Коростелева Ирина
Использование квест-технологии в познавательном развитии у дошкольников
Слайд 1.
Здравствуйте уважаемые коллеги, члены жюри!
Сегодня я представлю вашему вниманию свою педагогическую находку по теме «Использование квест – технологии в познавательном развитии у дошкольников». В своей работе приоритет отдаю игровым формам, как ведущему виду деятельности детей дошкольного возраста. Квест – это игровая деятельность, в которой мотивация у ребенка сохраняется на протяжении всей игры.
Публикация «Использование квест-технологии в познавательном развитии у дошкольников» размещена в разделах
Насыщенная информационная среда окружает современного ребенка с самого рождения. Все больше в жизни ребенка занимают компьютер, игровые приставки, электронные игрушки. Современных детей все сложнее чем-либо удивить. Это, безусловно, накладывает определенный отпечаток на развитие личности ребенка. Я, как педагог, стараюсь идти в ногу со временем и применять в своей работе современные средства обучения и развития, новые педагогические методики и технологии, оригинальные формы проведения образовательной деятельности. В своей работе я уже несколько лет успешно использую квест-технологию и расскажу о своей деятельности и полученных результатах.
Слайд 2. .
Квест (квестор) –от латинского слова «ищу, разыскиваю, веду следствие». Квест– это вид сюжета, в котором путешествие к намеченной цели проходит через преодоление ряда трудностей. Идея игры проста – команды, перемещаясь по точкам, выполняют различные задания. Дети сталкиваются с различными проблемами или персонажами, создающими проблемы, придумывают, как решить проблемы и в конце игры подходят к определенному результату. Особенно значимо, что квесты могут проходить как в закрытом пространстве (группа, помещение д/с, так и на улице, на природе (участок д/сада,город,парк, охватывая всё окружающее пространство.
Слайд 3.
Квест, как технология имеет четко поставленную дидактическую задачу, игровой замысел, обязательно имеет руководителя (наставника, четкие правила, и реализуется с целью повышения у детей уровня знаний и умений.
Слайд 4.
Моей педагогической находкой, для решения этой задачи, является Квест - технология. В ней задействуется одновременно и интеллект участников, их физические способности, воображение и творчество. Таким образом решаются образовательные, развивающие, воспитательные задачи. Изучая информацию в сети интернет, методическую литературу и разработки коллег я сделала несколько выводов:
1. Квест-технология появилась на основе компьютерных игр жанра Quest. Квест (от англ. Quest - «поиск, поиск предмета, приключений») – это вид сюжета, в котором путешествие к намеченной цели проходит через преодоление ряда препятствий.
2. Квест – это игровая деятельность, в которой мотивация у ребенка сохраняется на протяжении всей игры.
3. Использование квестов позволяет значительно расширить рамки образовательного пространства.
4. Форма проведения образовательной деятельности в виде квеста нестандартна, интересна и увлекательна для детей.
5. Тщательно организованные Квест - игры актуальны в контексте требований ФГОС ДО, так как они способствует развитию активной позиции ребенка в ходе решения игровых поисковых задач.
Слайд 5.
Актуальность и новизна квест - технологии это развитие индивидуальности ребенка, самостоятельности инициативности, поисковой активности. Свою практическую деятельность по реализации Квест – технологии я начинаю с составления плана проведения образовательной деятельности в форме Квест – игры, ориентируясь на перспективно - календарное планирование, виды квест- игр различны это линейные, штурмовые, кольцевые. Определившись с задачами, к проведению квеста готовлюсь так :
1. Выбираю сюжет (это может быть вид квеста линейный, штурмовой, кольцевой) разрабатываю сценарий в соответствии с возрастом воспитанников, используя разные виды детской деятельности.
2. Подбираю реквизит, дидактические пособия, распечатываю раздаточный материал для участников, подготавливаю предметно - пространственную среду.
3. Нахожу музыкальное сопровождение для разных этапов Квеста.
4. Логически продумываю организацию проведения игровых заданий. Рассчитываю время на выполнение заданий, чтобы дети не переутомились и не потеряли интерес к дальнейшему прохождению Квеста.
5. Провожу подготовительную работу с детьми (чтение книг, просмотр мультфильмов, рассматривание дидактических пособий, просмотр презентаций, отгадывание кроссвордов и т. п.)
Слайд 6,7
Для успешной реализации квест - технологии в группе были созданы следующие условия: разработан комплекс квест-игр по развитию познавательной инициативы дошкольников; изготовлены карты, маршрутные листы; подобран наглядный материал.
Слайд 8
Мною были разработаны и организованы такие мероприятия, как:
Квест-игра «В поисках волшебного сундучка». Дети с интересом и легкостью выполняли различные задания, продвигаясь поэтапно по карте по станциям; Цель: Создание условий для расширения и обогащения знаний детей в увлекательной форме путешествия повторить и обобщить знания детей по темам, пройденным за учебный год.
Слайд 9. Станция «Спортивная. Дети проходили дорожку с препятствиями;
Слайд 10. Станция «Загадочная». Отгадывали загадки с подвохом,
Слайд 11. Станция «Сказочная». Расшифровали телеграммы сказочных героев. Все это способствовало развитию поисковой активности детей, стремлению к познанию. Создание условий для расширения и обогащения знаний детей об истоках русской народной культуры через знакомство с устным народным фольклором.
Слайд 12.
Квест - игра «Природа вокруг нас». Проходя этап за этапом, дети уточняли и обобщали знания о растительном мире нашего края, развивали двигательную активность, а также закрепляли правила поведения в природе.
Слайд 13.
Квест - игра «И в морозный зимний день, быть здоровым нам не лень»
была проведена с целью пропаганды здорового образа жизни, создание условий для развития коммуникативно - познавательных способностей детей посредством квест-технологии. Дети показывали Снеговику массаж «Неболейка», обучали правильному дыханию в холодную погоду. А Снеговик устроил спортивные соревнования по зимним видам спорта. При этом у детей развивались не только физические качества, но и любознательность и познавательная активность.
Слайд 14.
Квесты очень подходят как итог проектной деятельности. Однажды мне пришла в голову мысль, а что если совместить проект и квест….И я придумала проект «Путешествие на север», где я с детьми реализовала квест, на протяжении всей недели. Это было захватывающе, дети с удовольствием спешили в детский сад, чтобы узнать какое новое задание их ждет. Вот так интересно я нашла, какую-то свою тропинку. Так был реализован проект «Путешествие на север» с использованием квест-игры, направленных на изучение культуры народов Севера.
Слайд 15. Дети, экспериментируя, узнали, почему белые медведи не мерзнут. Почему у пингвинов специфическая походка;
Слайд 16. И что такое Северное сияние. Данный проект позволил сделать процесс с помощью использования квест-технологии более интересным, доступным, значимым. Цель: Развитие активной, деятельностной позиции ребенка в ходе решения игровых поисковых задач.
Слайд 17.
Незабываемой стала и квест-игра по ПДД «Безопасный переход».
Цель: Формирование основ безопасного поведения на дороге, изучение дорожных правил через игру.
Слайд 18.
При выполнении задания, учитывался возраст участников, место проведения, индивидуальные склонности детей, таким образом были обобщены знания детей по теме.
Слайд 19.
В интересной нетрадиционной форме было организовано родительское собрание в формате квест – игры «Играем и учимся вместе». На собрании познакомила родителей с разными видами игр, дала рекомендации по организации проведения игр дома.
Слайд 20
Познакомила с квест-технологией и предложила поиграть в квест-игру. После игры родители поделились своими впечатлениями, что квест-игра – это увлекательное, захватывающее приключение, где при выполнении заданий повышается познавательная и творческая активность.
Слайд 21.
Результаты данного педагогического опыта работы свидетельствуют о том, что игровая технология квест-игра имеет результаты в работе по познавательной деятельности : за три года работы по данной теме высокий уровень развития познавательной активности вырос до 78%, средний уровень развития составил 22%, низкого уровня не отмечено.
Слайд 22.
Проанализировав результаты своей педагогической деятельности, я пришла к выводу, что опыт работы в данном направлении очень эффективен. Такой инновационный метод обучения как, квест-технология достаточно мощно направляет свою работу в сторону усвоения детьми необходимых навыков. Подводя итог, хочу сказать, что поощряя детскую любознательность, утоляя жажду познания маленьких почемучек и направляя их активную двигательную деятельность мы способствуем развитию детских способностей. На мой взгляд, квест – технология актуальна и эффективна в условиях реализации ФГОС ДО. Я уверенна, что мои воспитанники вырастут грамотными, образованными и достойными людьми, потому что я отдаю им самое ценное, что у меня есть – свои знания, умения, навыки и свою душу.
Надеюсь, полученные результаты будут иметь практическую ценность:
для педагогов дошкольных образовательных учреждений;
для родителей в плане организации совместной деятельности с ребенком в домашних условиях.
Слайд 23.
Всем спасибо за внимание!