Елена Лысенкова
Использование малых форм фольклора в развитии речи детей младшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
В переломные периоды истории самосознание людей обостряется, повышается интерес к своим истокам, корням, культуре и всему тому, что характеризует их самобытность. Детство - это время, когда можно по-настоящему погрузиться в истоки национальной культуры. Дошкольное воспитание - первое и самое ответственное звено в общей системе национального воспитания. Овладение родным языком - одно из важнейших достояний ребенка дошкольного возраста.
Публикация «Использование малых форм фольклора в развитии речи детей младшего дошкольного возраста» размещена в разделах
- Народная культура, фольклор
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Средняя группа
- Темочки
Конвенция о правах ребенка гласит, что государства-участники должны обеспечить все условия для того, чтобы дети имели доступ к информации и материалам из различных национальных и международных источников, особенно к тем ресурсам, которые направлены на содействие их социальному, духовному и моральному благополучию.
Закон "Об образовании в Российской Федерации" гласит, что право на образование является одним из основных и неотъемлемых конституционных прав граждан Российской Федерации. Сеть дошкольных образовательных учреждений способствует воспитанию детей дошкольного возраста, охране и укреплению их физического и психического здоровья, развитию индивидуальных способностей, необходимой коррекции нарушений в развитии детей.
Речь - важнейшее средство человеческого общения и самое увлекательное творение народной культуры. Она является основным каналом, по которому ценности духовной культуры передаются из поколения в поколение, и необходимым условием воспитания и обучения. Развитие речи на родном языке должно лежать в основе образования. Ребенок должен быть приобщен к духу страны с самого начала своей жизни. В раннем детстве язык является основным средством установления контакта с другими людьми и выражения мыслей и чувств. Дошкольники учатся говорить, общаясь. В это время они пытаются понять, как говорят взрослые, и активизировать свою собственную речь. В раннем детстве развитие коммуникативных потребностей совершает большой скачок вперед, увеличивается словарный запас. Речь активно перестраивает все психические процессы и становится инструментом мышления ребенка. В этот период начинает развиваться диалог как основная форма разговорной речи. В этот период ребенок осваивает простые структуры предложений и учится строить сложные предложения, сначала с бессоюзными, затем с союзными и связанными словами. Основная цель исследований по развитию диалогической речи у дошкольников - научить их использовать диалог как форму общения. Обучение построению диалога требует владения функциональными единицами диалога, языковыми и социальными правилами диалога. Погружаясь в речевую деятельность, дети учатся принимать и распознавать различные функциональные единицы диалога, реагировать на выполнение или невыполнение поведенческих правил диалога партнерами по общению, использовать различные диалогические сигналы для инициации и поддержания разговора и соблюдения правил диалога. Задача взрослого - помочь ребенку научиться этому как можно легче и интереснее.
Мы считаем, что одним из самых эффективных средств обучения диалогической речи является народная педагогика. Знакомство детей с фольклором приобщает их к окружающему миру через образы, краски, звуки, а через умелые вопросы заставляет думать, анализировать, делать выводы и обобщения. Невозможно переоценить роль малых фольклорных жанров, особенно песен, детских стишков, пословиц, сказок и крылатых фраз. Благодаря фольклору увеличивается словарный запас, частое повторение и искусство произносить слова улучшает артикуляцию. Фольклор учит умению регулировать звуковую культуру, произношение, темп, громкость и дыхание речи. Фольклорные диалоги характеризуются имитацией несовершенных предложений, восклицаний, вопросов, междометий, яркой интонацией. Заучивая и обыгрывая фольклорные диалоги, дети учатся интонации вопросов и восклицаний. Конкретность сформулированных вопросов вызывает ясные и простые ответы. Неполные предложения помогают сохранить вопросительную интонацию, которая слышна в тексте. Эффективным средством обучения дошкольников диалогу могут быть инсценировки, ролевые, дидактические и двигательные игры с использованием уже имеющихся текстов сказок, а также игры, в которых дети сами создают эти тексты. Узнавание и заимствование звуковых форм народных сказок позволяет детям самостоятельно использовать их и переносить в новые ситуации общения.
Русские народные песенки, потешки, прибаутки развлекают и развивают ребенка, создают веселое и радостное настроение. Колыбельные песни обеспечивают психологический комфорт. Сказки способствуют умственному развитию ребенка, подготавливая положительный эмоциональный фон для адекватного восприятия окружающего мира и его отражения в языковой деятельности.
Д. Д. Б. Эрконин в своей работе указывает, что при повторении слова или фразы объектом осознания ребенка является не его смысл или значение, а его звуковой состав и ритмическая структура. Это повторение удобно осуществлять с помощью малых фольклорных форм; А. М. Леушина установила связь между конкретным изображением и его эмоциональной близостью ребенку. Все словесные выражения понимаются только через сенсорный опыт ребенка и переводятся в зрительные образы. Семантическая и структурная стороны речи детей дошкольного возраста определяются доминирующей ролью зрительных образов, возникающих в сознании ребенка. Эффективное обоснование в структуре образа является доминирующим.
