Получи документы

Использование макета группы для формирования пространственных представлений у старших дошкольников с ОНР (10 фото)

Татьяна Морозова
Использование макета группы для формирования пространственных представлений у старших дошкольников с ОНР
▼ Скачать + Заказать документы

Федеральный Государственный Образовательный Стандарт в дошкольном образовании направлен на создание оптимальных условий для развития детей дошкольного возраста в современных условиях, реализации права ребенка на доступное, качественное образование. Согласно требованиям ФГОС развивающая предметно-пространственная среда должна обеспечивать возможность общения и совместной деятельности детей и взрослых, максимальную реализацию образовательного потенциала. Обязательными в оборудовании являются материалы, активизирующие познавательную деятельность детей. Наряду с традиционными методиками для интеллектуального развития детей дошкольного возраста используются инновационные педагогические технологии. Одной из перспективных технологий является макетирование.

Использование макета группы для формирования пространственных представлений у старших дошкольников с ОНР

Наши воспитанники – дети с общим недоразвитием речи, у которых формирование пространственных представлений имеет свои особенности. Недостаточность пространственных представлений у дошкольников с ОНР проявляется в нарушении восприятия собственной схемы тела – формирование представлений о ведущей руке, о частях лица и тела происходит позднее.

Фото №1 Обязательными в оборудовании являются материалы активизирующие познавательную деятельность детей

Многие пространственные понятия (спереди, сзади, вверху, внизу) дети осваивают только в ходе специального обучения. Они затрудняются в понимании предлогов и наречий, отражающих пространственные отношения (под, над, около). У многих из них нарушено восприятие целостного образа предмета.

Фото №2 Наряду с традиционными методиками для интеллектуального развития детей дошкольного возраста используются инновационные педагогические технологии

Дети с общим недоразвитием речи отличаются неустойчивостью внимания, снижением вербальной памяти и продуктивности запоминания, отставанием в развитии словесно-логического мышления. Все это ведет к неумению вовремя включиться в учебно-игровую деятельность или переключиться с одного объекта на другой.

У дошкольников с нарушениями речи мыслительные задачи решаются с преобладающей ролью внешних факторов. По учению И. М. Сеченова., анализ пространственных отношений проходит в элементарной форме благодаря деятельности зрительного и двигательного анализаторов. Поэтому в осмыслении дошкольниками пространственных отношений большое значение имеет наглядная основа.

Фото №3 Одной из перспективных технологий является макетирование

Метод наглядного моделирования позволяет педагогу удерживать познавательный интерес дошкольников, что способствует активной мыслительной деятельности.

Макеты – это модели, представляющие собой уменьшенные объекты. Модель – это обобщенный образ существенных свойств моделируемого объекта (план кукольной комнаты, группы, спальни, участка и т. д.). Моделирование – это наглядный практический метод обучения, заключающийся в том, что мышление, внимание, память и речь ребёнка развиваются с помощью специальных моделей, которые в наглядной и доступной форме воспроизводят скрытые свойства и связи того или иного объекта. Макетирование – творческая конструктивная деятельность детей в созданном специально игровом пространстве. Следовательно, основное их назначение – облегчить ребенку путь к познанию, открыть доступ к скрытым свойствам и качествам объектов.

Фото №4 Наши воспитанники дети с общим недоразвитием речи у которых формирование пространственных представлений имеет свои особенности

Мы хотим представить опыт использования макета группы для формирования пространственных ориентировок у старших дошкольников с нарушениями речи.

Многие пространственные понятия спереди сзади вверху внизу дети осваивают только в ходе специального обучения Они затрудняются в понимании предлогов и наречий отражающих пространственные отношения под над около У многих из них нарушено восприятие целостного образа предмета Дети с общим недоразвитием речи отличаются неустойчивостью внимания снижением вербальной памяти и продуктивности запоминания отставанием в развитии словесно логического мышления Все это ведет к неумению вовремя включиться в учебно игровую деятельность или переключиться с одного объекта на другой

Цель использования макета группы: Формирование представлений о пространственной среде группы; моделирование пространственных отношений с использованием макета.

Задачи:

Обучающие:

-учить воспроизводить пространственные отношения по подражанию, образцу, словесной инструкции;

-учить ориентироваться относительно себя, относительно предмета;

-закреплять представления у детей о расположении мебели в группе;

-формировать понимание типологических отношений окружающей среды, выраженных с помощью предлогов горизонтального и вертикального размещения (рядом, вместе, между, около и др.).

Развивающие:

-развивать пространственное ориентирование, умение правильно называть расположение объектов, соотносить объекты макета с реальными предметами;

-развивать связную речь, умение вести диалог;

-развивать логическое мышление, память, внимание, воображение, фантазию;

-развивать мелкую моторику рук.

Воспитательные:

-воспитывать культуру общения;

-воспитывать доброжелательность, умение взаимодействовать со взрослым и сверстниками;

-воспитывать аккуратность и бережное отношение к игровому материалу.

Материал: пособие –макет группы, выполненный в масштабе. У макета обозначены окна и двери. Макет имеет наполнение - предметы мебели: столы, шкафы, тумбы, шкафы, полки - вся мебель, которая есть в группе, каждый предмет мебели (кроме закрепленных полок и стеллажей) можно перемещать в пространстве макета. Макет закрывается крышкой. В макете есть фигурки детей и взрослых, которые также можно двигать.

С данным пособием можно заниматься как с одним ребёнком индивидуально, так и с подгруппой детей. Участниками могут быть дети 5-7 лет. В зависимости от возраста и индивидуальных особенностей развития ребенка варьируются задания.

Варианты игр на макете

«Наша группа»

Цель: воспроизведение групповой комнаты на макете.

Задания:

-моделирование группы при помощи макетов мебели;

-моделирование из строительного материала.

-моделирование из бросового материала, предметов-заместителей.

Игра проводится неоднократно. Сначала коллективно, затем индивидуально, потом дети с удовольствием играют самостоятельно.

«Экскурсоводы» или «Что где находится?»

Цель: отображение в словесной форме реальных пространственных отношения; дать представление об относительности положения предметов в пространстве в зависимости от точки отсчета.

Задание: ребенку предлагается (провести экскурсию по макету) рассказать, как, где расставлена мебель относительно различных точек отсчета.

«Скажи – где?»

Вариант 1

Цель: развитие пространственных представлений и пространственной ориентации у детей старшего дошкольного возраста.

Задание: ребенку предлагается внимательно обследовать макет и сказать, в каком месте группы находится метка (фишка, игрушка).

Вариант2

«Пройди к тому месту, которое указано на макете»

Цель: нахождение объекта, указанного на макете группы. Ребенку предлагается рассмотреть макет, на котором фишкой отмечен объект, к которому он должен подойти.

(Игры можно усложнить, добавив дополнительные задания или временные ограничения)

«Расставь, как я скажу»

Цель: моделирование группового пространства с помощью предметов мебели.

Задание: ребенку предлагается создать макет группового пространства, соотнося его с реальным пространством. Действия сопровождаются словесным описанием.

«Что изменилось?»

Цель: выявление изменений в расположении объектов на макете, обозначение их в речи соответствующими пространственными терминами.

Ребенку предлагается рассказать, что изменилось на макете. Можно предложить поставить все, как было раньше.

«Новая мебель»

Цель: упражнение в расположении и изменении местоположения предметов в пространстве макета, обозначая это словесно.

Ребенку сообщается, что у нас появилась новая мебель, надо найти ей нужное место.

«Перестановка»

Цель: изменение пространственных отношений объектов, отражая это в речи.

«Создай свой макет»

Цель: развивать пространственное мышление и творческое воображение.

Что нужно: материалы для создания макетов (картон, бумага, клей, ножницы и т. д.)

Задание: дети делятся на группы для создания своего макета. После завершения работы они представляют свои макет ы другим детям и рассказывают о них. Обсуждают, что они где поставили и почему.

«Будь внимательным»

Цель: соотношение схемы группы с макетом, словесно обозначать расположение предметов.

Ребенок читает схему группы, рассказывает, что где находится, и показывает объекты на макете.

«Путешествие по макету»

Цель: развивать навыки навигации и командной работы

Задание: Дети получают карточки со схемой – заданием, где указано с помощью стрелок путь, например, от игровой зоны, до доски с картинками. При выполнении задания необходимо словесно обозначить свой путь, употребляя пространственные термины и предлоги. Остальные дети-участники игры могут помогать, давая указания, или создавая барьеры на пути.

Все эти игры помогут детям развивать пространственные ориентировки и лучше понимать структуру своего окружения, используя макет группы, как инструмент обучения и игры.

Публикации по теме:

Дидактические игры для формирования представлений о здоровье и ЗОЖ у дошкольников ЗДОРОВЬЕ – ОДНО ИЗ ГЛАВНЫХ ЦЕННОСТЕЙ ЖИЗНИ. Педагогическая стратегия формировании ЗОЖ должна способствовать самостоятельной выработке убеждений.

Формирование у дошкольников с ОВЗ пространственных представлений посредством дидактических пособий и ИКТФормирование у дошкольников с ОВЗ пространственных представлений посредством дидактических пособий и ИКТ Одной из характерных особенностей детей с задержкой психического развития является нарушение ориентировки в пространстве, а, как известно,.

Пособие для формирования временных представлений у старших дошкольников. Цветные модули «Времена года»Пособие для формирования временных представлений у старших дошкольников. Цветные модули «Времена года» Хочу поделится своим опытом, как использую дидактические игры с цветом в процессе формирования временных представлений у старших дошкольников.

Библиотека изображений:
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Использование макета группы для формирования пространственных представлений у старших дошкольников с ОНР
Опубликовано: 10 февраля 2025 в 17:02
+1Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Использование макета группы для формирования пространственных представлений у старших дошкольников с ОНР» (включая файлы) размещена пользователем Татьяна Морозова (УИ 279877) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Календарь
12 февраля 2025 среда
Мeждунapoдный дeнь нaуки и гумaнизмa, День Дарвина
13 февраля 2025 четверг
Читаем басни Крылова!
Знакомимся с радио!



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД