татяна виткалова
Использование логоритмических упражнений на музыкальных занятиях
Тема: «Использование логоритмических упражнений на музыкальных занятиях в ДОУ»
Цель: Повышения уровня профессиональной компетентности педагогов по использованию логоритмических упражнений на музыкальных занятиях и в образовательной деятельности детей дошкольного возраста.
Задачи:
-Познакомить с методами и приёмами, применяемыми на музыкальных занятиях с использованием логоритмики.
Публикация «Использование логоритмических упражнений на музыкальных занятиях» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Логопедические занятия
- Логоритмика. Логоритмические занятия
- Музыка. Конспекты музыкальных занятий
- Темочки
-Показать значимость применения логоритмики для речевого развития дошкольников.
- Создать условия для обретения педагогами своего собственного профессионального стиля при работе с детьми.
«Возможно, самое лучшее, самое радостное, что есть в жизни
Это красивая речь и свободное движение под музыку.
И ребёнка этому можно научить.» А. И. Буренина.
В последние годы отмечается увеличение детей, имеющих нарушения речи, наблюдается излишнее напряжение мышечного тонуса при движениях или наоборот вялость, несобранность. Имеются темповые нарушения и общая моторная неловкость, слабо развит артикуляционный аппарат и музыкально-сенсорные способности.
Впрограммах по которым я работаю «Васильевой»-порционно «Детство» «Радуга» «Ладушки» пришла к выводу, что в них недостаточно методов и приёмов коррекции речедвигательных нарушений. Познакомившись с методическими рекомендациями Картушиной М. Ю, Бурениной А. И, Вороновой А. Б. ,Волковой Г. А,Слуцкой убедилась что,
-целеноправленное формирование слухо-зрительно-двигательной координации у дошкольников возможно средствами музыкально-ритмических занятий и логоритмических упражнений.
И конечно встал вопрос, как организовать логоритмическую работу с детьми, которая была бы направлена на стимуляцию двигательной активности, формирование и развитие сенсорных способностей, как устранить
речедвигательные нарушения через музыкальное восприятие.
Цели и Задачи:
1: Отбор результативных методов и приёмов по развитию музыкально-сенсорных способностей, творческой активности и эмоционального благополучия детей.
2: Подобрать комплексы логоритмических упражнений.
3: Изменить структуру и содержание музыкальных занятий.
4: Внедрение на практике работы новых авторских методик Вороновой «Логоритмика в речевых группах» Картушиной, «Логоритмические занятия в детском саду» Шикаловой Т. И, «Программа Вдохновение» на развитие музыкальных способностей.
Осуществление поставленных целей и задач веду через систему логоритмической работы «слово+движение+музыка+творчество»
Логоритмика- это специальная методика, направленная на коррекцию психических процессов и свойств личности, двигательного аппарата, ряда речевых недостатков и все они связаны с разными видами музыкальной деятельности : слушание, исполнительство, творчество.
Логоритмика опирается на сочетание слова и музыкального ритма и включает импровизированный аккомпанемент ритмических движений тела в соответствие с музыкой или без неё, пальчиковые, музыкально-двигательные и коммуникативные игры песни, стихи.
В основу логоритмических занятий входят слово, движение, музыка и творчество.
Как по принципу КАРЛА-ОРФА «Обучение в действии»
Действие-это гарантия усвоения любого занятия.
Педагог вовлекает детей в процесс активных действий связанных с познанием (музыки, литературы и т. д.) и всё это повышает интерес детей к занятиям, пробуждает их мысли и фантазию.
Логоритмические упражнения :
Решают следующие коррекционные задачи:
1: Развитие слухового и зрительного восприятия.
2: Совершенствование общей и мелкой моторики.
3: Развитие дыхания, координация слуха и голоса, артикуляционного аппарата.
4: Нормализация памяти, внимания, мышления, регуляция процессов возбуждения и торможения.
5: Укрепление двигательного аппарата, развитие равновесия, свободы движения и т. д.
6: Выроботка чётких координированных движений со взаимосвязью с речью.
Выбор упражнений зависит от того, какого возраста дети и какие задачи должны решаться в этом упражнение.
Необходимым условием занятия логоритмики является создание условий для возникновения удивления, желание подражать взрослому и активно учавствовать в процессе занятия.
Использование сказочных персонажей, атрибутов, сюжетно-ролевых игр, всё это стимулирует активность детей к речевой и другим формам деятельности.
Основные требования к построению логоритмических занятий.
Занятие по логоритмике провожу регулярно, на протяжении всего года начиная с младшей группы, придерживаясь обычной структуры музыкального занятия.
Например:
1 ЧАСТЬ: ПОДГОТОВИТЕЛЬНАЯ.
Первое занятие : Знакомлю с новыми движениями по подражению взрослому.
Дети вслушиваются в текст песни или стихотворения, или знакомятся с сюжетом новой игры.
Второе занятие : Внимание детей привлекается к качеству выполнения основных движений или упражнений. Совместно со взрослыми дети учатся воспроизводить разучиваемый текст песни или стихотворения, сопровождать речь движениями, отвечать на вопросы по содержанию игры.
