Приложение МААМ

Использование кинезиологии в развитии детей ОВЗ дошкольного возраста

Серегина Екатерина
Использование кинезиологии в развитии детей ОВЗ дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

«Центр развития ребёнка - детский сад № 4» г. Всеволожска,

Всеволожский район Ленинградской области

Проект:

«Использование кинезиолгоии в развитии детей ОВЗ дошкольного возраста»

Выполнила:

Учитель – дефектолог

Серегина Екатерина Евгеньевна

Г. Всеволожск

2020 – 2021 уч. год

ПАСПОРТ

Публикация «Использование кинезиологии в развитии детей ОВЗ дошкольного возраста» размещена в разделах

образовательного проекта

«Использование кинезиологии в развитии детей дошкольного возраста»

Участники проекта: Учитель – дефектолог, дети 5-7 лет, родители.

Вид проекта: Инновационный, практико-ориентированный.

Период реализации проекта: Октябрь 2020 г. – Май 2021 г.

Долгосрочный.

Перечень и функции участников реализации проекта: Реализация проекта позволит решить проблемные вопросы и достигнуть поставленную цель, дети успешно научатся выполнять все виды кинезиологических упражнений, освоят рисование двумя руками как на листе бумаги, так и на световом песочном планшете, освоят игры с су-джок мячами, которые будут способствовать гармоничному умственному развитию дошкольников, развитию межполушарного взаимодействия, развитию мелкой моторики, памяти, мышления, внимания, речи.

Цель проекта: Способствовать гармоничному умственному развитию дошкольников, развитие межполушарного взаимодействия, синхронизация работы полушарий головного мозга, развитие мелкой моторики, памяти, мышления, внимания, речи.

Основные задачи проекта для детей:

1. Развитие межполушарного взаимодействия.

2. Синхронизация работы полушарий.

3. Снятие эмоциональной напряжённости.

4. Развитие мелкой моторики.

5. Развитие способностей.

6. Развитие памяти, внимания.

7. Развитие мышления.

Для родителей:

1. Познакомить родителей с современными кинезиологическими методиками, их целями и задачами.

2. Научить родителей применять эти методики на практике.

«Продукт» проектной деятельности:

Картотека кинезиологических физминуток, кинзеологических сказок.

Способы распространения «продукта»

1. Презентация, мастер-класс.

2. Консультации «Кинезиология как средство оздоровления дошкольников», «Использование Су-джок терапии как современной здоровьесберегающей технологии работы с детьми», «Развиваем мелкую моторику»

Введение

1.1. Постановка проблемы. Обоснование выбранной темы.

Постоянно растущее число детей с нарушениями в физическом и психическом развитии ставит перед педагогом задачу поиска эффективных форм и приемов профилактики и укрепления здоровья детей в условиях дошкольного образовательного учреждения.

Возникает необходимость поиска ответов на следующие вопросы:

Как поддержать познавательную активность ребёнка, развить его психические процессы: восприятие, мышление, память и воображение, не перегружая ребёнка излишней информацией?

Как развить умственные способности ребенка, сохраняя и улучшая при этом его психическое и физическое здоровье?

Ответом на эти вопросы является такая наука, как кинезиология.

И в моем проекте я хочу представить систему занятий по активизации мыслительной деятельности с помощью кинезеологических упражнений.

Кинезиология происходит от греческого слова «кинезис» - движение, и «логос» - наука, т. е. наука о движении, а если быть точнее, то кинезиология — это наука о развитии умственных способностей и физического здоровья через движение. Кинезиология существует уже 2000 лет и используется во всем мире. Кинезиологическими упражнениями пользовались Аристотель и Гиппократ.

Одним из результатов работы учёных в данной области стала разработка развивающих программ, в которые входят комплексы упражнений, стимулирующие активность головного мозга, что позволяет ребёнку дольше удерживать своё внимание, сосредотачиваться, наблюдать за предметами и явлениями и делать выводы из увиденного.

Дети в моей группе с удовольствием занимаются кинезиологическими упражнениями и сказками. Потому что им интересно научиться таким движениям, которые выполняют даже космонавты во время подготовки к полетам. Кроме того, дети, выполняя упражнения, всегда знают, что они помогают им лучше думать, быть внимательными, лучше запоминать. Да и игровой момент развития интеллекта дает больше пользы, чем традиционные методы обучения, тем или иным навыкам и умениям.

Учитывая все выше сказанное, темой моего проекта стало «Использование кинезиологии в развитии детей дошкольного возраста».

1.2. Актуальность использования метода кинезиологии в развитии детей дошкольного возраста.

Современный мир меняется стремительно: запросы общества таковы, что ребенок должен быть готов воспринимать большой объем информации, ориентироваться в нем и постараться стать успешным. Поэтому и необходимыми становятся не только знания, но и умение учиться, развивать личность через формирование универсальных учебных действий. В последнее же время отмечается увеличение количества детей с затруднениями в обучении, различными нарушениями в организме, трудностями в адаптации. Для преодоления имеющихся у них нарушений необходимо проведение комплексной психокоррекционной работы.

Как уже говорилось, кинезиология – наука, изучающая развитие головного мозга через движения.

По исследованиям физиологов правое полушарие головного мозга – гуманитарное, образное, творческое – отвечает за тело, координацию движений, пространственное зрительное и кинестетическое восприятие. Левое полушарие головного мозга – математическое, знаковое, речевое, логическое, аналитическое – отвечает за восприятие слуховой информации, постановку целей и построений программ.

Единство мозга складывается из деятельности двух его полушарий, тесно связанных между собой системой нервных волокон (мозолистое тело, межполушарные связи). По мнению нейрофизиологов и кинезиологов разви-тие межполушарного взаимодействия является основой развития интеллекта.

Основное развитие межполушарных связей формируется у девочек до 7-ми лет у мальчиков до 8-ми – 8,5 лет. Совершенствование интеллектуальных и мыслительных процессов необходимо начинать с развития движений пальцев и тела. Развивающая работа должна быть направлена от движений к мышлению, а не наоборот. Для успешного обучения и развития ребенка в школе одним из основных условий является полноценное развитие в дошкольном детстве мозолистого тела. Мозолистое тело (межполушарное взаимодействие) можно развить через кинезиологические упражнения.

Специальные кинезиологические упражнения позволяют создать новые нейронные связи и улучшить работу головного мозга, отвечающего за развитие психических процессов, в том числе речи и интеллекта.

Основная цель кинезиологиологических упражнений: развитие межполушарного взаимодействия, способствующего активизации мыслительной деятельности.

Кинезиология способствует развитию мелкой моторики и относится к здоровьесберегающей технологии. А одной из главных задач нашего детского сада является укрепление и сохранение здоровья.

В свете этого метод кинезиологии стал очень актуален, ведь для детей и взрослых этот метод был в новинку. Это вызывало особенный интерес к занятиям, и я начала применять в своей работе с детьми старшего дошкольного возраста приемы и методы кинезиологии.

Образовательные области, в рамках которых реализуется проект:

- познавательное развитие (ФКЦМ, ФЭМП)

- речевое развитие

Обеспечение проектной деятельности:

- подбор методической литературы;

- картотека кинезиологических упражнений; кинезеологических сказок;

- информационная папка в родительский уголок.

Условия реализации проекта:

1. Упражнения проводятся ежедневно в рамках непосредственной образовательной деятельности и в режимных моментах.

2. Занятия проводятся в доброжелательной обстановке.

3. От детей требуется точное выполнение движений и приемов.

4. Упражнения проводятся стоя, сидя, лежа.

5. Упражнения выполняются в медленном темпе от 3 до 5 раз, сначала одной рукой, затем другой рукой, а в завершение - двумя. Все указания даются чётко, спокойно. Педагог следит за правильностью выполнения заданий.

Все упражнения педагог выполняет вместе с детьми, постепенно от занятия к занятию увеличивая время и сложность предлагаемых упражнений.

Этапы реализации проекта:

1 этап – целеполагание.

1. Постановка проблемы.

2. Определение цели и задач.

2 этап – организационно-подготовительный.

1. Подбор программно-методического обеспечения.

За основу была принята развивающая кинезиологическая программа А. Л. Сиротюк.

2. Пополнение и модернизация развивающей среды.

Была сделана методическая подборка кинезиологических упражнений и сказок. В группах были организованы уголки для развития мелкой моторики кистей рук.

3. Работа с родителями.

3 этап – практическая реализация проекта.

Система реализации проекта

Работа с детьми Работа с родителями Самообразование

1. Растяжки.

2. Дыхательные упражнения.

3. Глазодвигательные упражнения.

4. Телесные упражнения.

5. Упражнения на развитие мелкой моторики.

6. Самомассаж.

7. Упражнения на релаксацию. 1. Наглядная информация в родительском уголке.

2. Занятия-практикумы по кинезиологическим упражнениям.

3. Индивидуальные консультации 1. Изучение литературы по теме.

2. Изучение и апробирование видов кинезиологических упражнений.

Для реализации проекта было разработано перспективное планирование по кинезиологии, которое включает в себя упражнения и сказки. Прежде чем делать кинезиологические упражнения со сказкой, необходимо разучить все упражнения отдельно.

Перспективный план по кинезиологии.

Октябрь

Упражнения на межполушарное взаимодействие

1 неделя

2 неделя 3 неделя 4 неделя

Упражнения:

-колечки;

-заяц;

-коза. Упражнения:

-колечки;

-заяц;

-коза;

-вилка. Упражнения:

-цепочка;

-чередование заяц-коза-вилка. Упражнения:

-цепочка;

-чередование заяц-коза-вилка;

-кошка;

-ладонь, кулак, ребро.

Ноябрь

1. Телесные упражнения.

2. Упражнения на межполушарное взаимодействие

1. Перекрестное марширование.

2. Упражнения:

-заяц-коза-вилка;

-кулак-ребро-ладонь;

-ухо-нос.

-флажок – рыбка -лодочка. 1. Колено-локоть.

2. Упражнения:

-кулак-ребро-ладонь;

-ухо-нос;

-кошка;

-ладушки-оладушки. 1. Крюки.

2. Упражнения:

-кулак-ребро-ладонь;

-ухо-нос;

-лезгинка.

- флажок – рыбка -лодочка 1. Дерево.

2. Упражнения:

-кулак-ребро-ладонь;

-ухо-нос;

-лезгинка;

-я-хороший.

Сказка «Две обезьянки»

Декабрь

1. Растяжки.

2. Упражнения на межполушарное взаимодействие

1. Снеговик.

2. Упражнения:

-кулак-ребро-ладонь;

- ухо-нос;

-лезгинка;

- флажок – рыбка -лодочка

я-хороший. 1. Дерево.

2. Упражнения:

-кулак-ребро-ладонь;

- ухо-нос;

-лезгинка;

-я-хороший. 1. Тряпичная кукла и солдат.

2. Упражнения:

-кулак-ребро-ладонь;

- ухо-нос;

-лезгинка;

-я-хороший. 1. Сорви яблоко.

2. Упражнения:

-кулак-ребро-ладонь;

- ухо-нос;

-лезгинка;

-я-хороший.

Сказка «Два котенка».

Январь

1. Дыхательные упражнения.

2. Упражнения на межполушарное взаимодействие

1. Дышим носом.

2. Упражнения:

-колечки;

-заяц-коза-вилка;

-ухо-нос;

-я-хороший. 1. Свеча.

2. Упражнения:

-колечки;

-заяц-коза-вилка;

-ухо-нос;

-я-хороший. 1. Ныряльщик.

2. Упражнения:

-колечки;

-заяц-коза-вилка;

-ухо-нос;

-я-хороший.

Сказка «Лесные истории».

Февраль

1. Упражнения на релаксацию + глазодвигательные (4 нед.)

2. Упражнения на межполушарное взаимодействие

1. Путешествие на облаке.

2. Упражнения:

-кулак-ребро-ладонь;

-ухо-нос;

-лезгинка;

-цепочка. 1. Дирижер.

2. Упражнения:

-кулак-ребро-ладонь;

-ухо-нос;

-лезгинка;

-цепочка. 1. Ковер-самолет.

2. Упражнения:

-кулак-ребро-ладонь;

-ухо-нос;

-лезгинка;

-цепочка. 1. Горизонтальная восьмерка.

2. Упражнения:

-кулак-ребро-ладонь;

-ухо-нос;

-лезгинка;

-цепочка.

Сказка «Новые приключения маленького щенка».

Март.

1. Глазодвигательные (1-2 нед.) + самомассаж (3-4 нед.)

2. Упражнения на межполушарное взаимодействие

1. Взгляд влево вверх.

2. Упражнения:

-заяц-коза-вилка;

-кошка;

-ладушки-оладушки;

-я-хороший. 1. Слон.

2. Упражнения:

-заяц-коза-вилка;

-кошка;

-ладушки-оладушки;

-я-хороший. 1. Массаж ушных раковин.

2. Упражнения:

-заяц-коза-вилка;

-кошка;

-ладушки-оладушки;

-я-хороший. 1. Массаж лица.

2. Упражнения:

-заяц-коза-вилка;

-кошка;

-ладушки-оладушки;

-я-хороший.

Сказка «В лесу».

Апрель

1. Зеркальное рисование.

2. Повторить упражнения: кулак-ребро-ладонь; ухо-нос; лезгинка; я-хороший. Сказка «В гости к бабушке».

Май

1. Упражнения на развитие мелкой моторики.

2. Упражнения:

-кулак-ребро-ладонь;

-ухо-нос;

-лезгинка;

-цепочка. 1. Упражнения на развитие мелкой моторики.

2. Упражнения:

-заяц-коза-вилка;

-кошка;

-ладушки-оладушки;

-я-хороший. 1. Упражнения в парах:

встать напротив друг друга, коснуться ладонями ладоней партнера. Совершать движения, аналогичные велосипеду. Упражнения в парах: встать напротив друг друга. Один ребенок выполняет движение руками или ногами, другой зеркально отображает.

Сказка «Лесной домик».

На занятиях по познавательному и речевому развитию я использовала игры и упражнения с Су-Джок мячами. Достоинствами Су-Джок являются: высокая эффективность – при правильном применении наступает выраженный эффект; абсолютная безопасность – неправильное применение никогда не наносит вред – оно просто неэффективно; универсальность – Су-Джок терапию могут использовать и педагоги в своей работе, и родители в домашних условиях; простота применения – для получения результата проводить стимуляцию биологически активных точек с помощью Су-Джок шариков (они свободно продаются в аптеках и не требуют больших затрат).

Элементы из кинезиологических комплексов использовались как мотивирующая зарядка перед занятиями, физминутки, как игры в режимных моментах. Для более быстрого достижения эффективных результатов в работе с дошкольниками, выполнение кинезиологических упражнений можно проигрывать, подключая, по возможности, музыкальное и стихотворное сопровождение, кинезеологические сказки.

4 этап – заключительный.

Подведение результатов, презентация работы над проектом.

Продукты проекта для детей:

1. Картотека кинезиологических упражнений, кинезеологических сказок.

2. Картотека игр с су-джок мячами.

3. Схемы для зеркального рисования «Симметричные рисунки».

Продукты проекта для родителей:

1. Родительское собрание на тему «Кинезиология для детей» (презентация, мастер-класс).

2. Консультации «Кинезиология как средство оздоровления дошкольников», «Использование Су-джок терапии как современной здоровьесберегающей технологии работы с детьми», «Развиваем мелкую моторику».

3. Выводы.

Проведя целенаправленную работу по развитию межполушарного взаимодействия с детьми, я могу сказать, что кинезиологические упражнения благотворно влияют не только на работу мозга, но и на весь организм в целом.

