Юлия Родионова
Мастер-класс «Использование «тактильных карточек» для развития связной речи детей»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: ознакомление педагогов с методом использования тактильной памяти в развитии связной речи детей.
Задачи:
- Познакомить с приемами работы с «тактильными карточками».
- Воспитание интереса педагогов к использованию в практике работы нестандартных современных приемов и методов в образовательном процессе.
- Формировать познавательную мотивацию педагогов, способствующую саморазвитию и профессиональному становлении.
Материал:
Публикация «Мастер-класс „Использование „тактильных карточек“ для развития связной речи детей“» размещена в разделах
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» сентябрь 2019
- готовые тактильные дощечки 9х14 см., покрытые различным материалом (природный, бросовый, ткани, крупа и т. д.).
1. Семена
2. Дед (манка)
3. Репка (пластик)
4. Листики (ребристый картон)
5. Бабка (кусочек вязания)
6. Внучка (красная кожа)
7. Жучка (жесткий мех)
8. Кошка (мягкий мех)
9. Коготки (гречка)
10. Мышка (шнурок)
11. Зерно (рис)
12. Синтепон
13. Фланель
14. Спагетти
15. Спички без серы
16. Ковролин
17. Воск
18. Наждачная бумага
19. Фольга
20. Бархат
21. Вельвет
22. Целлофан пупырчатый
23. Чешуйки
24. Мишура
Добрый день, уважаемые коллеги!
Сегодня я предлагаю вам мастер-класс по теме «Использование «тактильных карточек» для развития связной речи детей».
Работа над формированием сенсорной сферы дошкольников является очень актуальной, так как способствует развитию всех познавательных процессов: восприятия, памяти, мышления, воображения; направлена на совершенствование мелкой моторики, которая играет важную роль в общем развитии ребенка, особенно его речевых способностей.
Рука, пальцы, ладошки ребёнка – это главные органы, приводящие в движение механизм мыслительной деятельности детей. Формой и орудием мышления детей является речь. Поэтому развитие тактильных ощущений напрямую связано с речевым развитием.
1. Тактильные карточки можно использовать в разных возрастных группах с постепенным усложнением заданий, применяя ощупывание их с закрытыми и открытыми глазами. Работу начинать лучше с создания словесного образа на основе тактильных ощущений от прикосновений к поверхности карточки. Например, мягкая – это кошка.
2. Расширение словаря детей происходит через знакомство и использование прилагательных, характеризующих качество поверхности карточек.
3. Одним из приемов работы может быть сравнение поверхностей карточек между собой и окружающими предметами, явлениями, образами. Например, целлофан – это дождь, лужа.
4. Развивающий эффект использования карточек заключается в таких заданиях, как выстраивание ассоциаций тактильных ощущений с качествами характера. Например, колючий – злой, ехидный и т. д.
5. Тактильные таблички являются хорошим средством развития словесного воображения детей, так как с ними очень интересно рассказывать и придумывать сказки.
Участников мастер-класса я прошу подойти ко мне и помочь. Присаживайтесь за стол и представьте себя дошкольниками.
1. Ребята, сейчас мы с вами поиграем с необычными карточками. Погладьте их ладошками и представьте, кого они вам напоминают. Мне моя карточка напоминает пушистого зайчика. Ребята, выберите одну из карточек и скажите : кто это? (ответы детей : пушистый котик, лохматый медведь, зубастый волк, колючий ежик).
2. Скажите, какая ваша карточка на ощупь? (ответы детей : мягкая, шероховатая, твердая, колючая, гладкая, пушистая).
3. А скажите мне, пожалуйста, из чего можно сделать шероховатые карточки? (ответы детей : наждачная бумага, зернышки, чешуйки) А мягкие карточки? (ответы детей : вата, синтепон, пух, мех).
4. А теперь давайте представим, какой характер передают нам эти карточки :
- найдите самую злую карточку;
- самую добрую;
- самую грустную;
- самую хитрую;
- самую трудолюбивую.
5. А сейчас мы с вами расскажем сказку «Репка».
Я буду рассказывать вам сказку, а вы мне будете подавать необходимые карточки.
- Посадил Дед репку, бросил семена в землю (карточка с семенами). Все согласны?
- Выросла репка большая-пребольшая и гладкая (карточка с пластиковой поверхностью). Согласны?
- Стал дед репку тянуть. А дед старый был, небритый. Вот такая щетина у него на щеках была (карточка с манкой). Похоже на щетину.
- Тянет Дед репку, потянет, вытянуть не может. Позвал Дед Бабку. А Бабка такая рукодельница была, любила вязать. (карточка с вязанием).
- Бабка за Дедку, Дедка за репку, тянут-потянут, вытянуть не могут. Позвала Бабка Внучку. А Внучка была модница, в ярких сапожках (карточка с кожей).
- Тянут-потянут, вытянуть не могут. Позвала Внучка Жучку. А у Жучки шёрстка жёсткая (карточка с жёстким мехом).
- Тянут-потянут, вытянуть не могут. Позвала Жучка Кошку. А у Кошки шёрстка мягкая, пушистая (карточка с мягким мехом).
- Тянут-потянут, вытянуть не могут. И позвала Кошка Мышку. А у мышки длинный, тонкий хвостик (карточка со шнурком).
- Услышала Кошку, прибежала Мышка.
- Дедка за Репку, Бабка за Дедку, Внучка за Бабку, Жучка за Внучку, Кошка за Жучку, Мышка за Кошку. Тянут-потянут, вытянули репку!
Понравилась вам сказка?
Коллеги, работа с тактильными карточками дает возможность использовать различные задания творческого характера: пересказать сказку, придумать сказку с заданными персонажами (сказка про лягушку, медведя, рыбку, ежика, лису и т. п.). Придумывать сказки дети могут про обитателей леса или подводного мира, домашних животных или предметы. Каждому ребенку можно предложить свой комплект карточек и тогда мы увидим насколько разные варианты ответов у них получатся.
Уважаемые коллеги, мой мастер-класс был предназначен для тех, в чьей душе живет творец и волшебник, поэт и мечтатель. Я уверена, что вы обладаете этими качествами, любите детей, верите в них, и обязательно научите их:
«В одном мгновенье видеть вечность,
Огромный мир – в зерне песка,
В единой горсти – бесконечность
И небо – в чашечке цветка».
Благодарю вас за внимание!