе логопеда .

Использование интеллектуальных карт в работе с дошкольниками для развития речи и мышленияИспользование интеллектуальных карт в работе с дошкольниками для развития речи и мышления С внедрением ФГОС в дошкольное образование каждый педагог пытается найти новые идеи, подходы, формы и методы работы в своей педагогической.

Использование пособия «Игровой парашют» в работе с детьми дошкольного возраста (из опыта работы)Использование пособия «Игровой парашют» в работе с детьми дошкольного возраста (из опыта работы) В России впервые детский игровой парашют был продемонстрирован в 1996 году на Международном практическом семинаре педагогами Голландии,.

Из опыта работы по теме самообразования «Использование мнемотехники для развития связной речи у дошкольников»Из опыта работы по теме самообразования «Использование мнемотехники для развития связной речи у дошкольников» Использование мнемотехники в ДОУ с младшего дошкольного возраста способствует расширению и обогащению словаря, развитию грамматического.

Применение метода интеллект-карт в систематизации знаний дошкольниковПрименение метода интеллект-карт в систематизации знаний дошкольников Интеллект-карты: один из методов организации воспитательно-образовательного процесса с детьми старшего дошкольного возраста Актуальность.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Использование метода интеллект-карт с детьми с нарушениями речи (из опыта работы)
Опубликовано: 20 марта 2022 в 14:31
+2Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Использование метода интеллект-карт с детьми с нарушениями речи (из опыта работы)» (включая файлы) размещена пользователем Ирина Меткина (УИ 2940804) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Календарь
23 декабря 2024 понедельник
Составляем генеалогическое древо семьи!
24 декабря 2024 вторник



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД