МААМ-картинки

Использование логопедической ритмики в качестве метода развития связной речи дошкольников

Наиля Гирш
Использование логопедической ритмики в качестве метода развития связной речи дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы

Использование логопедической ритмики в качестве метода развития связной речи дошкольников

Логопедическая ритмика находит все большее применение в различных реабилитационных методиках как самостоятельное средство коррекционного воздействия. Особое место логоритмика занимает при работе над речью.

Публикация «Использование логопедической ритмики в качестве метода развития связной речи дошкольников» размещена в разделах

Основная цель логоритмики – преодоление речевых нарушений путем развития двигательной сферы. В соответствии с целью определяются следующие задачи логопедической ритмики : коррекция, образование, воспитание.

К коррекционным задачам относят: преодоление основного речевого нарушения, развитие артикуляции, голоса, дыхания, а также совершенствование моторной сферы.

К образовательным задачам относят: формирование двигательных навыков и умений, ориентирование в пространстве, знакомство с разнообразными движениями и некоторыми музыкальными понятиями (ритм, темп, высота, лад и т. д.).

В задачи воспитания входят: развитие чувства ритма, совершенствование навыков движения в соответствии с ритмом музыки, воспитание умения критически относиться к своим движениям и речи.

На логоритмических занятиях происходит непроизвольное развитие психомоторики. Успехи, достигнутые в развитии двигательной сферы, помогают активизировать и организовать речь.

Использование логоритмики в комплексе мероприятий по преодолению ОНР (III уровень) различного генеза открывает дополнительные возможности для успешного развития и обучения таких детей. Многообразные средства логопедической ритмики способствуют развитию оптико-пространственных, слуховых функций, праксиса, тактильного гнозиса, познавательных и творческих способностей, музыкально-ритмического чувства, коррекции эмоционально-волевой сферы и речевой функциональной системы.

Для развития творческого потенциала и более эффективной коррекции многообразных речевых нарушений у детей с ОНР (III уровень) Бабушкина Р. Л. и Кислякова О. М. рекомендуют использовать огромное количество упражнений, игр и тренингов, которые способствуют развитию связной речи старших дошкольников.

Рассмотрим некоторые из них более подробно.

Авторы огромное значение придают применению речедвигательных игр и упражнений. Сюда входят дыхательно-артикуляционный тренинг, игровой массаж и пальчиковая гимнастика, что подразумевает формирование координационно-регулирующих функций речи и движения. Они развивают все виды моторики, дыхательную систему, ставят ассоциации между персонажами сказок, стихов, драматизаций и выразительными движениями.

Основой для развития речевого и неречевого дыхания, формирования артикуляционной базы звуков являются игры и упражнения, проходящие на дыхательно-артикуляционном тренинге. Он проводится сначала изолированно, затем включается в ролевые ситуации. Все упражнения выполняются с музыкальным сопровождением, под счет, с опорой на дирижерский жест и по образцу педагога.

Снятию умственного напряжения, излишнего мышечного тонуса, утомления, помогает игровой массаж. В него включают игры и игровые упражнения только для рук и для рук с использованием различных предметов. Они способствуют развитию координации речи и движений, регулированию мышечного тонуса, ориентировке в пространстве. Пальчиковая гимнастика является основой для развития мелкой моторики и координации движений рук и пальцев. При помощи пальчиковых игр и упражнений занятия превращаются в увлекательную игру, к тому же они развивают фантазию и стимулируют развитие артикуляционного компонента речи.

Речевые игры и ролевые стихи вырабатывают ритмичность, интонационную выразительность, мелодику, приобретая большое значение для развития просодических компонентов речи. Также они благоприятно воздействуют на продуктивность запоминания и состояние вербальной памяти. Соединение движения с ритмичной, выразительной речью помогает конкретизировать слуховые образы и способствовать формированию связной речи. Бабушкина Р. Л. и Кислякова О. М. обращают внимание на то, что с детьми старшего дошкольного возраста с ОНР (III уровень) необходимо проводить упражнения на озвучивание сказок. При прочтении текста педагогом, дети сопровождают рассказ звучащими жестами, договариванием фразы, звукоподражанием. В соответствии с содержанием произведений, а также с характерами игровых персонажей логопед может использовать для озвучивания фрагментов сказок или стихотворений музыкальные инструменты.

Огромное значение на логоритмических занятиях придается театрализованным играм, в которых дети выступают от имени героев сказок и песен. Театрализованные игры должны проходить поэтапно.

На первом этапе систематически выполняются игровые упражнения, направленные на выработку мимики и пантомимики, что служит своеобразным прологом к будущим драматизациям. Благодаря этим упражнениям, движения приобретают большую уверенность и управляемость. Дети начинают лучше понимать значения выражения лица, мимики, жестов и движений другого человека. Легче переключаются с одного движения на другое, учатся самостоятельно решать двигательную задачу.

На втором этапе вводятся игры и упражнения на развитие дыхания и свободы речевого аппарата, четкой дикции, правильной артикуляции, разнообразной интонации.

Следующий этап – драматизация. Дети предварительно с родителями или воспитателями заучивают тексты стихов, потешек, прибауток, а затем разыгрывают их с использованием настольного или пальчикового театра.

Танцевально-ритмические упражнения служат основой для развития чувства ритма и двигательных способностей, на которые также должно быть обращено внимание логопеда. Эти упражнения позволяют свободно и красиво выполнять согласованные с музыкой движения, задания и игры (в том числе подвижные). Осознание возможностей своего тела при выполнении тех или иных движений, поз, жестов означает вместе с тем и осознание своих чувств.

В логоритмике используется множество танцевально-ритмических упражнений, в которые входят игрогимнастика и игроритмика.

Игрогимнастика позволяет развивать определенные группы мышц, регулировать мышечный тонус. Она включает необходимые игры и упражнения для развития координации, пространственной ориентировки, осознания схемы собственного тела.

Игроритмика – это ритмические и двигательные комплексы, которые выполняют под специально подобранную музыку. Каждая танцевально-ритмическая композиция должна иметь сюжетный характер, целевую направленность, завершенность. В танцевальных композициях характеристика музыкального произведения передается при помощи пластических жестов, движений рук и выразительных поз.

При исполнении ритмических комплексов используются жесты рук и телодвижения, сопровождающиеся звуком (хлопками, притопываниями, щелчками пальцев, шлепками). Временная организация игр и упражнений поддерживается счетом, музыкой, стихотворными текстами. Для игрового оформления заданий часто используются кубики, погремушки, трещотки, камешки, ракушки.

Большое значение для развития связной речи детей старшего дошкольного возраста с ОНР придается эмоционально-волевому тренингу. В него входят игры и игровые упражнения, цель которых – вербальное и невербальное выражение разнообразных эмоций (радости, печали, страха, злости, интереса, удивления, спокойствия, безразличия).

Достижение эмоционального раскрепощения, открытости происходит через эмоциональную разминку. Этюды на развитие мимики, пантомимики, вокальной мимики пополняют опыт экспрессивного реагирования. Упражнения на релаксацию снимают напряжение в мышцах, позволяют контролировать деструктивные эмоции и действия, приобрести навыки саморегуляции.

Для детей старшего дошкольного возраста с ОНР также важен креативный тренинг, способствующий развитию связной речи, оригинальности мышления, умению планировать и организовывать свою деятельность. В креативный тренинг входит большое количество упражнений, которые способствуют развитию воображения, развитию коммуникативных навыков, фантазированию, развитию фразовой речи.

В ходе креативных игр на свет рождаются невероятные истории, названия невиданных стран и животных, развиваются познавательная деятельность, способности к естественной коммуникации, что играет большую роль в общем психическом развитии ребенка. Таким образом, развитию памяти, внимания, мышления, совершенствованию различных видов движений, развитию всех сторон речевой деятельности способствуют логоритмические занятия.

Благоприятную перспективу процесса устранения речевых нарушений определяют высокая пластичность центральной нервной системы детей, социальная сущность речи, выбор правильных средств и методов и другие факторы.

Успешная работа по формированию связной речи у дошкольников с ОНР невозможна без осуществления комплексного воздействия, направленного на развитие речевых и неречевых процессов, на активизацию познавательной деятельности.

Применение средств логоритмики в работе с детьми, страдающими ОНР (III уровень, позволяет в доступной и интересной форме развивать у дошкольников общие речевые навыки, такие, как дыхание, темп и ритм речи, ее выразительность.

В ходе музыкально-дидактических игр отрабатываются артикуляционные, мимические и голосовые упражнения. Логоритмические занятия, так же, как и логопедические, преследуют разнообразные цели: расширение словаря детей, отработка грамматических тем, автоматизация звуков, развитие фонематического восприятия.

Таким образом, логоритмические приемы и средства помогают детям глубже погрузиться в игровую ситуацию, создать благоприятную атмосферу для усвоения изучаемого материала и развития творческих способностей.

Знания усваиваются детьми быстрее, так как их подача сопровождается разнообразными движениями под музыку, что позволяет активизировать одновременно все виды памяти (слуховую, двигательную и зрительную).

Конечная цель комплексной логоритмической методики, включающей мероприятия терапии речевого нарушения, – полная социальная реабилитация ребенка с ОНР. В структуру этого понятия входит укрепление нервной системы, оздоровление организма в целом, перевоспитание личности, развитие коммуникативных функций речи и социальных взаимоотношений с целью подготовки к обучению, активной общественной деятельности в школьный период.

Логоритмика, познавая закономерности формирования и нарушения сенсорных и двигательных систем человека, их связей с развитием и нарушениями других психических функций и процессов, способствует совершенствованию всей коррекционно-воспитательной работы с дошкольниками, страдающими общим недоразвитием речи.

Включение логоритмических занятий в комплекс коррекционных мероприятий по преодолению ОНР различного генеза у дошкольников открывает дополнительные возможности для успешного их развития и обучения.

Содержание и структура занятий по логопедической ритмике

Структура занятий по логоритмике включает различные виды музыкальной и речевой деятельности. В основе таких занятий положен комплексно-тематический метод в сочетании с наглядностью и игровыми приемами. Сюжетно-тематическое содержание занятий и разнообразие изучаемого материала дает предпосылки для неосознанного развития коммуникативных навыков, связной речи, поддержанию позитивного эмоционального состояния детей, интереса и устойчивого внимания, что позволяет добиться хороших результатов в коррекционном процессе.

Развитие детей проводится через речевую и музыкальную деятельность по основным направлениям:

развитие сенсорных и моторных функций;

• формирование основы артикуляционных движений;

развитие мимической мускулатуры;

развитие неречевых функций (мышления, памяти, воображения, внимания, восприятия, ориентировки в пространстве);

развитие эмоционально-волевой сферы и игровой деятельности;

• формирование черт гармоничной личности, дружбы, уважения, доброты, самокритичности и др.

Ходьба и маршировка – это вводные упражнения. Ходьба включается в каждое занятие. Она является естественным видом движения и вместе с тем достаточно сложным по координации. Вводные упражнения должны научить детей навыкам умения ходить по кругу в одиночку и парами, умению соблюдать одинаковые расстояния между идущими, а также строить шеренги, линейки, колонны и т. п. Эти задания учат ориентироваться в пространстве.

С самого начала, и это является чрезвычайно существенным, вводные упражнения должны дать установку на разнообразный темп движения и речи и направлять внимание ребенка на руководящую роль музыки. В этом отношении следует использовать исключительную способность детей к инстинктивному восприятию содержания и формы музыки.

Главный принцип построения логоритмического занятия с целью развития связной речи – это обязательное включение в него речевого материала. Слово вводится в самых разнообразных формах: это тексты песен, хороводов, драматизации с пением, инсценировок на заданную тему, команды водящего в подвижных играх. Введение слова дает возможность создавать целый ряд упражнений, руководимых не музыкальным ритмом, а ритмом в стихотворной форме, сохраняя при этом принцип ритмичности в движениях.

При подготовке логоритмических занятий следует исходить из необходимости правильного понимания их сути, назначения. Недопустима подмена логоритмических занятий музыкальными.

В каждое занятие непременно включаются пальчиковые игры, которые очень нравятся детям. Дети не только быстро запоминают содержание, но и придумывают свои движения по произведениям. Играя с детьми в пальчиковые игры, мы развиваем у детей мелкую моторику, что способствует более эффективному речевому развитию и подготавливает руку к письму, а это принципиально важно для старших дошкольников. Так как игра – ведущий вид деятельности у детей дошкольного возраста, то ее используют в сочетании с различными ритмическими, логоритмическими, музыкально-ритмическими комплексами. Как правило, в одном занятии сочетаются игры разнообразной направленности. Частая смена видов деятельности позволяет на протяжении всего занятия поддерживать интерес детей к происходящему, содействует установлению ими причинно-следственных межпредметных связей и явлениями действительности.

Содержание занятия напрямую связано с изучаемой лексической темой, коррекционными задачами, а также с программными требованиями по музыкальному и физическому воспитанию.

В самом начале занятия чрезвычайно важен позитивный настрой. Для его создания эффективно включение эмоциональной мимической разминки. После проводятся игрогимнастика, вокальное музицирование либо речедвигательные игры и упражнения, такие как: дыхательно-артикуляционный тренинг, пальчиковая гимнастика, речевые игры, ролевые стихи.

В середину занятия целесообразно включать игры из более трудных категорий – на формирование воображения, анализ и синтез, символизацию, музыкальное и словесное творчество (креативный тренинг). На последующем шаге занятия проводится инструментальное музицирование либо танцевально-ритмические упражнения.

Для снятия мышечного и эмоционального напряжения используются релаксационные упражнения, игровой массаж и (или) пальчиковая гимнастика.

Задачей завершающего этапа является сохранение полученного положительного эмоционального заряда и состояния внутреннего комфорта. Для этого в конце занятия логопед подводит итоги и позитивно оценивает деятельность каждого из детей.

Элементы эмоционально-волевого тренинга, игрогимнастики могут использоваться на протяжении всего занятия.

На развитие связной речи благотворно влияют игры-драматизации. Они могут быть как стихотворными, так и прозаическими. Сюжеты и темы также могут быть самыми разнообразными. Играющие передают образы и содержание игры выразительной речью и движениями, мимикой, пантомимикой.

Чем выше двигательная активность ребенка, тем интенсивней развивается его речь. С другой же стороны, формирование движений происходит при участии речи. Речь является одним из основных элементов в двигательно-пространственных упражнениях. Ритм речи, особенно ритм стихов, поговорок, пословиц, способствует развитию координации, общей и тонкой произвольной моторики. Движения становятся более плавными, выразительными, ритмичными. С помощью стихотворной ритмической речи вырабатываются правильный темп речи, ритм дыхания, развиваются речевой слух и речевая память. Стихотворная форма всегда привлекает детей своей живостью, эмоциональностью, без специальных установок настраивая детей на игру.

Логоритмические занятия должны соответствовать следующим требованиям:

• материал подбирается с учетом двигательных и речевых возможностей детей;

• занятия лучше проводить 2 раз в неделю со всей группой детей в первой половине дня;

• продолжительность занятий – 30-35 минут;

• содержание двигательного и речевого материалов варьируется в зависимости от уровня сформированности моторных навыков и имеющегося в запасе активного словаря.

Структура занятия: вводная, основная и заключительная части.

Вводная часть. Ее продолжительность – 3-7 минут. Здесь используются вводные упражнения, которые дают установку на разнообразный темп движения с помощью музыки, упражнения, направленные на тренировку внимания, памяти, координации движений, регулировку мышечного тонуса.

Основная часть занимает 10-15 минут, включает в себя слушание музыки для снятия мышечного напряжения, пение, элементы игры на инструментах, подвижные и малоподвижные игры, а также различные виды упражнений на развитие дыхания, голоса, артикуляции, на развитие внимания.

Заключительная часть занимает 2-7 минут. Содержит упражнения снятие мышечного и эмоционального напряжения, на восстановление дыхания, релаксацию.

Каждое занятие проводится в игровой форме по единой лексической теме. Прохождение темы зависит от ее сложности и уровня подготовленности детей (1-2 недели). Во время логоритмической деятельности дети сидят полукругом или стоят в кругу. Располагаясь так, дети имеют возможность видеть артикуляцию и слышать речь взрослого.

Вследствие высокого эмоционального воздействия, логоритмические занятия способствуют укреплению психического здоровья детей. Движения под музыку способствуют созданию атмосферы праздника и непринужденности.

Очень важным является привлечение к пониманию значимости логоритмических занятий специалистов дошкольных образовательных учреждений и родителей воспитанников. Их заинтересованность и активное участие в данном процессе помогает достичь лучших результатов.

План занятий по логоритмике составляется по тематическому принципу. Время прохождения одной лексической темы определяется ее сложностью и зависит от степени усвоения материала.

Ниже приведены темы логоритмических занятий (табл. 4, которые использовались в ходе формирующего эксперимента по развитию связной речи старших дошкольников с ОНР (III уровень, и пример конспекта одного занятия. Конспекты всех занятий представлены в приложении. (Прил. 4)

Таблица 4

Комплекс занятий по логопедической ритмике

№ Тема занятия Задачи

1. «Веселая неделя»

(Дни недели)

- закреплять знание детей о днях недели;

- развивать чувство ритма;

- передавать веселый характер песни;

- развивать умение переключаться с одного вида деятельности на другой.

