Лучший педагог года Итоги 2024

Консультация для педагогов «Использование метеостанции в коррекционной работе с детьми с ОВЗ»

Татьяна Бабченко
Консультация для педагогов «Использование метеостанции в коррекционной работе с детьми с ОВЗ»
▼ Скачать + Заказать документы

Экологическое воспитание это фундамент для полноценного развития личности, при котором ребенок не только усваивает принятые нормы в отношениях «человек – природа» и «человек – человек», но и развивает свои познавательные процессы (память, внимание, мышление, речь и воображение).

Во многих работах отечественных педагогов: Лебедевой Е. А., Дубинина Н. Н, Костиной С. В., Кузнецова А. А., Ширяевой Л. Ю., говорится о необходимости экологического воспитания дошкольников. Особое значение для развития личности дошкольника имеет усвоение им представлений о взаимосвязи природы и человека.

В детском саду основная образовательная программа по воспитанию, развитию и обучению детей основана на ФГОС ДО. В этом документе прописан раздел работы с дошкольниками — формирование элементарных естественно-научных представлений. Сюда относится экологическое воспитание, формирование представлений об окружающей среде и целостной картине мира.

Развивающая предметно – пространственная среда организации (участка) должна обеспечивать игровую, познавательную, исследовательскую и творческую активность всех категорий воспитанников, экспериментирование с доступными материалами. Особенно это касается детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ).

Современная напряженная экологическая обстановка требует новых подходов к проблемам экологического воспитания дошкольников. Поэтому перед педагогами дошкольного образования в настоящее время стоит важная задача: искать новые современные и эффективные методы повышения экологической грамотности детей. Чтобы поддержать интерес к наблюдениям и активизировать работу по экологическому воспитанию мы используем в работе объект со множеством элементов, позволяющих ребенку заниматься исследовательской деятельностью – метеостанцию.

Метеостанция — это эффективный способ формирования у детей понимания окружающей среды и развития их интереса к природе.

Использование метеостанции в экологическом воспитании дошкольников с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) может быть особенно полезным, так как это позволяет адаптировать образовательные методы и подходы к индивидуальным потребностям детей таких как: доступность информации, наблюдение и сенсорные впечатления, игровые формы обучения, индивидуальный подход, развитие коммуникативных навыков, работа в команде, экологические эксперименты.

Занятия на метеостанции с детьми с ОВЗ направлено на формирование первичных экологических знаний и элементарных естественно - научных представлений.

Некоторые задачи такого использования:

• организовать опытно-исследовательскую деятельность детей для систематического наблюдения за погодой;

• сформировать представления о временах года, о существенных признаках сезона;

• развивать умение устанавливать причинно – следственные связи между природными явлениями;

• учить детей с помощью знаков и символов фиксировать свои наблюдения в календарях погоды;

• знакомить детей с приборами-помощниками: термометром, дождемером, флюгером, барометром, снегомером, ловцом облаков.

• развивать у детей навыки исследовательской деятельности: любознательность, наблюдательность, умение сравнивать, предполагать, анализировать, сопоставлять, рассуждать, находить, делать выводы и умозаключения, а также фиксировать их с помощью мнемотаблицы, дневника наблюдений, макета, фото- и видеорепортаж;

• формировать представление о значении погоды в жизни человека, растительного и животного мира;

• привлекать родителей к совместной деятельности по созданию метеостанции.

Использование метеостанции в занятиях с детьми с ОВЗ способствует развитию в разных образовательных областях:

• Познавательное развитие. Дети получают конкретные естественнонаучные знания, расширяют кругозор, получают целостное представление о науке метеорологии, устанавливают причинно-следственные связи явлений, учатся практическому применению знаний.

• Речевое развитие. У детей расширяется, обогащается, уточняется и активизируется словарь на основе систематизации и обобщения знаний об окружающем. Обогащается экспрессивная речь детей сложными словами, многозначными словами, словами в переносном значении и однокоренными словами. Развивается связная речь и навыки речевого общения. Дети учатся использованию принятых норм вежливого речевого общения. У детей формируется умение составлять рассказы из личного опыта, рассказывать о переживаниях, связанных с увиденным. В ходе обсуждения дети видят проблемы, задают вопросы, выдвигают гипотезы, делают выводы и умозаключения, учатся анализировать, обобщать.

