Татьяна Морозова
Использование макета группы для формирования пространственных представлений у старших дошкольников с ОНР
▼ Скачать + Заказать документы
Федеральный Государственный Образовательный Стандарт в дошкольном образовании направлен на создание оптимальных условий для развития детей дошкольного возраста в современных условиях, реализации права ребенка на доступное, качественное образование. Согласно требованиям ФГОС развивающая предметно-пространственная среда должна обеспечивать возможность общения и совместной деятельности детей и взрослых, максимальную реализацию образовательного потенциала. Обязательными в оборудовании являются материалы, активизирующие познавательную деятельность детей. Наряду с традиционными методиками для интеллектуального развития детей дошкольного возраста используются инновационные педагогические технологии. Одной из перспективных технологий является макетирование.
Наши воспитанники – дети с общим недоразвитием речи, у которых формирование пространственных представлений имеет свои особенности. Недостаточность пространственных представлений у дошкольников с ОНР проявляется в нарушении восприятия собственной схемы тела – формирование представлений о ведущей руке, о частях лица и тела происходит позднее.
![Смотреть фотографию №1 Фото №1 Обязательными в оборудовании являются материалы активизирующие познавательную деятельность детей](https://www.maam.ru/upload/blogs/detsad-279877-1739195777.jpg)
Многие пространственные понятия (спереди, сзади, вверху, внизу) дети осваивают только в ходе специального обучения. Они затрудняются в понимании предлогов и наречий, отражающих пространственные отношения (под, над, около). У многих из них нарушено восприятие целостного образа предмета.
![Смотреть фотографию №2 Фото №2 Наряду с традиционными методиками для интеллектуального развития детей дошкольного возраста используются инновационные педагогические технологии](https://www.maam.ru/upload/blogs/detsad-279877-1739195847.jpg)
Дети с общим недоразвитием речи отличаются неустойчивостью внимания, снижением вербальной памяти и продуктивности запоминания, отставанием в развитии словесно-логического мышления. Все это ведет к неумению вовремя включиться в учебно-игровую деятельность или переключиться с одного объекта на другой.
У дошкольников с нарушениями речи мыслительные задачи решаются с преобладающей ролью внешних факторов. По учению И. М. Сеченова., анализ пространственных отношений проходит в элементарной форме благодаря деятельности зрительного и двигательного анализаторов. Поэтому в осмыслении дошкольниками пространственных отношений большое значение имеет наглядная основа.
![Смотреть фотографию №3 Фото №3 Одной из перспективных технологий является макетирование](https://www.maam.ru/upload/blogs/detsad-279877-1739195927.jpg)
Метод наглядного моделирования позволяет педагогу удерживать познавательный интерес дошкольников, что способствует активной мыслительной деятельности.
Макеты – это модели, представляющие собой уменьшенные объекты. Модель – это обобщенный образ существенных свойств моделируемого объекта (план кукольной комнаты, группы, спальни, участка и т. д.). Моделирование – это наглядный практический метод обучения, заключающийся в том, что мышление, внимание, память и речь ребёнка развиваются с помощью специальных моделей, которые в наглядной и доступной форме воспроизводят скрытые свойства и связи того или иного объекта. Макетирование – творческая конструктивная деятельность детей в созданном специально игровом пространстве. Следовательно, основное их назначение – облегчить ребенку путь к познанию, открыть доступ к скрытым свойствам и качествам объектов.
![Смотреть фотографию №4 Фото №4 Наши воспитанники дети с общим недоразвитием речи у которых формирование пространственных представлений имеет свои особенности](https://www.maam.ru/upload/blogs/detsad-279877-1739195950.jpg)
Мы хотим представить опыт использования макета группы для формирования пространственных ориентировок у старших дошкольников с нарушениями речи.
Цель использования макета группы: Формирование представлений о пространственной среде группы; моделирование пространственных отношений с использованием макета.
Задачи:
Обучающие:
-учить воспроизводить пространственные отношения по подражанию, образцу, словесной инструкции;
-учить ориентироваться относительно себя, относительно предмета;
-закреплять представления у детей о расположении мебели в группе;
-формировать понимание типологических отношений окружающей среды, выраженных с помощью предлогов горизонтального и вертикального размещения (рядом, вместе, между, около и др.).
Развивающие:
-развивать пространственное ориентирование, умение правильно называть расположение объектов, соотносить объекты макета с реальными предметами;
-развивать связную речь, умение вести диалог;
-развивать логическое мышление, память, внимание, воображение, фантазию;
-развивать мелкую моторику рук.
Воспитательные:
-воспитывать культуру общения;
-воспитывать доброжелательность, умение взаимодействовать со взрослым и сверстниками;
-воспитывать аккуратность и бережное отношение к игровому материалу.
Материал: пособие –макет группы, выполненный в масштабе. У макета обозначены окна и двери. Макет имеет наполнение - предметы мебели: столы, шкафы, тумбы, шкафы, полки - вся мебель, которая есть в группе, каждый предмет мебели (кроме закрепленных полок и стеллажей) можно перемещать в пространстве макета. Макет закрывается крышкой. В макете есть фигурки детей и взрослых, которые также можно двигать.
С данным пособием можно заниматься как с одним ребёнком индивидуально, так и с подгруппой детей. Участниками могут быть дети 5-7 лет. В зависимости от возраста и индивидуальных особенностей развития ребенка варьируются задания.
Варианты игр на макете
«Наша группа»
Цель: воспроизведение групповой комнаты на макете.
Задания:
-моделирование группы при помощи макетов мебели;
-моделирование из строительного материала.
-моделирование из бросового материала, предметов-заместителей.
Игра проводится неоднократно. Сначала коллективно, затем индивидуально, потом дети с удовольствием играют самостоятельно.
«Экскурсоводы» или «Что где находится?»
Цель: отображение в словесной форме реальных пространственных отношения; дать представление об относительности положения предметов в пространстве в зависимости от точки отсчета.
Задание: ребенку предлагается (провести экскурсию по макету) рассказать, как, где расставлена мебель относительно различных точек отсчета.
«Скажи – где?»
Вариант 1
Цель: развитие пространственных представлений и пространственной ориентации у детей старшего дошкольного возраста.
Задание: ребенку предлагается внимательно обследовать макет и сказать, в каком месте группы находится метка (фишка, игрушка).
Вариант2
«Пройди к тому месту, которое указано на макете»
Цель: нахождение объекта, указанного на макете группы. Ребенку предлагается рассмотреть макет, на котором фишкой отмечен объект, к которому он должен подойти.
(Игры можно усложнить, добавив дополнительные задания или временные ограничения)
«Расставь, как я скажу»
Цель: моделирование группового пространства с помощью предметов мебели.
Задание: ребенку предлагается создать макет группового пространства, соотнося его с реальным пространством. Действия сопровождаются словесным описанием.
«Что изменилось?»
Цель: выявление изменений в расположении объектов на макете, обозначение их в речи соответствующими пространственными терминами.
Ребенку предлагается рассказать, что изменилось на макете. Можно предложить поставить все, как было раньше.
«Новая мебель»
Цель: упражнение в расположении и изменении местоположения предметов в пространстве макета, обозначая это словесно.
Ребенку сообщается, что у нас появилась новая мебель, надо найти ей нужное место.
«Перестановка»
Цель: изменение пространственных отношений объектов, отражая это в речи.
«Создай свой макет»
Цель: развивать пространственное мышление и творческое воображение.
Что нужно: материалы для создания макетов (картон, бумага, клей, ножницы и т. д.)
Задание: дети делятся на группы для создания своего макета. После завершения работы они представляют свои макет ы другим детям и рассказывают о них. Обсуждают, что они где поставили и почему.
«Будь внимательным»
Цель: соотношение схемы группы с макетом, словесно обозначать расположение предметов.
Ребенок читает схему группы, рассказывает, что где находится, и показывает объекты на макете.
«Путешествие по макету»
Цель: развивать навыки навигации и командной работы
Задание: Дети получают карточки со схемой – заданием, где указано с помощью стрелок путь, например, от игровой зоны, до доски с картинками. При выполнении задания необходимо словесно обозначить свой путь, употребляя пространственные термины и предлоги. Остальные дети-участники игры могут помогать, давая указания, или создавая барьеры на пути.
Все эти игры помогут детям развивать пространственные ориентировки и лучше понимать структуру своего окружения, используя макет группы, как инструмент обучения и игры.