2. «Дикие животные» - закрепить знание о диких животных и их детенышах;

- развивать умение координировать слово с движением;

- развивать чувство ритма и мелкую моторику;

- формировать ясное произношение слов.

3. «Наши пернатые друзья» - закреплять знания о перелетных и зимующих птицах;

- упражнять детей ходить по кругу по одному и в парах;

- учить четко произносить слоги;

- развивать умение переключаться с одного вида деятельности на другой.

4. «Сказка о Маше-растеряше»

(Одежда) - упражнять детей в классификации одежды по сезону;

- совершенствовать технику ходьбы и бега, развивать ловкость;

- продолжать развивать умение согласовывать движения с текстом.

5. «Встреча с Федорой»

(Посуда) - закрепить знание классификации посуды: чайная, кофейная, столовая;

- развивать правильное дыхание, артикуляцию;

- совершенствовать бег на носках;

- развивать чувство ритма в игре на ложках.

6. «У бабушки в деревне»

(Овощи и фрукты) - закреплять знания об овощах и фруктах;

- формировать правильную артикуляцию;

- учить точно выполнять движения в соответствии с текстом;

- развивать мелкую моторику.

7. «А что у вас?»

(Профессии) - закреплять знание о профессиях;

- развивать умение строиться в круг, определять право-лево;

-учить выразительно петь, четко проговаривая слова;

- развивать умение удерживать дыхание до конца фразы.

8. «Поездка по городу»

(Транспорт) - развивать зрительное внимание, цветовосприятие;

- закреплять знания детей о различных видах транспорта;

- учить согласовывать движения рук и речи;

- учить петь выразительно, в заданном темпе.

Публикации по теме:

Внедрение педагогических технологий развития связной речи как условие развития речевых способностей дошкольников «Эффективное внедрение педагогических технологий развития связной речи как условие развития речевых способностей дошкольников» (Т. В. Барабанова.

Использование дидактических игр в развитии связной речи у старших дошкольников Автор – составитель Ольхина Надежда Петровна, воспитатель ГБДОУ детский сад № 61 Приморского района г. Санкт – Петербурга. Развитие связной.

Использование приемов и методов мнемотехники в развитии связной речи у дошкольников Этапы работы по мнемотехнике Первый этап использования мнемотехнических приёмов – мнемоквадрат. Это понятная картинка, изображающая одно.

Использование образовательных технологий в развитии связной речи старших дошкольниковИспользование образовательных технологий в развитии связной речи старших дошкольников Готовность или неготовность старших дошкольников к школе определяется речью. Именно при помощи письменной и устной речи будущему школьнику.

Консультация для родителей «Использование мнемотехники для развития связной речи дошкольников» При работе с детьми, педагоги могут отметить, что некоторые дети без радости включаются в учебную деятельность. Как правило, они плохо воспринимают.

Мастер-класс «Использование «тактильных карточек» для развития связной речи детей» Цель: ознакомление педагогов с методом использования тактильной памяти в развитии связной речи детей. Задачи: - Познакомить с приемами.

Развитие связной монологической речи у детей старшей группы дошкольников с ОНР III уровня при помощи метода мнемотехники Филиппова Э. А. Место работы: государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Саратовской области «Школа-интернат для обучающихся.

Использование мнемотехники как средство развития памяти и связной речи детей старшего дошкольного возраста Использование мнемотехники как средство развития памяти и связной речи детей старшего дошкольного возраста Учите ребёнка каким-нибудь неизвестным.

Технология развития логопедической ритмики «Логоритмика» подготовила: учитель – логопед Юрчук С. В. В основе разработки технологии «Логоритмика» лежит теория и методика Г. А. Волковой. Автор определяет.

Опыт работы «Использование мнемотехники в развитии связной речи дошкольников» На сегодняшний день - образная, богатая синонимами, дополнениями и описаниями речь у детей дошкольного возраста – явление очень редкое.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Использование логопедической ритмики в качестве метода развития связной речи дошкольников
Опубликовано: 12 ноября 2019 в 15:26
+11Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Использование логопедической ритмики в качестве метода развития связной речи дошкольников» (включая файлы) размещена пользователем Наиля Гирш (УИ 1734041) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев
Календарь
23 декабря 2024 понедельник
Составляем генеалогическое древо семьи!
24 декабря 2024 вторник



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД