Жиркова Евдокия
Использование LEGO-конструирования с робототехникой в развитии речи детей старшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Наши дети живут в мире компьютеров, интернета, электроники и автоматики. Они хотят видеть это и в образовательной деятельности, изучать, использовать, понимать.
В настоящее время, «век всеобщей компьютеризации» в работе с дошкольниками приобретает такой продуктивный вид деятельности, как LEGO-конструирование, который прочно входит в жизнь современных детей. Детей, увлекающихся конструированием из «LEGO», отличает богатое воображение и фантазия, стремление к творческой деятельности, желание экспериментировать, изобретать; у них особенно развито пространственное, логическое, и ассоциативное мышление, память.
Публикация «Использование LEGO-конструирования с робототехникой в развитии речи детей старшего дошкольного возраста» размещена в разделах
- Лего, LEGO. Развитие речи
- Лего. Конструктор LEGO
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Роботы и робототехника. Программирование
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» ноябрь 2021
Используя LEGO-элементы в дидактических играх и упражнениях при подготовке к обучению грамоте, ознакомлении с окружающим миром в виде разнообразных игровых, интегрированных, тематических занятий, у детей развиваются свои конструкторские навыки, развиваются умение пользоваться схемами, инструкциями, чертежами, развиваются логическое мышление, речевое развитие, коммуникативные навыки. А речевое развитие детей дошкольного возраста – одно из важных направлений нашего ДОУ.
Цель речевого воспитания состоит в том, чтобы ребенок творчески освоил нормы и правила родного языка, умел гибко их применять в конкретных ситуациях, овладел основными коммуникативными способностями.
В своей работе я использую новые современные методы, приемы, технологии для развития речи детей, такие как: социо-игравая, скрайбинг, синквейн, и т. д., чтобы заинтересовать детей, найти индивидуальный подход к каждому. Все перечисленные технологии оказывают существенное влияние на развитие речи дошкольников.
Моей педагогической находкой стало использование «LEGO» - конструирования с применением обучающей робототехники как технология для интеллектуального развития детей обеспечивающих интеграцию образавательных областей.
Применяя LEGO–технологию, познакомилась с трудами исследователя Е. В. Фешина «Лего - конструирование в детском саду»; Аленина Т. И, Енина Л. В, Колотова И. О, Сичинская Н. М, Смирнова Ю. В. Шаульская Е. Л «Образовательная робототехника во внеурочной деятельности дошкольников. Комарова Л. Г. Строим из LEGO (моделирование логических отношений и объектов реального мира средствами конструктора LEGO).
LEGO–конструирование и робототехника объединяет в себе элементы игры с экспериментированием и следовательно:
развивают и совершенствуют высшие психические функции памяти, внимания, мышления, активизирует мыслительно-речевую деятельность дошкольников. ;
развивают конструкторские способности и техническое мышление, воображение и навыки общения;
расширяет кругозор;
развивают мелкую моторики рук;
позволяют поднять на более высокий уровень развитие познавательной активности дошкольников, а это – одна из составляющих успешности их дальнейшего обучения в школе.
Считаю, что работа по развитию речи с применением LEGO -технологий делает развивающий процесс более результативным. Дети воспринимают занятия как игру, которая вызывает у них только положительные эмоции, что помогает лучшему усвоению необходимого материала.
При проведении работы по развитию связной речи и лексических понятий LEGO–конструирование и робототехника представляют широкие возможности.
Соединяя LEGO–конструктор и образовательную робототехнику мною разработана познавательная игра «Тыл хонуута» для детей старшего дошкольного возраста по развитию лексико-грамматических средств речи в рамках определенных тем такие как: «Дикие животные нашего леса», «Зима», «Деревья», «Что лишнее и почему?» «Собери предложение» и т. д.
Новизна, практическая значимость:
Новизна заключается в том, что дети в форме познавательно - игровой деятельности раскрывают практическую целесообразность LEGO-конструктор с использованием роботов HUNA (MRT-2) в игре «Тыл хонуута» для упрощения работы по анализу и синтезу слогов, при составлении схемы предложений, при постановке звуков.
Используя данную игру, я создаю условия для развития познавательных навыков и формирования культуры социального сотрудничества детей в малых группах.
• Цель: Внедрить LEGO–конструирование и робототехнику для овладения лексико-грамматических средств речи как предпосылка к грамоте.
Задачи:
Образовательная
• Учить детей выполнять действие по правилам игры;
• Научить слого-звуковому, звукобуквенному анализу и составу слов;
• Активизировать мыслительно-речевую деятельность
• Научить выстраивать монологическую и диалогическую речь
Развивающая
• Формировать и совершенствовать грамматический строй речи
• Развивать мелкую моторику рук;
• Развивать коммуникативную компетенцию:
Воспитательная
• Воспитывать самостоятельность и навыки коллективного сотрудничества.
Деятельность по реализации педагогического опыта
Одним из нетрадиционных способов для закрепления пройденных материалов по звуко-буквенному анализу слов является познавательная игра «Тыл хонуута» с разными вариантами игры по определенным лексическим темам
Возраст : 6-7 лет
Категория: Индивидуальная миссия на время
Наборы роботов : VRT Seriesand HUNA образовательные робототехнические наборы
Цель и задачи:
- закрепить знания о различии гласных и согласных звуков
- составлять предложения по заданной схеме
Миссия: Участникам игры необходимо использовать дистанционно управляемого робота для выполнения заданий по развитию речи
Продолжительность игры: Каждому участнику дается 3 минуты с того момента, как будет дан старт.
Отсчет времени начинается по стартовому свистку. После того как игра началась, робот начинает движение от «базы»
Критерии выигрыша:
- Победителем становится участник, сумевший выполнить все задания за короткое время.
Игра состоит из трех этапов:
Первый - этап
Д/и «Придумай слово по схеме»
Цель: закрепить знания детей о согласных и гласных звуках.
Следующим приемом может быть придумыванием детьми слов по выбору
воспитателем.
При ознакомлении детей с понятиями звук, слог, слово, предложение, как структурными единицами нашей речи, можно использовать различную величину деталей. Таким образом, детям легче усвоить эти абстрактные
понятия с опорой на зрительные ориентиры.
Ребенок выбирает из предложенных ему схем карточку и проговаривая каждый звук находит подходящий рисунок.
Используя робот, относят кубик с рисунком в «домик» определенного цвета.
Второй – этап
Д/и «Раздели на слоги».
Цель: разделить слово на слоги.
Участник игры выбирает карточку с рисунком, разделяет слово на слоги и управляя роботом выбирает кубик с числом слогов.
Третий – этап: «Составь предложения».
Цель: составлять простое предложение с прямыми дополнениями по заданной схеме.
Ребенок выбирает карточку с изображенной схемой и с опорой на нее составляет предложение.
.
Вывод: Работа по развитию речи с применением LEGO- конструирование с образовательной робототехникой делает обучающий процесс более результативным. Дети воспринимают занятия как игру, которая не вызывает у них негативизма, а приучает к внимательности, усидчивости, точному выполнению инструкций. Это помогает лучшему усвоению необходимого материала, а в дальнейшем и готовности к школьному обучению.