Валентина Булдакова
Использование логических блоков Дьенеша в математическом развитии дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
1 слайд
Использование логических блоков Дьенеша в интеллектуальном и логико – математическом развитии и обучении детей дошкольного возраста
2 слайд
Публикация «Использование логических блоков Дьенеша в математическом развитии дошкольников» размещена в разделах
- Блоки Дьенеша
- Логическое мышление
- Математика. Математические представления, ФЭМП
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
Современный ребёнок – это житель 21 века, на которого оказывают влияние все признаки настоящего времени. Он многим интересуется и о многом рассуждает, успевает освоить мобильный телефон и компьютер, телевизор и магнитофон. В то же время ребёнок по-прежнему сориентирован на самоценные, детские виды деятельности. Он любит играть, сочинять, фантазировать, радоваться и рассуждать. Мои педагогические наблюдения позволили мне сделать вывод о том, что использование такого дидактического средства как логические блоки Дьенеша дает детям возможность верно улавливать причинно – следственные связи, находить параметры, связывающие различные на первый взгляд события и предметы, навык мыслить системно – это важнейшие условия успеха в профессиональной и личностной сфере, а значит развитие логического математического мышления – залог будущей успешности наших детей. Эта технология способствует развитию интеллекта, мыслительных операций, ведь подготовка к школе – это не только огромный запас знаний, который дает педагог, родитель, но и умение логически мыслить, анализировать, обобщать, классифицировать и самостоятельно приходить к нужным решениям.
Одна из важнейших задач воспитания маленького ребнка развитие его ума, формирование таких мыслительных способностей, которые позволят ему легко усваивать новое
3 слайд
. В решении этой задачи поможет одно из наиболее эффективных пособий логические блоки, разработанные венгерским психологом и математиком Золтаном Дьенешем для подготовки мышления детей к усвоению математики.
Он является изобретателем развивающих блоков. и глубоко убежден, что заниматься математикой нужно не на уроках, сидя за партой, а с раннего детства во время увлекательных игр. Однако, не глядя на форму подачи, содержание игр достаточно серьезное. Во время игры дети могут освоить достаточно запутанные логические задачи, работать с воображаемыми системами. По мнению математика, навык взаимодействия с символами, их освоение выступает одним из завершающих этапов в развитии детского логического мышления. Логические блоки Дьенеша предназначаются для деток разного возраста (2-10 лет)
4 слайд
Основная цель использования дидактического материала -научить дошкольников решать логические задачи на разбиение по свойствам
По задумке Дьенеша в наборе блоков нет ни одной одинаковой фигуры. Каждая геометрическая фигура характеризуется четырьмя признаками: формой, цветом, размером, толщиной.
5 слайд
Работу с логическими блоками можно проводить во всех сферах деятельности: на занятиях (как по развитию математических способностей, так и на развитии речи – поскольку перед воспитателем старшей и тем более подготовительной группы стоит задача научить ребенка звукобуквенному анализу слова, а в дальнейшем и чтения, то блоки очень могут помочь в вычленении изучаемого звука в слове, месте его в слове,
в изодеятельности
, в настольно-печатных играх
, в сюжетно-ролевых играх, в подвижных играх,
в дидактических играх, вне занятий в развивающей среде группы
. Деление игр по возрасту условно, все зависит от уровня индивидуального развития ребенка, его игрового опыта с блоками Дьенеша.
6 слайд
Для проверки того, насколько хорошо дети освоили свойства геометрических фигур, вводится специальный код, графически изображающий данные свойства. Это позволяет развивать способность к моделированию и замещению свойств, умение кодировать и декодировать информацию. Эти способности и умения развиваются в процессе выполнения разнообразных предметно – игровых действий. Так, подбирая карточки, которые «рассказывают» о цвете, форме, размере и толщине блоков, дети упражняются в замещении и кодировании свойств
7 слайд
В процессе поиска блоков со свойствами, указанными на карточках, дети овладевают умением декодировать информацию и них, выкладывая карточки, которые «рассказывают» о всех свойствах блока, создают его своеобразную модель. Карточки – свойства помогают детям перейти от наглядно – образного мышления к наглядно – схематическому, а карточки с отрицанием свойств – крохотный мостик к словесно – логическому мышлению. Логические блоки помогают ребенку овладеть мыслительными операциями и действиями, важными как в плане предматематической подготовки, так и с точки зрения общего интеллектуального развития, а работа с алгоритмами подготавливает к процессу программирования.
8 слайд
Основное умение, необходимое для решения логических задач - это умение выявлять в объектах разнообразные свойства, называть их, адекватно обозначать словом их отсутствие, абстрагировать и удерживать в памяти одно, одновременно два или три свойства, обобщать объекты по одному, двум или трем, свойствам с учетом наличия или отсутствия каждого.
9 слайд
Работа с блоками организуется в три этапа:
Подготовительный этап предполагает знакомство детей с дидактическим материалом через организацию игр(«Чудесный мешочек», «Найди символ», «Найди пару» и другие).
10 слайд
На втором этапе освоения игры дети знакомятся с содержанием алгоритмов и правил игры с дидактическими блоками.
11 слайд
На третьем этапе осуществляется усложнение и дифференциация заданий в зависимости от уровня интеллектуального развития детей.
12 слайд
Во многих играх с блоками Дьенеша и логическими фигурами используются карточки с символами свойств. Знакомство ребенка с символами свойств важная ступенька в освоении всей знаковой культуры, грамоты математических символов, программирования и т. д. На карточках условно обозначены свойства блоков (цвет, форма, размер, толщина)
13 слайд
Игра «Украсим ёлочку» Цель: развитие умения выявлять и абстрагировать свойства, Развивать умение читать кодовое обозначение геометрических фигур и находить соответствующий блок.
14 слайд
Игра «Логический поезд» Цель: развитие способностей к логическим действиям и операциям, умение декодировать информацию на карточке
15 слайд
Игра «Освободи принцесс из замка» Цель: найти все ключи от замков,которые спрятаны под определёнными блоками –камнями и подарок после описания свойств блоков воспитателем.
16 слайд
Игра «Накорми мишек печеньем» Цель: развитие умения сравнивать предметы по четырём свойствам, понимание слов «разные», «одинаковые», усвоение символов отрицания свойств.
17 слайд
Вариантом логических игр для детей являются игры с обручами. На полу два обруча красного и синего цвета. В синем блоки все круглые, а в красном все красные. Возникает конфликт, когда обручи пересекаются – ведь между ними можно поместить те блоки, что относятся к обеим обручам,
В процессе игры с тремя обручами решается более сложная, чем в игре с двумя обручами, задача классификации блоков по трем свойствам.
Ведущий кладет на пол три разноцветных (красный, синий, желтый) обруча так,. чтобы образовалось 8 областей. После того как эти области соответствующим образом названы по отношению к обручам (внутри всех трех обручей, внутри красного и синего, но вне желтого и т. д., предлагается расположить блоки, например, так, чтобы внутри красного обруча оказались все красные блоки, внутри синего- все квадратные, а внутри желтого -все большие
18 слайд
Распределение материала по возрасту
Простые игры с определениями свойств
19 слайд
Блоки Дьенеша помогают ребенку овладеть мыслительными операциями и действиями, важными как в плане предматематической подготовки, так и с точки зрения общего интеллектуального развития. Это изучение качественной и количественной классификации, усвоение определенного круга математических понятий, развитие творческого и абстрактного мышления, приобретение навыков измерения, счета, представлений о размере, форме и массе предметов, об ориентировке во времени и в пространстве.
20 слайд
Спасибо за внимание!