Татьяна Бабченко
Консультация для педагогов «Использование метеостанции в коррекционной работе с детьми с ОВЗ»
▼ Скачать + Заказать документы
Экологическое воспитание это фундамент для полноценного развития личности, при котором ребенок не только усваивает принятые нормы в отношениях «человек – природа» и «человек – человек», но и развивает свои познавательные процессы (память, внимание, мышление, речь и воображение).
Во многих работах отечественных педагогов: Лебедевой Е. А., Дубинина Н. Н, Костиной С. В., Кузнецова А. А., Ширяевой Л. Ю., говорится о необходимости экологического воспитания дошкольников. Особое значение для развития личности дошкольника имеет усвоение им представлений о взаимосвязи природы и человека.
В детском саду основная образовательная программа по воспитанию, развитию и обучению детей основана на ФГОС ДО. В этом документе прописан раздел работы с дошкольниками — формирование элементарных естественно-научных представлений. Сюда относится экологическое воспитание, формирование представлений об окружающей среде и целостной картине мира.
Развивающая предметно – пространственная среда организации (участка) должна обеспечивать игровую, познавательную, исследовательскую и творческую активность всех категорий воспитанников, экспериментирование с доступными материалами. Особенно это касается детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ).
Современная напряженная экологическая обстановка требует новых подходов к проблемам экологического воспитания дошкольников. Поэтому перед педагогами дошкольного образования в настоящее время стоит важная задача: искать новые современные и эффективные методы повышения экологической грамотности детей. Чтобы поддержать интерес к наблюдениям и активизировать работу по экологическому воспитанию мы используем в работе объект со множеством элементов, позволяющих ребенку заниматься исследовательской деятельностью – метеостанцию.
Метеостанция — это эффективный способ формирования у детей понимания окружающей среды и развития их интереса к природе.
Использование метеостанции в экологическом воспитании дошкольников с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) может быть особенно полезным, так как это позволяет адаптировать образовательные методы и подходы к индивидуальным потребностям детей таких как: доступность информации, наблюдение и сенсорные впечатления, игровые формы обучения, индивидуальный подход, развитие коммуникативных навыков, работа в команде, экологические эксперименты.
Занятия на метеостанции с детьми с ОВЗ направлено на формирование первичных экологических знаний и элементарных естественно - научных представлений.
Некоторые задачи такого использования:
• организовать опытно-исследовательскую деятельность детей для систематического наблюдения за погодой;
• сформировать представления о временах года, о существенных признаках сезона;
• развивать умение устанавливать причинно – следственные связи между природными явлениями;
• учить детей с помощью знаков и символов фиксировать свои наблюдения в календарях погоды;
• знакомить детей с приборами-помощниками: термометром, дождемером, флюгером, барометром, снегомером, ловцом облаков.
• развивать у детей навыки исследовательской деятельности: любознательность, наблюдательность, умение сравнивать, предполагать, анализировать, сопоставлять, рассуждать, находить, делать выводы и умозаключения, а также фиксировать их с помощью мнемотаблицы, дневника наблюдений, макета, фото- и видеорепортаж;
• формировать представление о значении погоды в жизни человека, растительного и животного мира;
• привлекать родителей к совместной деятельности по созданию метеостанции.
Использование метеостанции в занятиях с детьми с ОВЗ способствует развитию в разных образовательных областях:
• Познавательное развитие. Дети получают конкретные естественнонаучные знания, расширяют кругозор, получают целостное представление о науке метеорологии, устанавливают причинно-следственные связи явлений, учатся практическому применению знаний.
• Речевое развитие. У детей расширяется, обогащается, уточняется и активизируется словарь на основе систематизации и обобщения знаний об окружающем. Обогащается экспрессивная речь детей сложными словами, многозначными словами, словами в переносном значении и однокоренными словами. Развивается связная речь и навыки речевого общения. Дети учатся использованию принятых норм вежливого речевого общения. У детей формируется умение составлять рассказы из личного опыта, рассказывать о переживаниях, связанных с увиденным. В ходе обсуждения дети видят проблемы, задают вопросы, выдвигают гипотезы, делают выводы и умозаключения, учатся анализировать, обобщать.
• Социально-коммуникативное развитие. У детей формируются гражданские чувства: чувства любви к родному городу, России, привязанности к родной земле, преданности Отечеству. Дети учатся работать в команде, составлять прогнозы и обосновывать их, составлять рекомендации (какую одежду выбрать, идти ли на прогулку и т. д.).
• Художественно-эстетическое развитие. Побуждает к развитию детских фантазий при рассматривании явлений природы, слушанию музыкальных произведений, знакомству с устным народным творчеством о погоде, приобщает детей к славянской народной культуре.
• Совместная трудовая деятельность. Воспитывает у детей бережное отношение к результатам чужого труда, отрицательного отношения к безделью.
• Формирование основ безопасного поведения в природе. У детей закрепляются навыки безопасного поведения на прогулочной площадке, на улице и в природной среде.
• Овладение нормами и правилами здорового образа жизни. У детей формируются установки на здоровый образ жизни: совершенствуются адаптационные способности организма детей, умения приспосабливаться к изменяющимся условиям внешней среды.
В процессе проведения занятий на метеостанции можно использовать дидактические игры, направленные на развитие речи, например, «Синоптики», «Ведущий прогноза погоды», «Путаница», «Игра в метеоролога», «Сказка о погоде», а также игры на развитие моторики и игры «Воздух, вода, земля», «Расскажи без слов», «Что лишнее», «Куда указывает флюгер», «Изобрази погоду» направленные в том числе и на развитие коммуникативных навыков и коррекцию речевых нарушений.
Основной формой работы в соответствии с ФГОС ДО и программой ДО является игровая деятельность – основная форма деятельности дошкольников. Поэтому дидактические игры на метеостанции являются эффективным /способом организации познавательной деятельности детей, направленной на получение им новых знаний, навыков, развитие его логического и ассоциативного мышления,/, действенным средством коррекции речевых нарушений и развития коммуникативных навыков у детей с ОВЗ.
Таким образом, использование метеостанции в работе с дошкольниками с ограниченными возможностями здоровья не только способствует воспитанию экологической грамотности и культуры, но корригирует имеющиеся у детей речевые отклонения, помогает развивать важные навыки: наблюдательность, коммуникацию. Адаптация методов обучения к индивидуальным потребностям детей делает процесс обучения более доступным и эффективным для дошкольников с ОВЗ.
Авторы-составители: Бабченко Т. Н.
Останина Н. Е.
Колдаева И. М