Липовских Татьяна
Использование LEGO-конструирования и робототехники в развитии речи детей старшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Уже много лет активно использую в своей работе LEGO- конструкторы в разных видах детской деятельности. Сама увлеклась ими и смогла заинтересовать детей и взрослых в своей группе. Участвовали в разных конкурсах (моделирование по сказкам, создание мультфильмов, сочинение LEGO- книг)- это все очень интересно.
В результате сделала открытие - дети стали лучше говорить, общаться, им хотелось высказать свое мнение, рассказывать о своей работе родителям, детям из других групп. Увлекла свою коллегу. Сейчас у нас логопедическая группа, мы активно используем эту технологию в развитии речи у детей.
Публикация «Использование LEGO-конструирования и робототехники в развитии речи детей старшего дошкольного возраста» размещена в разделах
- Лего, LEGO. Развитие речи
- Лего. Конструктор LEGO
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Роботы и робототехника. Программирование
- Старшая группа
- Темочки
Заинтересовалась робототехникой, которая очень нравится нашим мальчишкам и девчонкам. И сделала открытие – робототехника, как и LEGO – конструирование помогает развивать речь у дошкольников.
И мы решили дальше использовать эти технологии в своей работе с детьми в логопедической группе.
Дошкольное детство – это возраст игры. В игре ребенок с удовольствием запоминает новый материал надолго. Девочки и мальчики часами что-то мастерят, конструируют, общаются между собой, создают невероятные миры из ярких пластмассовых кирпичиков LEGO и, проявляют активный интерес в своей игровой деятельности к робототехническим наборам Magkoding. В результате этой деятельности развивается речь у них. Овладение родным языком является одним из самых важных приобретений ребенка в дошкольном возрасте. Поэтому процесс речевого развития рассматривается в современном дошкольном образовании, как общая основа воспитания и обучения детей. Развивать речь ребенка, не включая ее в какую-либо деятельность, невозможно. Поэтому мы в своей логопедической группе в детском саду создали специальную среду, которая способствует максимально полному раскрытию речевых возможностей воспитанников: центр LEGO-конструирования и робототехники (разные наборы LEGO- конструктора и роботы «Муза» и «Коди», игровые поля).
Проводим кружковую работу с детьми, чередуя LEGO-конструирование с робототехникой, а так же в свободной игровой деятельности и в составлении рассказов на развитии речи.
Целью нашей работы является - развитие речи и интеллектуального потенциала каждого ребенка посредством LEGO-конструирования и робототехники.
Задачи: формировать представление об окружающем мире,развивать мелкую моторику, память, мышление, внимание, формировать основы безопасности собственной жизнедеятельности и окружающего мира: активация активного и пассивного словаря, выстраивание монологической и диалогической речи.
Вместе с детьми моделируем сказки, создаем целые города, конструируем технику, собираем урожай с помощником роботом «Коди», отправляемся в лес и учим его собирать грибы. А с роботом «Музой» находим полезные продукты питания, отыскиваем сокровища – это является веселым и познавательным увлечением для них. У детей занимающихся этими видами деятельности развивается логическое мышление, память, фантазия, воображение, конструкторские навыки, но и конечно речь, над которой мы работаем с детьми. Они могут рассказать о своей деятельности, выразить свои мысли, чувства, желают дальше изобретать, экспериментировать и общаться между собой.
В результате этой работы в лого-группе, мы поняли, что выбрали правильное направление в своей деятельности потому, что применение технологий LEGO- конструирования и робототехнических наборов Magkoding помогают нам очень хорошо развивать речь у дошкольников. Эта деятельность объединила нас педагогов, родителей и детей. Появился интерес к общению, общим играм, в которые играют взрослые и дети.
Для работы с детьми старшего дошкольного возраста используем дидактические игры по LEGO-конструированию и робототехнике, которые помогают развивать не только конструкторские навыки, но и речь у дошкольников : «Полезные продукты», «Это интересно знать», «Найти деталь, как у меня и опиши», «Исследователи», «Таинственный мешочек», «Расскажи, что изображено на картинке», «Назовите и постройте», «Загадочные картинки», «Торопись, да не ошибись», «Посмотрите, назовите и постройте», «Выращивание дерева, «Весёлые человечки».
При изучении сказок мы берем LEGO- заместители, которые детям помогают пересказывать сказки, например сказка: «Теремок», «Белочка-умелочка», «Крылатый, мохнатый, масляный» и др.
Когда конструировали русскую народную сказку «Гуси – лебеди»- сначала прочитали ее, провели беседу по сказке, дети высказали свое мнение о героях, рассмотрели иллюстрации художника в книге, и только после этого приступили к моделированию сказки. В результате этой работы у детей развивается внимание, память, логическое мышление, умение отвечать на вопросы воспитателя, инсценировать и рассказывать сказку.
Мы не только моделируем с детьми сказки, но и придумываем свои сказки со своими героями, делаем книжки – сказки и проектируем мультфильмы. Дети с удовольствием вливаются в жизнь сказочных героев, переживают за них.
Вся наша работа строится на тематическом планировании, закрепляем эти темы при помощи кружковой деятельности.
Когда проходили тему «Транспорт» на LEGO–конструировании, мы его рассмотрели, описали и только после этого моделировали, открыли выставку, и каждый ребенок рассказал о своей машине. При изучении темы «Труд взрослых в полях», которую закрепили на робототехнике, учили робота «Музу» находить поля с зерновыми культурами. Дети сравнивали зерновые культуры и хорошо знают, для чего люди выращивают их на полях, и какие продукты из них получают.
LEGO-конструирование и наборы Магкодинг интегрируются с областью образования «Речевое развитие» : беседа, разъяснение различных явлений или описание объектов. Дети не просто описывают свои модели и рассказывают об их назначении, но и отвечают на вопросы по ходу строительства, причем на вопросы не только сверстников, но и педагогов, и естественно, сами их задают.
Целенаправленное систематическое обучение детей дошкольного возраста конструированию и робототехнике играют большую роль при подготовке к школе: расширяет словарь, развивает связную грамматически правильную речь. Оно способствует формированию умения учиться, добиваться результатов, получать новые знания в окружающем мире, и правильно строить грамматические предложения.
В дальнейшем планируем продолжать работу над речью, используя технологии Лего-конструирования и робототехнические наборы Magkoding, которые нам очень помогают в развитии речи у дошкольников.
Речь развиваем.
Роботов мы отправляем
В леса, в сады,
Собирать ягоды грибы.
Это очень интересно -
Строить, составлять, искать.
Тут и взрослым интересно
С нами вместе поиграть!