Алевтина Никитенко
Использование компьютерных логопедических игр в коррекционной работе как эффективное средство в коррекции речевых нарушений
▼ Скачать + Заказать документы
Использование компьютерных логопедических игр в коррекционной работе это дополнительное эффективное средство в коррекции речевых нарушений у дошкольников.
Важно сказать, что применение компьютерных игр в логопедической работе с детьми позволит решать ряд задач:
- формирование координации движений и мелкой моторики;
- развитие пространственно-зрительных отношений;
Публикация «Использование компьютерных логопедических игр в коррекционной работе как эффективное средство в коррекции речевых нарушений» размещена в разделах
- развитие высших психических функций (внимания, памяти, мышления, восприятия);
- коррекция речевых нарушений;
- совершенствование словарного запаса;
- формирование навыка пользования компьютером.
Использовать информационно-коммуникационные технологии в процессе логопедических занятий рекомендуется не более 5-10 минут, то есть 1-2 компьютерные игры.
Вашему вниманию представляется вариант компьютерной игры «Зимние приключения со звуком [С]». Данную технологию возможно использовать на различных этапах логопедической работы со звуком [с].
1 ЭТАП – подготовительный. На данном этапе происходит подготовка артикуляционного аппарата к постановке звука [с]. Этот этап состоит из артикуляционной гимнастики. Артикуляционные упражнения активизируют определенные области языка, которые участвуют в артикуляции звука [с].
Педагогом сформирован комплекс артикуляционных упражнений «Наряди ёлочку», который способствует качественному укреплению артикуляционного аппарата ребёнка.
Игра «Наряди ёлочку» состоит из ёлочных шаров с изображением артикуляционных упражнений и ёлки, которую необходимо нарядить. Ребёнок нажимает на ёлочный шар, который перемещается на ёлку. На ёлочной игрушке изображена картинка, символизирующая определенное название артикуляционного упражнения, которое ребёнку предстоит выполнить.
«Забор» – рот закрыт. Верхние и нижние зубы обнажены. Губы раскрыты в улыбке. Удерживать в спокойном положении под счет от 1 до 5
«Месим тесто» – немного приоткрыть рот, спокойно положить язык на нижнюю губу и, пошлёпывая его губами, произнести звук «пя - пя - пя». Удерживать широкий язык в спокойном положении при открытом рте под счёт от 1 до 5.
«Иголочка» – рот открыт. Узкий напряженный язык выдвинут вперёд. Выполнять упражнение 5 раз.
«Лопатка» – широкий язык высунуть, расслабить, положить на нижнюю губу. Следить, чтобы язык не дрожал. Держать 10 - 15 секунд.
Чередовать «Лопатка» - «Иголочка».
«Змейка» – рот открыт. Узкий напряженный язык выдвигается вперёд - назад. Упражнение выполняется 5 – 7 раз.
«Чистим зубки» – улыбнуться, показать зубы, приоткрыть рот и кончиком языка почистить нижние зубы, делая сначала движения языком из стороны в сторону, потом снизу-вверх. Упражнение выполняется под счет от 1 до 5.
«Качели» – движение языка: нос - подбородок. Упражнение выполняется 10 раз.
Также, в подготовительный этап включено задание на развитие фонематического слуха. Игра «Найди картинку» – упражнение, в котором ребенку нужно выбрать картинки, в названии которых есть звук [с]. Нажимая на картинки, они пропадают. Таким образом на экране должны остаться картинки без звука [с].
Данное упражнение позволяет эффективно развить у ребёнка навык вычленения определенного звука из слова.
2 ЭТАП – постановка звука [с]. На данном этапе ребёнку предлагается произносить звук [с] по подражанию. В момент произнесения ребёнком звука [с] на экране с горки скатываются санки. Данное упражнение можно проводить в двух вариантах:
Первый вариант: ребёнок произносит звук [с] на одном выдохе, длительно, пока санки не съедут с горы.
Второй вариант: ребенок произносит звук [с] резко, отрывисто.
Таким образом, в конце данного этапа ребёнок может правильно произносить звук [с] изолированно.
3 ЭТАП – автоматизация звука [с]. Данный этап состоит из комплекса игр, в задачи которых входит не только включение поставленного звука [с] в речь, но и совершенствование лексико-грамматических средств языка и связной речи.
Игра «Один – много». На экране изображена большая картинка на синем фоне, к которой необходимо подобрать пару во множественном числе. В названии каждой картинки на кране присутствует звук [с]. В процессе выполнения данного упражнения важно следить за правильностью произнесения автоматизируемого звука.
Лексический материал: снежинка – снежинки, сосулька – сосульки, снегоход – снегоходы, снегирь – снегири, снеговик – снеговики.
Игра «Назови ласково». На экране изображено несколько картинок. При нажатии на одну из них картинка уменьшается. Ребёнку нужно называть картинку в начальной форме, а после того, как она уменьшится назвать эту картинку ласково. Также, как и в предыдущем упражнении, в названии каждой картинки есть звук [с], что способствует автоматизации данного звука в словах и требует контроля за правильностью произнесения звука [с] ребёнком.
Лексический материал: снег – снежок, снеговик – снеговичок, санки – саночки, маска – масочка, сапог – сапожок.
Игра «Забавные картинки». В данном упражнении ребёнку необходимо расставить картинки по порядку таким образом, чтобы получился связный рассказ. Данная игра направлена на автоматизацию звука [с] в связной речи. На экране сверху изображены квадраты с цифрами от 1 до 4. Ребёнку нужно выбрать изображение, которое будет первым, вторым, третьим, четвертым. После этого на экране остаются картинки, расположенные в правильной последовательности, на основе которых ребёнку необходимо составить рассказ.
Рассказ «Снеговик» :
Выпало много снега. Дети вышли на улицу и решили слепить снеговика. Сначала они скатали большой снежный ком. Затем Стёпе сделал средний снежный ком. Света скатала самый маленький снежный ком. Дети соединили свои снежные комочки и у них получился снеговик.
Важно отметить, что к каждой игре включена возможность прочитать инструкцию, если нажать на вопросительный знак. Это необходимо для того, чтобы данной игрой могли пользоваться другие педагоги, а также родители, что позволит наиболее быстро и эффективно проводить логопедическую работу не только в кабинете логопеда, но и в домашних условиях.
Использование игры «Зимние приключения со звуком [с]» в коррекционной работе по устранению нарушений речи упрощает процесс обучения, дают дополнительную мотивацию детям.
Логопедические игры за компьютером облегчат процесс коррекции и сделают его продуктивнее, повысят заинтересованность ребенка в обучении, но не нанося при этом вреда здоровью и не формируя зависимость от компьютера.
Таким образом, использование ИКТ в работе с дошкольниками формирует у них навыки компьютерной грамотности и разумного отношения к подобным играм. Интерактивные тренажеры являются эффективным средством для совершенствования речевого развития.