Ганина Татьяна Александровна
Использование личностно-ориентированных технологий в коррекционной работе по развитию речи
▼ Скачать + Заказать документы
1 слайд
Тема: «Использование личностно-ориентированных технологий в коррекционной работе по развитию речи». Выполнила учитель-логопед МБДОУ «Детский сад №154» Ганина Т. А.
2 слайд
Личностно-ориентированный подход это принцип педагогики согласно которому в процессе учебно-воспитательной работы с группой педагог взаимодействует с отдельным ребёнком по индивидуальной модели, учитывая их личностные особенности.
Темочки:
- Консультации для педагогов и воспитателей
- Личностно-ориентированные технологии
- Развитие детей. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Образовательные технологии
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» март 2023
Ориентация на индивидуальные особенности ребёнка в общении с ним.
Учёт индивидуальных особенностей в процессе обучения.
Создание психолого-педагогических условий для каждого ребёнка.
3 слайд
Личностно-ориентированный подход как педагогический принцип осуществляется во всех существующих технологиях. На что же делается акцент при осуществлении этого подхода?
1. Сохранение и дальнейшее развитие индивидуальности ребёнка.
2. Содействие средствами индивидуализации выполнению программ обучения.
3. Опора на зону ближайшего и перспективного развития каждого ребёнка.
4. Улучшение учебной мотивации в развитии познавательных процессов.
5. Формирование личностных качеств.
6. Оказание помощи в самоопределении и самореализации.
4 слайд
Личностно-ориентированная технология-это такая воспитательная система, где ребёнок является высшей ценностью и ставится в центр воспитательного процесса.
Задачи
1. Гумманистическая направленность содержания деятельности в группе.
2. Обеспечение комфортных, бесконфликтных и безопасных условий развития личности ребёнка, реализация её природных потенциалов.
3. Приоритет личностных отношений.
4. Индивидуальный подход к воспитанникам.
Формы работы
1. Игры, занятия, проведение логопедических праздников.
2. Упражнения, наблюдения, экспериментальная деятельность.
3. Упражнения, гимнастика массаж.
4. Тренинги, этюды, образно-ролевые игры.
5 слайд
В своей работе я использую разноуровневый и дифференцированный подход. Подбираю технологии, исходя из уровня интеллектуального и речевого развития ребёнка, а так же учитываю психологические особенности.
С детьми с ОНР 3 и 4 ур. (таких у нас три ребёнка, они на будущий год идут в общеобразовательную школу) я провожу и подгрупповые и индивидуальные занятия. На занятиях я им даю более сложный материал, чем для детей с ОНР 1и2ур. (таких у нас 6 человек-это дети с аутизмом ЗПР, интеллектуальной недостаточностью и они все разного возраста от 3 до 7 лет) с ними я провожу только индивидуальные занятия.
В работе с детьми всех уровней речевого развития (ОНР 1,2,3,4ур.) я использую следующие технологии :
-игровые технологии
-сказкатерапия
-здоровьесберегающие технологии
-технологии разноуровневого обучения
-технологии индивидуального обучения
-технологии поддержки ребёнка
-здоровьесберегающие технологии
-использование ИКТ
-технология сотрудничества
- технология модульного обучения
-технология проблемного обучения
-метод наглядного моделирования
6 слайд
В этом году в нашу группу пришли дети с тяжёлыми речевыми нарушениями (неговорящие дети). И мне пришлось искать новые логопедические технологии для работы с такими детьми. В интернете я познакомилась с «Методикой формирования языковой системы» Новиковой-Иванцовой Т. Н. С этой методикой я хочу вас познакомить.
Данная методика основана на онтогенетическом принципе развития речи, который состоит из нескольких важных этапов:крик, гуление,лепет.
К 1 году словарь ребенка должен включать в себя 10 или более слов. В 1,5-2 года ребенок постепенно начинает произносить краткие фразы. Если во время формирования одного из вышеперечисленных этапов произошло какое-то нарушение, то деформируется вся система речи, у ребенка появляются затруднения, которые беспокоят родителей. Очень важно восстановить все этапы, как раз в этом направлении работает методика Новиковой-Иванцовой. В процессе восстановления речевого развития дети пропевают гласные и согласные, что соответствует этапу гуления; затем произносят слоги – это этап лепета, а потом результат закрепляется с помощью двухсложных слов.
7 слайд
Эта методика включает в себя работу над звуками, слогами, ритмами, словами, фразами.
8 слайд
Работа над звуками.
Нам понадобятся карточки-символы гласных и согласных звуков, карта№1 и дорожки с кнопками.
Дети пропевают гласный звук поочерёдно нажимая на кнопки ААААА, затем пропеваем 2зв, 3зв.