Первое знакомство ребенка с народной поэзией начинается с малых форм фольклора : детских стишков, детских песенок, прибауток, пословиц, афоризмов, прибауток, песенок без сказок. Они состоят из нескольких строк незатейливого содержания и простой формы, но обладают значительным жанровым богатством.
Детский фольклор - обширная область народного творчества. Это мир цвета, радости и красоты.
Воспитательная или материнская поэзия начинается с колыбельной, чтобы убаюкать ребенка на сон грядущий. Колыбельные, как и другие жанры, обладают способностью воспитывать язык ребенка дошкольного возраста. Колыбельные содержат разнообразную информацию об окружающем нас мире, особенно "Спи, зайчишка, зайчишка", которые так близки к опыту людей и так очаровательны по своему виду, обогащают словарный запас детей.
Грамматическое разнообразие колыбельных песен способствует усвоению грамматического строя речи. При обучении образованию омографов эти песни можно использовать, так как они создают знакомые детям образы, например, образ кошки. Не просто кошки, а "киса. ", "кошка. ", "киса", "киса", "киса", "киса". Кроме того, положительные эмоции, связанные с этим знакомым с колыбели образом, делают это обучение более успешным и продолжительным.
Колыбельные песни являются разновидностью народных песен и обладают большим потенциалом для формирования фонематического восприятия благодаря особой интонации (ударение на гласных, медленный темп и т. д., повторяющимся фонемам, звукосочетаниям и звукоподражанию. Колыбельные песни позволяют запоминать слова, словоформы и словосочетания, овладевать лексическими аспектами речи. Колыбельные, несмотря на их небольшой размер, обладают неисчерпаемым образовательным и формирующим потенциалом.
Когда младенцы начинают понимать язык и узнавать близких, их можно развлекать песенками и короткими детскими стишками. Их цель - вызвать у ребенка радость и веселье. Позже детские стишки и поэмы вводят в игру с пальчиками, ручками и ножками. Затем наступает очередь детских стишков и рифмовок, но интереснее всего их содержание, за которым следует рассказ.
Народные песенки и пестушки также являются прекрасным речевым материалом для использования на занятиях по развитию речи в дошкольном возрасте. С их помощью можно развивать фонематический слух, так как сочетание звуков, или гудение, воспроизводится снова и снова в разном темпе и с разной интонацией, используя мотивы народных песен. Таким образом, ребенок может сначала ощутить, а затем осознать красоту родного языка и его краткость. Это также позволяет ребенку познакомиться с такой формой выражения своих мыслей и развить творческие способности в образной речи и говорении.
Содержание небольших произведений народной поэзии многогранно. В них фигурируют природные явления ("ночь пришла и потемнела", "солнце стало ведром", "нагрелись телята, ягнята и еще маленькие дети", "радужная дуга в небе", "высоко и тесно", животные (котята, мулисонька, курочки, сороки, белые лапки и т. д.) и др. Описания не только поэтичны, но и живописны. Девица идет на речку за водой для своих цыплят, мулисонька идет на фабрику печь пряники, сорока варит детям кашу, кошка идет на рынок за пирожками, бабушка подметает курган и т. д. Персонажи трудолюбивы, любящи и заботливы. Собака не лает, чтобы не напугать детей, кошка качает колыбель, держит ребенка и т. д.
Ближе к концу третьего класса дети начинают понимать юмор. По большей части то, что смешно, для них необычно. Однако детям нужны объяснения взрослых, чтобы правильно понять увиденное; после 2 лет 6 месяцев у детей появляется круг известных идей и способность к обобщению, поэтому они могут отгадывать простые загадки, если текст содержит больше или меньше подсказок. При решении лексических задач особую ценность представляют занятия по отгадыванию загадок. Такие уроки закрепляют знание характеристик предметов и соответствующей им лексики. Использование различных средств выразительности для создания образных представлений в загадках (олицетворение, использование многозначных слов, определений, уничижительных выражений, сравнений, специальных ритмических конструкций) способствует формированию образной речи у дошкольников.
Расширение словарного запаса через полисемию слов, понимание вторичных значений слов и помощь в формировании представлений о переносном значении слов. Она позволяет учащимся изучить фонетическую и грамматическую структуру русского языка и заставляет их сосредоточиться на языковой форме и проанализировать ее.
Задачка: малый жанр устного народного творчества, в котором в очень сжатой и образной форме излагаются наиболее яркие и характерные признаки предметов и явлений. Разгадывание загадок развивает у ребенка способность анализировать, обобщать, делать выводы и умозаключения, выделять наиболее характерные и выразительные признаки предметов и явлений, четко и кратко передавать образы вещей, развивает "поэтический взгляд на действительность".
Ю. Г. Илларионова считает, что использование загадок может способствовать развитию у детей навыков речи-доказательства и речи-объяснения. Доказательство - это не только умение правильно и логично мыслить, но и правильно выражать свои мысли, точно их вербализовать. Доказательные высказывания требуют речевых шаблонов, грамматических структур и специальных конструкций объяснения и повествования. Младшие дошкольники обычно не используют их в своей речи, но необходимо настроить их на понимание и усвоение.
Чтобы вызвать у ребенка интерес и потребность в доказательстве, Ю. Г. Илларионова рекомендует при отгадывании загадок ставить конкретную цель: не только отгадать, но и доказать правильность отгадки. Необходимо научить детей распознавать окружающие их предметы и явления с глубиной связей и отношений. Они должны заранее познакомиться с теми предметами и явлениями, о которых им будут даны загадки. Таким образом, у них будут более обоснованные и полные доказательства.
Систематически развивая лингвистические навыки при объяснении загадок, можно развить способность операционализировать разнообразные и интересные аргументы, чтобы лучше обосновать ответ.
Привлечение внимания учащихся к языковым особенностям загадок, осознание красоты и уникальности художественных образов, понимание языка, на котором они созданы, вкус к точной и метафоричной игре слов необходимы для быстрого овладения жанром изложения. Их нужно направить на то, чтобы они рассмотрели материал загадок, обратили внимание на структуру загадок, почувствовали своеобразие их ритма и синтаксиса.
Для этого мы анализируем слова загадки и обращаем внимание на ее структуру. Юлия Илларионова рекомендует подготовить несколько загадок на одну и ту же тему или явление. Это делается для того, чтобы показать, что нет какого-то одного образа или представления, которое найдут дети, и что есть много возможностей говорить об одном и том же вопросе разными, очень широкими и красочными способами. Наряду с загадками можно использовать примеры литературных произведений, иллюстрации и фотографии, чтобы помочь детям более эффективно изучать разоблачительную речь.
Благодаря загадкам дети развивают чувствительность к языку, учатся использовать различные средства и подбирать подходящие слова, постепенно овладевают образной системой языка.
Пословицы и поговорки - это особый вид устной поэзии, отточенный в результате усвоения опыта многих поколений. Они передают отношение народа к тому или иному предмету или явлению с помощью особой композиции, интонации, использования специфических языковых средств выражения (сравнений, уничижительных выражений). Пословицы и поговорки, как и другие жанры фольклора, фиксируют в своей художественной образности, во всем многообразии и противоречивости, опыт прожитой жизни; В. П. Адрианова-Перетц в своих общих суждениях о типичных явлениях относит их к наиболее устойчивой части лексики простонародного языка и утверждает, что она не имеет орнаментальных черт и выражает только самые необходимые и точно подобранные слова. Более того, как отмечает Е. В. указывает, что пословицы и поговорки используются детьми для развития способности выражать свои мысли, чувства, впечатления, настроение и переживания ясно, кратко и интонационно, а также творчески использовать язык.
Используя пословицы и поговорки, дети учатся четко и ясно выражать свои мысли и чувства, интонационно окрашивать свою речь, творчески использовать слова, образно выражать предмет и придавать этому предмету яркий характер.
Для некоторых детей характерно торопливое, невнятное произношение и "проглатывание" окончаний слов. В крайних случаях у некоторых детей может наблюдаться чрезмерно медленное и длительное произношение. Для преодоления этих проблем и улучшения произношения используются специальные упражнения.
Пословицы, поговорки, песни, загадки и скороговорки - бесценный материал для отработки произношения. Малые формы фольклора отличаются краткостью, ясностью форм, глубиной и ритмичностью. С помощью таких сказок дети могут научиться внятному произношению и пройти школу художественной фонетики; пословицы и поговорки, по меткому определению К. Д. Ушинского, помогают "разбить слова ребенка на русский лад".
Цели дикционной практики многообразны. Повысить гибкость и подвижность голосовых связок ребенка, сформировать правильное произношение звуков речи, научить произносить трудно сочетаемые звуки и слова, изучить богатство интонации и различные темпы речи детей. Все это можно найти в народной педагогике. Например, с помощью малого жанра фольклора дети учатся выражать определенные интонации, такие как грусть, нежность и ласку, удивление, предупреждение.
При отработке дикции важно, чтобы за каждым произнесенным словом стояла реальная действительность. Только тогда речь ребенка станет естественной и выразительной.
С этой же точки зрения А. П. Усова и О. Ушакова считают, что детские стишки, поговорки, пословицы и поговорки - богатейший материал для развития речевой культуры. Развивая чувство ритма и рифмы, дети могут глубже понимать поэтическую речь, формировать интонационную выразительность речи.
Языковое народное творчество таит в себе неисчерпаемые возможности для пробуждения в ребенке познавательной активности, самостоятельности, яркой индивидуальности для развития языковых навыков. Поэтому его следует как можно шире использовать для обучения ребенка.