Марина Басиньская
Использование математических дидактических игр в работе с детьми
▼ Скачать + Заказать документы
Развитие элементарных математических представлений — это исключительно важная часть интеллектуального и личностного развития дошкольника. В соответствии с ФГОС дошкольное образовательное учреждение является первой образовательной ступенью, и детский сад выполняет важную функцию подготовки детей к школе. И от того, насколько качественно и своевременно будет подготовлен ребенок к школе, во многом зависит успешность его дальнейшего обучения.
Публикация «Использование математических дидактических игр в работе с детьми» размещена в разделах
- Дидактические игры
- Математика. Игры и дидактические пособия по ФЭМП
- Математика. Математические представления, ФЭМП
- Темочки
Первоначальное усвоение математических представлений в дошкольном возрасте служит подготовкой к дальнейшему обучению математике в школе и, вместе с тем, оказывает многостороннее влияние на общее развитие детского мышления.
Математическое развитие детей дошкольного возраста осуществляется как в результате приобретения ребенком знаний в повседневной жизни (прежде всего в результате общения со взрослым, так и путем целенаправленного обучения на занятиях по формированию элементарных математических знаний.
Эффективность формирования математических представлений возрастает, если учитываются индивидуальные особенности детей, поэтапность формирования математических представлений в онтогенезе, а также ведущая деятельность ребенка на данном возрастном этапе. Учитывая, что для детей старшего дошкольного возраста ведущей является игровая деятельность, наиболее эффективное развитие происходит в процессе игры.
Возможности игровых технологий обеспечивают успешные условия развития детей, способствуют формированию всех когнитивных процессов и математических представлений главным образом. Такими условиями формирования математических представлений в условиях организации игр являются:
-в процесс игры перед ребенком стоит задача не только получить определенный результат, но и соблюдать правила игры, что позволяет самостоятельно находить решения, применять уже усвоенные алгоритмы.
- в процессе игры дети могут не только проговаривать запомненный материал, но и оперировать им, использовать ранее полученные знания в практическом плане.
Успешное решение задачи математического развития дошкольников возможно не только в процессе непосредственного обучения во время специальных занятий, но и в процессе применения во время занятий игровых при мов и упражнений, при широком использовании дидактических игр и упражнений. Игры благотворно влияют не только на развитие математических представлений, но и на сохранение и дальнейшее обогащение сенсорного опыта, развитие представлений о свойствах и качествах явлений и предметов и т. д. В дидактических играх дети приобретают и закрепляют знания о свойствах предметов, овладевают умением выделять их и сравнивать, продвигаясь в своём математическом развитии. В дидактических играх легко интегрируются разнообразные содержания, и игра может быть включена в любое занятие, позволяя повысить интерес дошкольника к нему, активизировать деятельность
В процессе развития математических представлений у детей дошкольного возраста используются дидактические игры, позволяющие решать программные задачи по всем направлениям: количество, величина, форма, пространство, время.
Так, например, проведение таких дидактических игр, как: «Какой цифры не стало?», «Сколько?», «Назови соседей» и т. д. позволило детям научиться свободно, оперировать числами в пределах 10 и сопровождать словами свои действия. В игре «Считай не ошибись!» дети упражнялись в прямом и обратном счете, усваивали порядок следования чисел натурального ряда.
Для закрепления знаний о форме геометрических фигур детям предлагались различные виды дидактических игр и упражнений : на овладение последовательным обследованием формы предметов с применением системы геометрических образцов («Отгадай, что на моей картинке», «У кого такая же игрушка!», «Найди на ощупь» и т. д., на аналитическое восприятие сложной формы и воссоздание ее из элементов («Фигурки из цветной мозаики», «Выложи предмет» и др., на ознакомление с разными измерениями предметов («Сломанная лестница»).
С большим удовольствием дети включались в игры на ориентирование в пространстве. Нашей задачей было научить детей ориентироваться в специально созданных пространственных ситуациях и определять свое место по заданному условию. При помощи дидактических игр и упражнений все дети группы научились определять словом положение того или иного предмета по отношению к другому. В работе были использованы игры «Расскажи про свой узор», «Мастерская ковров», «Художник», «Путешествие по комнате» и многие другие.
Для закрепления знаний о днях недели и их последовательности нами были проведены игры «Живая неделя», «Назови скорее», «Назови пропущенное слово». В играх «Круглый год», «Двенадцать месяцев» закреплялось название и последовательность месяцев.
В связи с внедрением ФГОС дошкольного образования, каждый педагог ищет новые подходы в своей педагогической деятельности. Для нас таким подходом в формировании математических представлений у детей дошкольного возраста стало использование математического лэпбука.
Обобщая накопленный опыт разработки пособий данного типа, отметим лэпбук – это портфолио или коллекция маленьких книжек с кармашками и окошечками, которые дают возможность размещать информацию в виде рисунков, небольших текстов, диаграмм и графиков в любой форме и на любую тему. Это книга, которую ребенок собирает сам, или при помощи взрослого, склеивает ее отдельные части в единое целое, креативно оформляет, используя всевозможные цвета и формы, числа и т. д. Чаще всего основой для лэпбука является твердая бумага или картон, главное, чтобы по размеру лэпбук умещался на коленях ребенка.
С другой стороны, лэпбук – разновидность метода проекта. Создание лэпбука содержит все этапы проекта: целеполагание (выбор темы, разработка (составление плана, выполнение (практическая часть, подведение итогов. Эффективность лэпбука определяется уже на этапе его создания, ведь дети не получают знания в готовом виде, а добывают их сами в процессе собственной исследовательской – познавательной деятельности. Определяя роль лэпбука в развитии математических представлений дошкольников, стоит выделить такие важные аспекты. Во - первых, лэпбук помогает ребенку по своему желанию организовать информацию по интересующей его теме, лучше понять и запомнить материал. Во - вторых, это отличный способ для повторения пройденного материала. В любое удобное время ребенок просто открывает Лэпбук и с радостью повторяет пройденное, рассматривая сделанную своими же руками книжку. В - третьих, дети принимают участие в сборе и организации информацию. В - четвертых, можно выбрать задания под силу каждому (кармашки с карточками или фигурками животных, а так же задания, подразумевающие умение писать, считать).
Такая необычная подача материала, как лэпбук привлекала внимание дошкольников, они часто обращались к данной папке, чтобы полистать и поиграть в нее, а заодно, незаметно для себя, повторить пройденный материал. Игры с математическим содержанием вызывали особый интерес у большинства детей и приносили детям радость и удовлетворение. Однако мы отмечали, что у некоторых детей возникают затруднения в процессе решения дидактической задачи игры. Мы постарались организовать с такими детьми индивидуальную работу по закреплению некоторых математических представлений (например, представления о частях суток, и днях недели, привлекали к организации игр на занятиях по математическому развитию.
Продолжительная увлеченная игра свидетельствовала, что совместное достижение цели, преодоление трудностей доставляют детям радость. Увлекательная форма работы создавала условия для развития личности, мотивации и способностей к обучению у детей. Они овладели рациональными приемами сравнения, были прочно сформированы сенсорные эталоны, повысился интерес к опытно-экспериментальной деятельности.
Использование дидактических игр и математического лэпбука позволяют сделать вывод о том, что проведенная работа способствовала развитию представлений детей о геометрических фигурах (квадрат, треугольник, прямоугольник, развитию умения определять форму окружающих предметов, дети познакомились со структурными элементами геометрических фигур, с прямоугольником и его характерными особенностями.
Таким образом, система работы по средствам математических дидактических игр способствует более успешному формированию математических способностей, математических представлений и основных при мов логического мышления.
Полученные результаты позволяют судить об эффективности применения математических дидактических игр. Ознакомление детей с математикой наилучшим образом происходит при сочетании различных методов и приемов обучения, данным требованиям отвечает использование математических дидактических игр.