Наталья Езжалова
Использование квест-технологии в логопедической работе
▼ Скачать + Заказать документы
Использование Квест-технологии в логопедической работе»
Квест- технология- актуальна в контексте требований ФГОС дошкольного образования, она способствует развитию активной позиции ребенка во время решения игровых поисковых задач. В квесте интегрируется содержание различных образовательных технологий. Квест имеет большое количество достоинств для детей дошкольного возраста: квесты естественным образом осуществляют интеграцию образовательных областей, комбинируют разные виды детской деятельности и формы работы с детьми.
Публикация «Использование квест-технологии в логопедической работе» размещена в разделах
Что же такое квест - игры? Это игры, в которых игрокам необходимо искать различные предметы, находить им применение, разговаривать с различными персонажами в игре, решать головоломки и т. д.
В логопедической практике квест выступает в качестве приключенческой игры, в которой дошкольникам предлагается решение задач для продвижения в определенном сюжете. Содержание задания, и условия организации игры необходимо выстраивать в соответствии с возрастными, индивидуальными возможностями ребёнка. В содержание сценария требуется внедрить разные виды деятельности, так как выполнять однообразные задания дошкольники не могут в силу психолого-возрастных особенностей, также следует продумать временные интервалы, во время которых дети смогут выполнить задание. Дошкольники должны четко представлять цель игры, к которой они стремятся.
Традиционную форму проведения коррекционных занятий я частично заменила на логопедические квесты. Например, коррекционную работу по развитию связной речи можно организовать через проведение квеста, используя при этом на разных этапах мнемотаблицы или опорные схемы, методы наглядного моделирования и т. д. Особенно актуальны квесты в проведении итогового занятия по изученной лексической теме.
Общая игровая цель известна участникам с самого начала и определяет игровую «легенду», особенности и правила заданий. Независимо от того, заложен элемент соревнования в игру или нет, конечная игровая цель - общая для всех. Общая цель является главным «внутренним мотиватором».
В каждом квесте для детей обязательно совмещаются элементы обучения и отдыха. Обучение происходит незаметно, ведь при решении поставленных игровых задач можно узнать много нового.
В ходе организации работы по квест-технологии реализуются следующие задачи:
образовательная - вовлечение каждого ребенка в активный творческий процесс;
развивающая - развитие интереса, творческих способностей, воображения, поисковой активности, стремления к новизне;
воспитательная - воспитание толерантности, личной ответственности за выполнение работы.
Для того чтобы эти задачи решались наиболее успешно, при разработке квеста необходимо следовать следующим принципам:
1. Доступность - задания не должны быть чересчур сложными.
2. Системность - задания должны быть логически связаны друг с другом.
3. Эмоциональная окрашенность заданий.
4. Разумность по времени - необходимо рассчитать время на выполнение заданий таким образом, чтобы ребёнок не устал и сохранил интерес.
5. Использование разных видов детской деятельности во время прохождения квеста.
6. Наличие видимого конечного результата и обратной связи.
Квесты отличаются друг от друга:
по числу участников: одиночные и групповые;
по продолжительности: кратковременные и долговременные;
по содержанию: сюжетные и несюжетные,
по структуре сюжетов: линейные (основное содержание квеста построено по цепочке, штурмовые (каждый игрок решает свою цепочку загадок, чтобы в конце собрать их воедино, кольцевые ( ребенок отправляется по кольцевой траектории: выполняя определенные задания он вновь возвращается к начальной точке)
Формы организации квест - игр :
путешествие;
детектив;
журналистское расследование;
научное исследование.
Я в своей работе в основном использую квесты : по количеству участников как одиночные, так и групповые; по продолжительности –краткосрочные; по содержанию- сюжетные; по структуре сюжетов –линейные и кольцевые; по форме организации – путешествие.
Для составления маршрута можно использовать разные варианты
маршрутный лист (на нем могут быть просто написаны последовательно станции и где они расположены; а могут быть загадки, ребусы, зашифрованное слово, ответ на которые и будет то место, куда надо последовать);
«волшебный клубок» (на клубке ниток последовательно прикреплены записки с названием того места, куда надо отправиться. Постепенно разматывая клубок, дети перемещаются от станции к станции);
карта (схематическое изображение маршрута);
«волшебный экран» (планшет или ноутбук, где последовательно расположены фотографии тех мест, куда должны последовать участники)
Наблюдая за детьми и анализируя результат своей работы могу отметить, что процесс внедрения в практику квест-технологии помогли дошкольникам с нарушением речи справиться с застенчивостью, способствовали развитию речи, памяти, внимания, расширению кругозора, развили умение слушать и слышать другого, активизировали речевое общение.
Обучение с применением квестов в логопедической работе положительно сказывается на состоянии речи, что повышает эффективность коррекционной работы.
Список литературы:
1. Осяк С. А., Султанбекова С. С., Захарова Т. В., Яковлева Е. Н., Лобанова О. Б., Плеханова Е. М. Образовательный квест – современная интерактивная технология // Современные проблемы науки и образования. – 2015. – № 1-2.
2. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 17 октября 2013 г. N 1155 г. Москва "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования"
3. Сокол И. Н. Классификация квестов // Молодийвчений. – 2014. – Вып. №6 (09). – С. 138-140
4. Сокол І.М. Квест : метод читехнологія? // Комп'ютер у школі та сім'ї. – 2014. – № 2(114). – С. 28-32.
5. Щелина Т. Т. Потенциал квеста как педагогической технологии формирования у подростков установки ведения здорового образа жизни [Текст] / Т. Т. Щелина, А. О. Чудакова // Молодой ученый. — 2014. — №21.1. — С. 146-149.