Так же в результате использовани Су – Джок терапии в коррекционно – развивающей работе логопеда с детьми с ТНР и ЗПР:

• нормализовался мышечный тонус, улучшилась общая и мелкая моторика, координация речи с движением.

• обогатился пассивный и активный словарь, нарушения звукопроизношения скорректировались.

• повысился интерес детей к играм лексико – грамматического содержания.

Методическое обеспечение:

Литература:

1. Сиротюк А. Л Упражнения для психомоторного развития дошкольников: Практическое пособие. – М. : АРКТИ, 2008. – 60с

2. Сазонов В. Ф., Кириллова Л. П., Мосунов О. П. Кинезиологическая гимнастика против стрессов: Учебно-методическое пособие / РГПУ. – Рязань, 2000. – 48 с.

3. Деннисон П., Деннисон Г. Программа «Гимнастика мозга». Пер. С. М. Масгутовой. – М., 1997.

Публикации по теме:

Дидактические игры в развитии речи детей дошкольного возрастаДидактические игры в развитии речи детей дошкольного возраста Хорошая речь – важное условие развития личности ребёнка. Чем богаче и правильнее у ребенка речь, тем легче высказывать ему свои мысли,.

Использование компьютерных технологий в художественно-эстетическом развитии детей дошкольного возраста В наше время использование информационно-компьютерных технологий (ИКТ) в различных сферах деятельности стало частью культуры и необходимой.

Использование технологии «мнемотехника» в развитии речи у детей младшего возрастаИспользование технологии «мнемотехника» в развитии речи у детей младшего возраста «Использование технологии мнемотехника в развитии речи у детей младшего возраста» В современных условиях при широком внедрении новых информационных.

Использование мнемотаблиц, схем в картинках в развитии речи детей дошкольного возрастаИспользование мнемотаблиц, схем в картинках в развитии речи детей дошкольного возраста Подготовила: Альфия Агнафовна Нуриева. Фотоотчет. Использование мнемотаблиц, схем в картинках в развитии речи детей дошкольного возраста.

Использование приёмов ТРИЗ в развитии речи детей cреднего и старшего дошкольного возрастаИспользование приёмов ТРИЗ в развитии речи детей cреднего и старшего дошкольного возраста Использование приёмов ТРИЗ в развитии речи детей cреднего и старшего дошкольного возраста. Cовременному обществу необходимы люди, умеющие.

Использование средств театрализованной деятельности в физическом развитии детей старшего дошкольного возраста Реализация театрализованной деятельности у детей дошкольного возраста способствует развитию творческих способностей и познавательной активности,.

Консультация для педагогов ДОУ «Использование документ-камеры в развитии детей дошкольного возраста»Консультация для педагогов ДОУ «Использование документ-камеры в развитии детей дошкольного возраста» Документ камера — это специальная видеокамера на раздвижном или гибкомштативе. Ее можно подключить к телевизору, проектору или компьютеру.

Роль конструирования в развитии детей дошкольного возрастаРоль конструирования в развитии детей дошкольного возраста Одним из наиболее естественных для ребенка и любимых им занятий, является конструирование, то есть создание из отдельных элементов чего-то.

Значение и использование здоровьесберегающих технологий при развитии певческих навыков детей младшего возрастаЗначение и использование здоровьесберегающих технологий при развитии певческих навыков детей младшего возраста Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 194» Методическая разработка по теме «Значение и использование.

Значение рисования в развитии детей дошкольного возрастаЗначение рисования в развитии детей дошкольного возраста Рисование является одним из интересных и важных видов творческой деятельности детей дошкольного возраста. Рисуя, ребенок развивает себя.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Использование кинезиологии в развитии детей ОВЗ дошкольного возраста
Опубликовано: 11 апреля 2021 в 23:25
+2Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Использование кинезиологии в развитии детей ОВЗ дошкольного возраста» (включая файлы) размещена пользователем Серегина Екатерина (УИ 1827361) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД