Раиса Кокоревич
Использование мастер-классов как активной формы взаимодействия с родителями
▼ Скачать + Заказать документы
Использование мастер-классов как активной формы взаимодействия с родителями
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 37
Тематическая неделя
«Организация деятельности ДОУ по обеспечению психолого-педагогической поддержки семьи и повышению компетентности родителей в вопросах развития, укрепления здоровья детей в условиях реализации ФГОС ДО»
Обобщение опыта работы по теме:
Публикация «Использование мастер-классов как активной формы взаимодействия с родителями» размещена в разделах
- Мастер-классы для родителей
- Работа с родителями. Взаимодействие с семьями
- Родительские собрания в детском саду
- Темочки
«Использование мастер-классов как активной формы взаимодействия с родителями в вопросах художественно-эстетического развития дошкольников».
(18 марта 2016 года)
Подготовила
Кокоревич Р. Н., воспитатель.
(Слайд 1) Вашему вниманию сегодня я хочу представить свой опыт работы по теме «Использование мастер-классов как активной формы взаимодействия с родителями в вопросах художественно-эстетического развития дошкольников».
(Слайд 2) Согласно ФГОС ДО, одним из целевых ориентиров на этапе завершения дошкольного образования является следующее: «ребенок обладает установкой положительного отношения к миру, к разным видам труда, другим людям и самому себе, обладает чувством собственного достоинства; активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми, участвует в совместных играх. Способен договариваться, учитывать интересы и чувства других, сопереживать неудачам и радоваться успехам других, адекватно проявляет свои чувства, в том числе чувство веры в себя, старается разрешать конфликты».
В рамках темы своего выступления я акцентирую внимание на следующие позиции: «ребенок обладает установкой положительного отношения к миру, к разным видам труда»,«активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми» и «способен договариваться, учитывать интересы и чувства других».
Очевидно, что для формирования данных целевых ориентиров необходим не только поиск инновационных программ и технологий, но и апробирование активных форм организации детской деятельности. И что немало важно, необходимо создать условия для вовлечения родителей в образовательный процесс, установление конструктивных, партнерских взаимоотношений между взрослыми и детьми.
(Слайд 3) Поэтому свою работу планирую и реализую с учетом позиции сотрудничества с родителями в процессе развития детей. Для меня очень близко следующее понятие сотрудничества: «Сотрудничество - тип взаимоотношений людей между собой в процесседеятельности, характеризующийся согласованностью, слаженностью мнений и действий
(Бим-Бад Б. М. Педагогический энциклопедический словарь. М. , 2002.)».
Можно ли сегодня говорить о полном выполнении данного определения? К сожалению, нет, поскольку сотрудничество предполагает равноправное участие и родителей и педагогов. Это, практически невозможно. Но создать условия для того, чтобы родители из пассивных наблюдателей и критиков стали непосредственными участниками всех событий группы – доступно всем педагогам.
Наиболее интересной активной формой взаимодействия, по моему мнению, является мастер-класс.
(Слайд 4) И сегодня я поделюсь опытом использования мастер-класса как эффективной формы организации взаимодействия взрослых и детей.
Мы себя чувствуем комфортно там, где установились хорошие, дружеские отношения. Чем раньше человек научится взаимодействию с другими людьми, тем легче он адаптируется в социуме.
Почему же именно мастер-класс стал основной формой взаимодействия взрослых и детей? Для ответа на этот вопрос предлагаю обратиться к терминологии.
Так что же такое мастер-класс? В переводе с английского, мастер означает – лучший в какой-либо области + класс – занятие, урок. Мастер - класс – это неформальное объединение родителей с детьми и педагога, и поэтому, именно мастер-класс позволяет мне сформировать у них интерес к совместной продуктивной деятельности и экспериментированию с художественными материалами в комфортной, непринужденной обстановке.
«Мастер-класс - ярко выраженная форма ученичества именно у Мастера, то есть передача мастером ученикам опыта, мастерства, искусства в точном смысле, чаще всего - путем прямого и комментированного показа приемов работы» - М. М. Поташник.
(Слайд 5) В процессе подготовки мастер-классов учитываю методические рекомендации доктора педагогических наук И. А. Лыковой по созданию условия для художественной деятельности:
• поддержки интересов ребенка со стороны взрослых;
• интеграции познавательной и художественной деятельности;
• актуализации разнообразных форм самовыражения детей и взрослых;
• поощрения инициативы и самостоятельности.
Как правило, на мастер-классах дети получают знания о различных изобразительных техниках, имеют возможность работать новыми для них материалами. Зачастую и для родителей данные техники бывают незнакомы.
Каждый мастер – класс решает не только практические задачи, но и воспитательно-образовательные, что в целом позволяет мне всесторонне развивать личность ребенка и родителей.
Мастер – класс провожу с периодичностью один раз в 3 месяца. Встреча длится от 30 до 45 минут. О теме очередного мастер - класса, его особенностях родители узнают из афиш или пригласительных билетов.
На этапе планирования мастер-класса учитываю следующие моменты:
(слайд 6) подготовка мастер – класса начинается с выбора направления деятельности: знакомство с народным творчеством (Донская керамика); использование нетрадиционной техники в рисовании при оформлении открыток, сувениров; или создание игрушек из ткани; создание работ в технике оригами.
(Слайд 7) Затем следует постановка определенных целей и задач мастер – класса. Из практики работы могу сказать, что наиболее результативны мастер-классы, имеющие узконаправленные цели и задачи. Нельзя на одном мастер-классе научиться всему и сразу, можно лишь овладеть каким-то одним или двумя технологическими приемами.
Пример 1.
обучить методу торцевания, показать пошаговые приемы выполнения работы;
развивать умение создавать объемные работы из бумаги методом торцевания;
воспитывать эстетическое восприятие, художественный вкус, желание создавать свои работы по собственному воображению.
Пример 2.
познакомить с технологией изготовления театральной куклы, используя в работе одноразовую посуду;
показать возможности применения кукольного театра в развитии речи дошкольников.
(Слайд 8) формулируется тема мастер – класса и определяется его содержание. Тематика мастер-классов определяется не только моим планом работы, но и зачастую их инициаторами становятся родители и даже дети. Так, например, при подготовке к проведению весеннего праздника 8 марта, ко мне обратились родители с предложением провести мастер-класс по изготовлению сувениров. По окончании праздника я провела мастер – класс «Букет для моей мамы». Особенность проведения его в том, что при подготовке необходимо учитывать временные рамки, степень сложности выполнения поделки, возможность творческого подхода к работе. Цель этого мастер-класса заключалась в том, чтобы показать, что родители могут творить вместе с ребенком и тем самым доставить радость друг другу. В конце работы дети поздравили мам и подарили им свои букеты.
(Слайд 9) После родительского собрания «Оригами для детей и взрослых» многие родители заинтересовались возможностями применения этой техники для оформления детских праздников, изготовления сувениров, элементов декора. Поэтому были проведен мастер-класс «Из бумаги мастерим как маги» на которых продолжилось знакомство с особенностями техники и на основе базовых фигур изготовлены фигуры птиц, рыб, цветов, элементов детских костюмов к новогоднему празднику. Так же родители приобрели опыт оформления праздничного стола элементами декора из бумажных салфеток.
(Слайд 10) Большой интерес у родителей вызвал мастер-класс с использованием принципиально разных технологий и материалов. Например: «Дизайн современных открыток в разных техниках» включает в себя несколько отдельных мастер – классов по технологии изготовления открыток с элементами квилинга, бумагопластики и аппликации.
Далее важно разработать четкий план проведения мастер – класса, определить последовательность действий и предполагаемые временные рамки их осуществления.
(Слайд 11) Структура проведения мастер-класса классическая :
- определение проблемы и проблем;
- актуализация знаний участников по данным проблемам;
- организации практической работы с материалом;
- обсуждение мастер – класса.
Зачастую проблема мастер-класса носит комплексный характер. Например: при ознакомлении дошкольников и их родителей с Семикаракорской керамикой: формирование представления о донском народном промысле; освоение способов выполнения элементов росписи;
развитие совместного творчества родителей и детей, повышение их общего культурного информационного уровня, приобщение к общечеловеческим и национальным ценностям и воспитание любви и гордости за свой Донской край, который богат такими умельцами.
