Шамсиева Юлия
Использование коврографа «Ларчик» В. В. Воскобовича для коррекции речевых нарушений у детей 5–7 лет с ОНР
▼ Скачать + Заказать документы
Использование коврографа В. В. Воскобовича для коррекции речевых нарушений у детей 5–7 лет с ОНР
Видео: https://rutube.ru/play/embed/6449a470bdf2e529f2123f30c2e8a3c7Актуальность
«Дошкольное образование стало первой ступенью в образовании и задача нас педагогов, родителей - подготовить детей к школе посредством ведущей для них - игровой деятельности. Справиться с этой задачей нам помогают и открывают безграничные возможности игры В. В. Воскобовича».
Публикация «Использование коврографа „Ларчик“ В, В, Воскобовича для коррекции речевых нарушений у детей 5–7 лет с ОНР» размещена в разделах
Сегодня я с удовольствием поделюсь с вами своим профессиональным опытом по использованию «Коврографа Ларчик» В. В. Воскобовича для коррекции речевых нарушений у детей 5-7 лет с ОНР в группе компенсирующей направленности.
Практика показывает, что у детей, имеющих речевые нарушения, часто наблюдаются отклонения в развитии психомоторной сферы, незрелость эмоционально-волевой сферы, слабое произвольное внимание, быстрая утомляемость, что в конечном итоге ведет к снижению результата логопедического воздействия. Всем известно, что эффективность коррекционного воздействия напрямую зависит от того, насколько ребёнок внимателен, погружён в процесс. Но не менее известен тот факт, что ребёнок максимально сосредотачивает своё внимание только тогда, когда ему интересно. Несомненно, каждого педагога волнует вопрос – как повысить интерес детей к логопедическим занятиям. И вот здесь на первый план выходит «её величество игра» Использование современных игровых технологий в системе логопедической практики позволяет снизить утомляемость и повысить эмоциональную заинтересованность ребенка, в результате чего повышается эффективность логопедического воздействия. Игровые технологии предоставляют широкие возможности для развития фонематического слуха, коррекции звукопроизношения, развития связной речи, грамматического строя речи у детей, имеющих речевые нарушения.
Новизна
В нашей группе самым популярным игровым пособием стал коврограф «Ларчик» В. В. Воскобовича - уникальный методический комплекс, с помощью которого возможно создать для ребенка многофункциональную развивающую и обучающую среду. Ковролиновое игровое поле представляет собой совокупность школьной доски и фланелеграфа.
Новый виток работы с данным пособием начался с нового 2020 учебного года, когда мы взяли детей среднего и старшего дошкольного возраста. Дети с любопытством изучали данное оборудование, учились работать с различным наполнением.
Цель: развитие интеллектуальных и творческих способностей дошкольников в процессе игровой деятельности.
Задачи:
- развитие у ребенка познавательного интереса, желания и потребности узнать новое
- развитие воображения, мышления (умения гибко, оригинально мыслить, видеть обыкновенный предмет под новым углом зрения)
- гармоничное, сбалансированное развитие у детей эмоционально-образного и логического начала
- формирование представлений об окружающем мире, математических и речевых умений.
Развивающие игры Воскобовича - это особенная, самобытная, творческая и очень добрая методика. В основу игр заложены три основных принципа: интерес, познание, творчество.