• Социально-коммуникативное развитие. У детей формируются гражданские чувства: чувства любви к родному городу, России, привязанности к родной земле, преданности Отечеству. Дети учатся работать в команде, составлять прогнозы и обосновывать их, составлять рекомендации (какую одежду выбрать, идти ли на прогулку и т. д.).

• Художественно-эстетическое развитие. Побуждает к развитию детских фантазий при рассматривании явлений природы, слушанию музыкальных произведений, знакомству с устным народным творчеством о погоде, приобщает детей к славянской народной культуре.

• Совместная трудовая деятельность. Воспитывает у детей бережное отношение к результатам чужого труда, отрицательного отношения к безделью.

• Формирование основ безопасного поведения в природе. У детей закрепляются навыки безопасного поведения на прогулочной площадке, на улице и в природной среде.

• Овладение нормами и правилами здорового образа жизни. У детей формируются установки на здоровый образ жизни: совершенствуются адаптационные способности организма детей, умения приспосабливаться к изменяющимся условиям внешней среды.

В процессе проведения занятий на метеостанции можно использовать дидактические игры, направленные на развитие речи, например, «Синоптики», «Ведущий прогноза погоды», «Путаница», «Игра в метеоролога», «Сказка о погоде», а также игры на развитие моторики и игры «Воздух, вода, земля», «Расскажи без слов», «Что лишнее», «Куда указывает флюгер», «Изобрази погоду» направленные в том числе и на развитие коммуникативных навыков и коррекцию речевых нарушений.

Основной формой работы в соответствии с ФГОС ДО и программой ДО является игровая деятельность – основная форма деятельности дошкольников. Поэтому дидактические игры на метеостанции являются эффективным /способом организации познавательной деятельности детей, направленной на получение им новых знаний, навыков, развитие его логического и ассоциативного мышления,/, действенным средством коррекции речевых нарушений и развития коммуникативных навыков у детей с ОВЗ.

Таким образом, использование метеостанции в работе с дошкольниками с ограниченными возможностями здоровья не только способствует воспитанию экологической грамотности и культуры, но корригирует имеющиеся у детей речевые отклонения, помогает развивать важные навыки: наблюдательность, коммуникацию. Адаптация методов обучения к индивидуальным потребностям детей делает процесс обучения более доступным и эффективным для дошкольников с ОВЗ.

Авторы-составители: Бабченко Т. Н.

Останина Н. Е.

Колдаева И. М

Публикации по теме:

Использование игровых технологий в лого-коррекционной работе с детьми дошкольного возраста (3 слайд) Речь – самый простой и самый сложный способ самоутверждения. Пользоваться ею - серьёзная наука и немалое искусство. Хорошо развитая.

Использование возможностей образовательной среды в коррекционной работе с детьми, имеющими нарушения зренияИспользование возможностей образовательной среды в коррекционной работе с детьми, имеющими нарушения зрения Для успешного воспитания и обучения детей с нарушениями зрения создается коррекционно-развивающая среда, которая является важным реабилитационным.

«Цветущая яблоня в подарок». Использование арттерапевтических технологий в коррекционной работе с детьми«Цветущая яблоня в подарок». Использование арттерапевтических технологий в коррекционной работе с детьми Использование арттерапевтических технологий в коррекционной работе с детьмиТак звучит тема моего самообразования в этом учебном году. И.

Библиотека изображений:
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Консультация для педагогов «Использование метеостанции в коррекционной работе с детьми с ОВЗ»
Опубликовано: 5 февраля 2025 в 19:17
+5Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Консультация для педагогов «Использование метеостанции в коррекционной работе с детьми с ОВЗ»» (включая файлы) размещена пользователем Татьяна Бабченко (УИ 306622) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Календарь
07 февраля 2025 пятница
Акция "Огнетушитель в каждый дом!"
Проведите противопожарную акцию

Олимпиада для детей по пожарной безопасности
Приглашаем поучаствовать в Олимпиаде!

Конкурс творческих работ по пожарной безопасности
Добавляйте поделки и рисунки на конкурс!
Официальная дата праздника - 7 февраля, но основные мероприятия обычно проводят в следующие за этим днем выходные.
Конкурс поделок на тему спорта
08 февраля 2025 суббота
Отмечаем день науки с будущими учеными!
"Лыжня России-2025!" В этом году гонка посвящена 80-й годовщине Победы в Великой Отечественной войне.
Пионеры-герои Великой Отечественной войны
Знакомимся с профессией химик!



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД