Валерия Кочуганова
Использование логоритмики в формировании просодической стороны речи у детей дошкольного возраста со стертой дизартрией
▼ Скачать +Заказ
Речь как высшая форма коммуникации представляет собой одну из сложных психических функций человека. Полноценное речевое развитие предполагает понимание речи и возможность ее выражения с помощью различных речевых средств, среди которых важное место занимает просодика. Просодика – это сложный комплекс элементов, включающий мелодику, ритм, темп, паузу, речевое дыхание, интонацию, модуляции голоса по высоте и силе, тембр и логическое ударение, служащий на уровне предложения для выражения различных синтаксических значений и категорий, а также экспрессии и эмоций.
Публикация «Использование логоритмики в формировании просодической стороны речи у детей дошкольного возраста со стертой дизартрией» размещена в разделах
- Дизартрия
- Логоритмика. Логоритмические занятия
- Работа логопеда. Логопедия
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Темочки
Просодическая сторона речи играет большую роль в речевом развитии ребенка, так как кроме коммуникативной, смысловой, эмоциональной функции просодика несет еще и компенсаторную нагрузку. Наиболее ярко нарушение просодической стороны речи проявляется при стертой дизартрии, часто встречающейся у детей старшего дошкольного возраста.
Просодические расстройства при стертой дизартрии имеют широкий спектр проявлений и различаются по характеру и степени выраженности в зависимости от структуры речевого дефекта. Так, у детей, страдающих стертой дизартрией, интонационно-выразительная окраска речи резко снижена. Речь монотонна, маловыразательна, речевой выдох ослаблен. Нарушается тембр речи, иногда появляется назальный оттенок. Темп речи чаще ускорен. При рассказывании стихотворения речь ребенка монотонна, постепенно становится менее разборчивой, голос угасает. Голос детей во время речи тихий, не удаются модуляции по высоте, по силе голоса. Все это затрудняет не только речевую активность детей, но и отрицательно сказывается на общении с окружающими, задерживает формирование познавательных процессов и препятствует полноценному формированию личности.
На сегодняшний день среди различных методик по формированию просодической стороны речи огромную роль играет логоритмика.
Г. А. Волкова определяет логопедическую ритмику как одну из форм активной терапии, которая может быть включена в реабилитационную методику воспитания, лечения и обучения людей с речевыми нарушениями. Основная цель логоритмики - исправление нарушений речи путем развития и коррекции двигательной сферы.
Организация специальных логоритмических занятий способствует развитию всех компонентов просодической стороны речи.
Требования к проведению логоритмического занятия:
Занятия проводит логопед совместно с музыкальным руководителем 1 раз в неделю (желательно во 2-ой половине дня).
Занятия целесообразно проводить фронтально продолжительностью от 20 до 25 минут.
Занятия логоритмики составляются с опорой на лексические темы.
Содержание двигательного и речевого материала варьируется в зависимости от уровня сформированности моторных и речевых навыков.
Каждое занятие представляет собой тематическую и игровую целостность.
В сюжете занятий используются рассказы и сказки русских и зарубежных писателей, русские народные сказки, которые подбираются в соответствии с возрастом детей и позволяют решать коррекционные задачи в игровой форме.
Остановимся на описании элементов логоритмики, которые могут входить в структуру логопедического занятия с детьми старшего дошкольного возраста со стёртой формой дизартрии.
1. Упражнения на развитие речевого дыхания. Дети со стертой дизартрией часто говорят на вдохе, им не хватает воздуха для завершения фразы, вследствие этого с ними необходимо проводить работу по постановке правильного диафрагмального дыхания. Детей необходимо научить бесшумно производить вдох и экономно, плавно расходовать воздух на выдохе во время речи. Данный элемент может быть включен в начало логопедического занятия. В упражнения включается речевой материал, произносимый на выдохе. В качестве речевого материала используются сначала звуки, слоги, затем слова и предложения, стихотворения.
Например: игра «Поющий мяч». Дети сидят по кругу на полу. В руках у педагога мяч. Показывая артикуляцией губ определенную гласную, он направляет мяч к одному из детей. Пока мяч катится, необходимо пропевать звук. Ребенок, получивший мяч, прокатывает его следующему участнику, озвучивая весь путь. Музыкальный руководитель дает интонационную опору для исполнителя.
2. Упражнения на развитие чувства темпа и ритма. Упражнения включают в себя несложные движения, такие как хлопки, взмахи руками, наклоны, затем добавляются движения ногами, ходьба, маршировка, бег под музыку. Все передвижения изначально выполняются в одном направлении и лишь со временем задания усложняются, изменяется направление движений и их темп. Ходьба и маршировка в различных направлениях формируют чёткую координацию движений рук и ног, улучшают осанку, а так как движения выполняются под музыку, со временем они становятся ритмичными, и дети учатся контролировать и произвольно регулировать темп своих действий. Данный элемент может быть использован в качестве вводных упражнений логопедического занятия для включения детей в рабочий процесс.