Система работы по коррекции речевых нарушений у детей 4-6 лет с ОНР в группе компенсирующей направленности
Дополнив развивающую среду нашей группы данным игровым обучающим комплексом, мы получили ключ к решению многих образовательных задач. «Коврограф Ларчик» может использоваться для детей не только с нормой в развитии, но и с ограниченными возможностями здоровья. Разработан в полном соответствии с Федеральными государственными образовательными стандартами (ФГОС). Специальное ковролиновое игровое поле прикрепляется к стене, на нём располагаются разнообразные пособия, с помощью которых проводятся игры (по собственному сценарию или методическому пособию) :
«Забавные цифры» - картонные карточки с изображениями цифр от 0 до 9 в виде животных. Набор букв и серия картинок «Буквоцирк» помогли увлекательно и доступно ввести детей в незнакомый мир букв и звуков. В нем 10 картонных карточек с гласными. Но это не просто буквы, а веселые клоуны с забавными именами: Арлекин, Ярлекин, Урлекин и Юрлекин и др. Благодаря этому набору дети легко усвоили понятия: твердые, мягкие звуки; парные гласные, согласные и т. д. «Буквы, цифры, знаки» (на прозрачной основе) - 90 карточек из прозрачной пленки с изображениями гласных букв (красного цвета, согласных букв (синего и зеленого цвета, мягкого знака (зеленого цвета, твердого знака (синего цвета, цифр и арифметических знаков (желтого цвета). «Кармашки» - набор из 10 кармашков для закрепления картинок и карточек на коврографе. «Цветные квадраты» - 10 квадратов из цветного ковролина (7 цветов радуги, белый, серый, черный). «Разноцветные веревочки» - 5 прилипающих к коврографу веревочек разного цвета длиной по 1 м каждая и др.
Знакомство с развивающей методикой Воскобовича происходит во время увлекательной и занимательной игры. Выдуманные персонажи помогают ввести ребенка в сказочную атмосферу, что намного интереснее и привлекательнее, чем просто вертеть игрушку в руках в поисках нового образа.
Популярными персонажами автора стали у наших детей медвежонок Мишик, китенок Кит.
Из практического опыта хочется отметить, что хорошую базу для проведения образовательного процесса дает коврограф по речевому развитию детей не только старшего, но и среднего дошкольного возраста. Есть возможность моделировать буквы с помощью верёвочных сказок. Учить составлять и читать слоги, целые слова, а в перспективе словосочетания и предложения.
Интересны игровые упражнения с шутами-акробатами, обозначающими гласные буквы:
«Парад – алле».
- Под звуки марша, под свет синих прожекторов выходят друг за другом на арену акробаты. Они поют весёлую песенку без слов. Арлекин тянет: «А-а-а», Орлекин – «О-о-о», Урлекин –«У-у-у», Ырлекин – «Ы-ы-ы», Эрлекин – «Э-э-э».
Логопедом выдаются карточки с изображением шутов, каждый поёт свою песенку.
«Придумай слово» На «коврографе» размещаются по две (для детей подготовительной группы можно три) карточки с шутами-акробатами. Задача – придумать слова с первыми гласными звуками имен шутов (например, Арлекин и Орлекин, ребенок называет слово - камод).
«Угадай цветок» Размещаем на «коврографе» карточки с шутами, по две, три (например, Орлекин и Урлекин, дети называют цветок, в названии которого присутствуют эти звуки – крокус.
«Найди шута» На «коврографе» размещаются карточки с шутами-акробатами, обозначающими гласные буквы. Задание – послушать звук, который произносит логопед, и найти нужного шута.
На индивидуальных занятиях, автоматизируя звук очень трудно удержать внимание ребёнка без игровых приемов, а главным этапом при коррекции звукопроизношения является этап автоматизации, дифференциации звуков.
Этап автоматизации звуков обозначен в методике логопедического воздействия по исправлению звукопроизношения как этап формирования первичных произносительных умений и навыков (по Л. С. Волковой). Его цель заключается в том, чтобы научить ребёнка правильно произносить уже поставленный звук. Как известно, сначала произношение закрепляется изолированно, затем в слогах, словах, фразах. Для автоматизации звука используются приёмы отраженного повторения и самостоятельного называния языковых единиц по картинкам, схемам, символам. Работа идет последовательно и постепенно, от простого к сложному. При тяжелых речевых нарушениях этап автоматизации затягивается, ребёнку долго не удается правильно произносить поставленный звук в слогах и словах, не говоря уже о фразах. Многократное повторение одного и того же речевого материала утомляет ребёнка. Дело осложняется еще и тем, что для некоторых звуков речевой материал весьма ограничен. Если же ребёнок «застрял» на автоматизации изолированного звука, то о разнообразии приёмов и говорить не приходится. У него теряется интерес к занятиям, пропадает желание посещать кабинет логопеда. Для поддержания интереса и желания ребенка к работе по автоматизации звука использую в своей работе игры :
«Фонарики» Ребенок выкладывает на поле кружок, если слышит определенный звук или слово (с опорой на картинку). Звук может быть твердый или мягкий, в зависимости от этого, ребенок выкладывает синий или зеленый кружочек.