Для участия в акции «Голубь мира» : как привлечьродителей для участия в проведении акции по созданию фигурки голубя как символа мира на Земле в подарок ветеранам Великой Отечественной войны, как напоминание о том, что мы помним и чтим их подвиг.
Очень важно уже на этом этапе работы показать дошкольникам и их родителям практическую значимость продукта мастер-класса;
Следующий этап - актуализация знаний участников по данным проблемам. Здесь активно использую слайдовые презентации, которые помогают мне не только заинтересовать участников мастер-класса, но и обеспечить его познавательную направленность. Так для мастер-класса по изготовлению куколок-сувениров к Масленице подготовила презентацию о традиции празднования этого праздника на Руси, а для мастер-класса «Из бумаги мастерим как маги» - о традиции оригами в Японии. В подборе иллюстративного и справочного материала мне зачастую помогают родители.
Музыкальное оформление мастер-класса – одно из условий его успешности. Музыка является одним из богатейших и действенных средств эстетического воспитания, она обладает большой силой эмоционального воздействия, воспитывает чувства человека, стимулирует к деятельности. И этот потенциал я использую в своей работе.
Поскольку основной задачей мастер-класса является обучение конкретному приему, способу действия, особое внимание уделяю организации практической работы с материалом.
Для демонстрации изделия, технологии, приема подготавливаю слайдовую презентацию или мини - выставку изделий, которую сопровождаю соответствующими комментариями.
При ознакомлении участников мастер-класса с оборудованием, инструментами и материалами особое внимание уделяю технике безопасности. Поскольку в мастер-классе участвуют и взрослые, и дети обращаю внимание на то, какими инструментами и материалами могут работать дети.
(Слайд 12) Далее даю пошаговую демонстрацию одного или нескольких технологических приемов изготовления изделия или его элементов. Так к мастер-классу «Донской фаянс – визитная карточка Ростовской области» были разработаны технологические карты росписи тарелки, как в электронном, так и в бумажном варианте.
Итогом выполнения практической части обязательно должно быть готовое изделие. Поэтому оно должно быть простым ( например: салфетка, открытка, украшение, панно и т. д). Можно в качестве практического задания предложить изготовление отдельного законченного элемента изделия (например, изготовление лепестков из ткани) и предложить различные способы применения его в изделиях (украшение с использованием бусин для броши или для украшения ободка, заколки для волос на праздник).
Обсуждение мастер – класса - обязательная часть, которая включает вопросы воспитателю, обмен опытом его участников. Именно здесь мы делимся эмоциями от мероприятия, говорим о том, где мы можем применить полученные умения, строим планы на будущее.
Родители и дети применяют багаж умений, полученный на мастер-классах в подготовке творческих работ для конкурсов, выставок и других проектов.
(Слайд 13) В этом году у нас родилась еще одна идея : проведение мастер-классов родителями для родителей и детей. В нашей группе многие мамы увлекаются тем или иным рукоделием. Одна мама сделала прекрасные украшения - цветы из атласных лент в технике «Цумами канзаши» к весеннему празднику своей дочери, чем и вызвала активное желание других в овладении данной техникой. В основу нового украшения легло излюбленное искусство японцев превращать плоское в объёмное - оригами. Только на этот раз складывалась не бумага, а квадратики натурального шёлка. Для меня данная техника так же неизвестна, и поэтому мы распределили участие в мастер-классе следующим образом : я обеспечиваю организацию, информационное и наглядное обеспечение мастер-класса, а мама проводит технологическую часть. Данный мастер-класс еще готовится, но я думаю, родители и дети удовлетворят свой интерес и научатся выполнять украшения.
(Слайд 14) Поэтому я считаю, что проведение мастер-классов является одной из активных форм взаимодействия с родителями в вопросах художественно-эстетического развития дошкольников. Использование наряду с традиционными нетрадиционных приемов художественной деятельности стимулируют творческую активность, мышление, воображение, «погружают» ребенка в атмосферу творчества.