Например: песенка-игра «Дятел». Педагог раздает деревянные ложки, предлагает детям послушать песенку Е. Железновой «Дятел» и отстучать заданный ритм. «Ходьба». Дети идут под музыку на полных ступнях, носках, пятках, наружных сводах стопы. Направления ходьбы и характер музыки меняются. В такт ходьбе дети говорят:
Мы проверили осанку и свели лопатки.
Мы походим на носках,
Мы идем на пятках.
Мы идем, как все ребята
И как мишка косолапый.
3. Упражнения на развитие интонационных структур. Здесь должны использоваться упражнения на повторение предложений с различной интонацией, нахождение интонации, противоположной той, что предложил педагог, угадывание эмоционального настроения музыкального отрывка, движений, демонстрируемых педагогом (топот – восклицательная интонация, разведение руками – вопросительная и т. д.).
Например: игра «День – ночь». Звучит первая часть музыкального произведения (день). Дети двигаются с платками врассыпную по залу. Музыка останавливается. Звучит вторая часть — таинственная неторопливая музыка (ночь). Движение прекращается. Игра «Разгони тучи». Дети перед началом пения делятся на две группы. Одна группа «разгоняет тучи», а другая группа должна изображать тучи и петь за них. Дети, разгоняющие тучи, громко поют и энергично машут руками.
Плаксы! Неряхи! Грязные рубахи!
Солнце вы закрыли,
Небо засорили,
Землю промочили,
Убирайтесь прочь!
Ответ туч поется тихо, жалобно:
Что вы, ребята! Мы не виноваты.
Нелегко на небе жить,
Как же нам не плакать, горьких слез не лить?
Нас ведь солнце обжигает,
Ветер в клочья разрывает,
Молния колет,
Черный гром пугает.
4. Упражнения на развитие тембра, высоты и силы голоса. В этом разделе используются задания на соотнесение музыкальных отрывков с предложенными педагогом одиночными междометиями с изменением тембра, силы и высоты голоса и двигательной активности для выражения разнообразных эмоциональных состояний (звучит грустная музыка – ребенок опускает голову и говорит тихо «эх», звучит веселая музыка – ребенок поднимает руки и кричит «ах» и т. д.). Сюда же можно отнести изображение персонажа голосом, пение песен, подъемы рук со сменой высотного диапазона голоса в соответствии с движением.
Например: игра «Три медведя». Вспомнив с детьми сказку «Три медведя», педагог произносит одну и ту же реплику различным по высоте голосом и предлагает отгадать, кто говорит. Музыкальный руководитель может сопровождать голос медведей соответствующей музыкой. Игра «Тихо-громко». Дети вместе с взрослым стоят в кругу. Под звуки бубна или барабана они начинают шагать по кругу. Если взрослый ударяет в барабан громко, то шатать нужно, высоко поднимая ноги и громко говоря: «топ — топ». При тихих ударах шагать надо как обычно и говорить тихо. Также при громких ударах следует громко хлопать в ладоши, а при тихих ударах — тихо. В это время произносить следующие слова:
Мы идем и топаем:
«Топ — топ — топ».
Мы идем и хлопаем:
«Хлоп — хлоп — хлоп».
5. Упражнения на развитие способности выделять логическое ударение. Сюда входят упражнения на формирование способности выделять главный (ударный) слог в слове, ключевое слово во фразе. Педагог демонстрирует способ выделения ударного слога, главного слова в примерах и закрепляет полученные знания с помощью игр (например, педагог называет слово и говорит, что ударный слог – первый, если ребенок согласен с этим утверждением, он должен поймать мяч, если нет – откинуть и ждать мяча с правильным вариантом).
Например: игра «Ответь верно». Последовательно меняя логическое ударение в вопросительном предложении, предлагается детям ответить и проследить как изменится ответ.
Ты завтра встречаешь сестру? – Да, я.
Ты завтра встречаешь сестру? – Да, завтра.
Ты завтра встречаешь сестру? – Да, я встречаю.
Ты завтра встречаешь сестру? – Да, сестру.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ
1. Артемова, Е. Э. Особенности формирования просодики у дошкольников с речевыми нарушениями: монография / Е. Э. Артемова. - Москва: МГГУ им. М. А. Шолохова, 2008. - 123 с. - ISBN: 5-8288-1131-2. - Текст: непосредственный.
2. Архипова, Е. Ф. Коррекционно-логопедическая работа по преодолению стертой дизартрии: учебное пособие / Е. Ф. Архипова. - Москва: АСТ, 2011. - 200 с. - ISBN: 978-5-17-052722-9. - Текст: непосредственный.
3. Гринер, В. А. Логопедическая ритмика для дошкольников: учебное пособие / В. А. Гринер. - Москва: Учпедгиз, 1958. – 168 с. - Текст: непосредственный.
4. Жулина, Е. В. К вопросу о развитии просодики / Е. В. Жулина, М. В. Архипова. Текст: непосредственный // Проблемы современного педагогического образования. - 2017. - № 57-12. - С. 102-108.
5. Чарушина, А. В Особенности формирования просодической стороны речи у детей со стертой дизартрией / А. В. Чарушина. – Текст: непосредственный // Актуальная педагогика. – 2017. - №1. – С. 101-107.