«Домики» Логопед предлагает ребенку открыть дверь домика (разноцветные квадраты, за которой спрятался звук. Найти из 3-4 иллюстраций соответствующую картинку с данным звуком.
«Поменяй местами» Логопед выкладывает 3-4 картинки со слогами в кармашки, просит ребенка запомнить их ряд. После того, как ребенок закроет глаза (отвернется, педагог меняет местами картинки со слогами, а затем предлагает ребенку разложить картинки правильно и назвать их.
Игра "Сочини предложение"
Логопед размещает на поле иллюстрации, на которых изображены предметы. Ребенок выбирает две карточки, придумывает предложение, которое содержит названия двух задуманных предметов. Если ребенок легко справился с придумыванием предложений по двум заданным словам, в следующий раз можно предложить ему три слова для составления предложений.
Видя заинтересованность наших детей коврографом, мы сами придумываем новые разнообразные задания и игры. А также пользуемся методическим пособием «Коврограф Ларчик» Л. С. Вакуленко, Т. Г Харько., В. В Воскобович. В нем дано множество игровых мини-ситуаций с упражнениями и задачами, которые можно выполнить с помощью коврографа.
Я всегда стараюсь дать тот материал на отработку при помощи средств коврографа, который вызвал наибольшее затруднение у детей на занятии. Когда утром дети приходят в группу и видят, что на коврографе новое наполнение : это сразу интерес, любопытство, жажда деятельности в решении новой задачи. Работа может происходить как индивидуально, так и подгруппой детей, причем результат выполнения всегда оцениваем мы с детьми вместе, разбирая каждый момент и обсуждая правильность принятого решения. Именно в такой атмосфере дети лучше учатся рассуждать, размышлять, выдвигать своим гипотезы, формулировать мысли более лаконично. Создается прекрасная почва для реализации ФГОС: принцип отхода от авторитарного образования к образованию в тандеме с ребенком. Не надо навязывать детям рамки, шаблоны, надо давать простор для фантазии, размышлений и деятельности.
Заключение
Из вышесказанного, видно, что использование игровых методов и приёмов на коврографе вызывает интерес к логопедическим занятиям, позволяет активизировать познавательные процессы, тем самым ускорить процесс автоматизации звуков, повышает уровень самоконтроля и речевого развития старших дошкольников, а значит, и качество подготовки их к школе.
Несмотря на то, что нашу группу посещают дети среднего возраста, трое из девяти детей умеют читать короткие слова, состоящие из трех, четырех звуков, определяют мягкость и твердость звуков. Все дети определяют гласный звук или согласный, глухой или звонкий. У пяти детей поставлены все звуки, требуется автоматизация.
Воспитатели нашей группы используют «Коврограф Ларчик» в изобразительной деятельности, при знакомстве с окружающим миром, математике. Дети научились различать цвета, формы и размеры, осваивают навыки математического счёта, развивают логику, мелкую моторику, пространственное мышление, учатся писать графические диктанты, осваивают конструирование.
Для нас логопедов, благодаря «Коврографу Ларчик» Воскобовича открылось больше возможности проявить свое творчество в обучении дошкольников посредством игры. Использование этих игр в педагогическом процессе позволяет нам перестроить образовательную деятельность, заменяя привычные занятия игровой деятельностью.