Также работаем над согласными. На каждый звук у Новиковой есть мелодия.
9 слайд
Работа над слогами.
Карта №2. Произнесение слогов «согласный-гласный».
Перед ребёнком кладём картин с символами согласного и гласного звука. Ребёнок пропевает слог поочерёдно нажимая на кнопки.
10 слайд
Карта №3. Произнесение слогов со сменой гласных.
Дети произносят слоги МА-МО поочерёдно нажимая на кнопки.
11 слайд
Карта №4. Произнесение слогов со сменой согласных.
Дети произносят слоги МУ-ТУ поочерёдно нажимая на кнопки.
12 слайд
Карта №5. Произнесение закрытых слогов.
За основу берём открытый слог БО он соединён дугой, к этому слогу добавляем согласный К и отрабатываем слог БОК, на следующем занятии повторяем слог БОК и берём согласную М- БОМ. На следующем занятии повторяем предыдущие слоги и берём новый. Когда прошли всю цепочку, можно формировать новую цепочку, но старую повторяем на каждом занятии пока не сформируется новая.
13 слайд
Карта №6. Задача: произнесение слогов со стечением согласных.
Формировать стечение нужно с конца цепочки. За основу берём открытый слог КА и повторяем его 5 раз нажимая на кнопки, затем впереди ставим согласный Б получается слог БКА. На следующем занятии БКА повторяем и добавляем согласную С- СБКА спряталось слово «собака».
14 слайд
Учим детей отхлопывать ритмы. Новикова-Иванцова Т. А. даёт 6 ритмов. Работа начинается с того, что учим детей делать «замочки». Отрабатываем громкие хлопки один- много, затем тихие- один, много. Затем отхлопываем ритмы:
1 громко-тихо
2 тихо-громко.
15 слайд
Работа над словами
Отрабатываем слова по классификации Марковой, начинаем со слов 1 класса- двусложные слова из открытых слогов. С Илюшей мы отрабатываем слова 4класса – двусложные слова с одним закрытым слогом.
В отработанные ритмы «вкладываем» слова (классификация Марковой А. К.)
1 класс- двусложные слова из открытых слогов.
2 класс – трёхсложные слова из открытых слогов (охота, малина).
3 класс – односложные слова (дом, мак).
4 класс – двусложные слова с одним закрытым слогом (диван, мебель).
5 класс – двусложные слова со стечением согласных в середине слова (банка, ветка).
6 класс – двусложные слова с закрытым слогом и стечением согласных (компот, тюльпан).
7 класс – трёхсложные слова с закрытым слогом (бегемот, телефон).
8 класс – трёхсложные слова со стечением согласных (комната, ботинки).
9 класс – трёхсложные слова со стечением согласных и закрытым слогом (ягнёнок, половник).
10 класс – трёхсложные слова с двумя стечениями согласных (таблетка, матрёшка).
11 класс – односложные слова со стечением согласных в начале слова (стол, шкаф).
12 класс – односложные слова со стечением согласных в конце слова (лифт, зонт).
13 класс – двусложные слова с двумя стечениями согласных (плётка, кнопка).
14 класс – четырёхсложные слова из открытых слогов (черепаха, пианино).
16 слайд
На каждый класс подбираются картинки.
Работа над ритмами, слогами и словами ведётся параллельно. Отработали слоги со сменой гласных и согласных, можно вводить слова 1 класса и начинать отрабатывать закрытые слоги.
17 18слайд
Фразовая речь.
Берём модели предложений по Балаевой, их 12, но я остановлюсь на первых трёх моделях.
Для работы над фразами я использую книги Новиковой-Иванцовой «От слова к фразе», их три. Для 1ой модели (сказуемое + дополнение) книги нет. К 2 модели (существительное+глагол) есть две книги: 1 книга единственное число, 2- множественное число. К 3 модели одна книга. В этих книгах подробно описана работа над фразами и есть иллюстрации.
Я думаю, что эта методика подходит для детей с алалией, ЗРР, ЗПР и лёгкой степени УО. Для детей с аутизмом эта методика не подойдёт, здесь должен быть хороший зрительтный контакт, внимание и хорошая имитация движений. Невозможно ребёнка с РДА заставить сидеть и пропевать звуки и слоги.
19 слайд
Просветительские формы работы :
Родительские собрания.
Информационные издания, стенды
Оформление фото стендов
Индивидуальные беседы
Информационная корзина «Шкатулка вопросов»
Консультации
Практические формы работы :
Индивидуальные тетради ребёнка, в которых я пишу рекомендации для родителей.
Открытые занятия для родителей, (индивидуальные и подгрупповые,
Семинары-практикумы для родителей с участием детей.