Третье занятие : Дети самостоятельно учатся воспроизводить движения или танцевальные элементы, руководствуясь только речевой инструкцией или соответствующей движению музыкой.
Четвёртое занятие : Дети свободно могут ориентироваться по тексту стихотворения или песни, передают их построение, умеют соблюдать основные правила игры.
Главными принципами достижения эффективности в работе над логоритмическими упражнениями является индивидуальный подход к каждому ребёнку с учётом его возрастных, речевых и психофизиологических возможностей.
Речевой материал логоритмических упражнений предварительно не разучивается, а проводится по подражанию. Во время речевых упражнений желательно, что бы дети стояли все вмести с педагогом в кругу, рассыпной или сделали полукруг. Такое расположение даёт возможность хорошо видеть педагога, двигаться и проговаривать синхронно речевой материал.
В логоритмические упражнения включаются :
1: Ходьба и маршировка в различных направлениях.
2: Упражнение на развитие дыхания, голос, артикуляции.
3: Упражнение регулирующее мышечный тонус.
4: Упражнение активизирующее внимание и память.
5: Счётные упражнения, формирующие чувство музыкального размера.
6: Упражнение формирующие чувство музыкального темпа и ритма.
7: Пение.
8: Упражнение в игре на музыкальных инструментах.
9: Самостоятельная музыкальная деятельность.
10: Игровая деятельность.
11: Упражнение для развития творческой инициативы.
Основными принципами всего перечисленного является тесная связь движения с музыкой, включение речевого материала.
Методы и приёмы логоритмики в разных видах деятельности.
Слушание музыки : Через слушание музыки я пытаюсь обогатить эмоциональную сферу детей, развиваю память и внимание, психомоторную функцию, фантазию, мелкую моторику, а также слухо-зрительную двигательную координацию. Я убедилась, что сочетание слов музыки, зрительного образа и инсценирования, углубляют детские впечатления.
Пение: Использую приёмы пропевания мелодии на разные слоги
«ди-да-до-ду» и другие. Наиболее действенный приё м-это:
«Музыкально дидактические игры» развиваем память, мыслительные процессы. Артикуляционная гимнастика -упражнения для языка, щёк, губ, а также мимические упражнения.
Приём проговаривания текста одними губами в разных темпах и самомассаж.
Лучше становится звукоподражание, появляется выразительность в пении.
Также использую двигательные упражнения в пении :
-Вращаем листик.
-Поднять и опустить плечи.
-Деревянные и тряпочные куклы и т. д.
Ну и МРД:
-Ритмические игры
-Коммуникативные игры и танцы (что вы видели, согласовывали движения с движениями других детей, в таких танцах дети преодолевают застенчивость)
Логоритмический материал, изучаемый на занятии, закрепляется в самостоятельной деятельности в группе. Для этого в каждой группе организована развивающая среда: музыкальная деятельность, игры, ритмические игры, каталог логоритмических упражнений.
Эта работа производится детьми самостоятельно или воспитателем.
Результат
1. Сформировать умение ритмично выполнить движения в соответствии со словами, выразительно передавать заданный характер, образ.
2. Способность правильно выполнять артикуляции звуков.
3. Способность ориентироваться в пространстве и улучшение показателей слухового, зрительного и двигательного внимания и памяти.
4. Улучшение показателей диагностики.
Занимаясь логоритмикой, учитываю меж-предметную связь по областям ФГОС.
1. Познание: занятия, беседы, игры, наблюдения.
2. Социализация: музыкально-динамические игры, сюжетно-ролевые.
3. Художественная литература (познавательной направленности) : стихи, потешки, считалки, частушки, тексты песен и т. д.
4. Музыка : музыкальные произведения, песни, танцы, музыка для релаксаций, упражнений, игр.
5. Физическая культура: подвижные танцы, игры, развлечения, досуг.
6. Коммуникация: овладение способностями и средствами взаимодействия с окружающими людьми.
7. Здоровьесберегающие: самомассажи, упражнения на дыхание, упражнения на мышечный тонус и т. д.
Регулярное проведение логоритмических упражнений, способствует быстрому развитию речи и музыкальности, формирует положительный эмоциональный настрой, учит общению со сверстниками.
АКТУАЛЬНОСТЬ
В логоритмические упражнения включены элементы, имеющие оздоровительную направленность.
- общеразвивающие упражнения.
- упражнения для профилактики плоскостопия.
- простейшие приёмы самомассажа.
- гимнастика для глаз.
-пальчиковые музыкальные игры.
-релаксация под музыку.
- чистоговорки, считалки.
-речевые и музыкальные игры.
- упражнения на развитие чувства ритма и внимания.
ВЗАИМОСВЯЗЬ С РОДИТЕЛЯМИ.
Индивидуальные консультации.
Анкетирование.
Информирование о результатах работы.
Открытые занятия.
РАБОТА С ВОСПИТАТЕЛЯМИ И УЗКИМИ СПЕЦИАЛИСТАМИ.
Помощь в овладении методикой по логоритмическому воспитанию.
(консультации, выступления на педагогических советах)
Консультации логопеда, психолога, инструктора по физическому воспитанию.