Серегина Екатерина
Использование кинезиологии в развитии детей ОВЗ дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
«Центр развития ребёнка - детский сад № 4» г. Всеволожска,
Всеволожский район Ленинградской области
Проект:
«Использование кинезиолгоии в развитии детей ОВЗ дошкольного возраста»
Выполнила:
Учитель – дефектолог
Серегина Екатерина Евгеньевна
Г. Всеволожск
2020 – 2021 уч. год
ПАСПОРТ
Публикация «Использование кинезиологии в развитии детей ОВЗ дошкольного возраста» размещена в разделах
- Кинезиология. Кинезиологические упражнения и игры для детей
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший проект» апрель 2021
образовательного проекта
«Использование кинезиологии в развитии детей дошкольного возраста»
Участники проекта: Учитель – дефектолог, дети 5-7 лет, родители.
Вид проекта: Инновационный, практико-ориентированный.
Период реализации проекта: Октябрь 2020 г. – Май 2021 г.
Долгосрочный.
Перечень и функции участников реализации проекта: Реализация проекта позволит решить проблемные вопросы и достигнуть поставленную цель, дети успешно научатся выполнять все виды кинезиологических упражнений, освоят рисование двумя руками как на листе бумаги, так и на световом песочном планшете, освоят игры с су-джок мячами, которые будут способствовать гармоничному умственному развитию дошкольников, развитию межполушарного взаимодействия, развитию мелкой моторики, памяти, мышления, внимания, речи.
Цель проекта: Способствовать гармоничному умственному развитию дошкольников, развитие межполушарного взаимодействия, синхронизация работы полушарий головного мозга, развитие мелкой моторики, памяти, мышления, внимания, речи.
Основные задачи проекта для детей:
1. Развитие межполушарного взаимодействия.
2. Синхронизация работы полушарий.
3. Снятие эмоциональной напряжённости.
4. Развитие мелкой моторики.
5. Развитие способностей.
6. Развитие памяти, внимания.
7. Развитие мышления.
Для родителей:
1. Познакомить родителей с современными кинезиологическими методиками, их целями и задачами.
2. Научить родителей применять эти методики на практике.
«Продукт» проектной деятельности:
Картотека кинезиологических физминуток, кинзеологических сказок.
Способы распространения «продукта»
1. Презентация, мастер-класс.
2. Консультации «Кинезиология как средство оздоровления дошкольников», «Использование Су-джок терапии как современной здоровьесберегающей технологии работы с детьми», «Развиваем мелкую моторику»
Введение
1.1. Постановка проблемы. Обоснование выбранной темы.
Постоянно растущее число детей с нарушениями в физическом и психическом развитии ставит перед педагогом задачу поиска эффективных форм и приемов профилактики и укрепления здоровья детей в условиях дошкольного образовательного учреждения.
Возникает необходимость поиска ответов на следующие вопросы:
Как поддержать познавательную активность ребёнка, развить его психические процессы: восприятие, мышление, память и воображение, не перегружая ребёнка излишней информацией?
Как развить умственные способности ребенка, сохраняя и улучшая при этом его психическое и физическое здоровье?
Ответом на эти вопросы является такая наука, как кинезиология.
И в моем проекте я хочу представить систему занятий по активизации мыслительной деятельности с помощью кинезеологических упражнений.
Кинезиология происходит от греческого слова «кинезис» - движение, и «логос» - наука, т. е. наука о движении, а если быть точнее, то кинезиология — это наука о развитии умственных способностей и физического здоровья через движение. Кинезиология существует уже 2000 лет и используется во всем мире. Кинезиологическими упражнениями пользовались Аристотель и Гиппократ.
Одним из результатов работы учёных в данной области стала разработка развивающих программ, в которые входят комплексы упражнений, стимулирующие активность головного мозга, что позволяет ребёнку дольше удерживать своё внимание, сосредотачиваться, наблюдать за предметами и явлениями и делать выводы из увиденного.
Дети в моей группе с удовольствием занимаются кинезиологическими упражнениями и сказками. Потому что им интересно научиться таким движениям, которые выполняют даже космонавты во время подготовки к полетам. Кроме того, дети, выполняя упражнения, всегда знают, что они помогают им лучше думать, быть внимательными, лучше запоминать. Да и игровой момент развития интеллекта дает больше пользы, чем традиционные методы обучения, тем или иным навыкам и умениям.
Учитывая все выше сказанное, темой моего проекта стало «Использование кинезиологии в развитии детей дошкольного возраста».
1.2. Актуальность использования метода кинезиологии в развитии детей дошкольного возраста.
Современный мир меняется стремительно: запросы общества таковы, что ребенок должен быть готов воспринимать большой объем информации, ориентироваться в нем и постараться стать успешным. Поэтому и необходимыми становятся не только знания, но и умение учиться, развивать личность через формирование универсальных учебных действий. В последнее же время отмечается увеличение количества детей с затруднениями в обучении, различными нарушениями в организме, трудностями в адаптации. Для преодоления имеющихся у них нарушений необходимо проведение комплексной психокоррекционной работы.
Как уже говорилось, кинезиология – наука, изучающая развитие головного мозга через движения.
По исследованиям физиологов правое полушарие головного мозга – гуманитарное, образное, творческое – отвечает за тело, координацию движений, пространственное зрительное и кинестетическое восприятие. Левое полушарие головного мозга – математическое, знаковое, речевое, логическое, аналитическое – отвечает за восприятие слуховой информации, постановку целей и построений программ.
Единство мозга складывается из деятельности двух его полушарий, тесно связанных между собой системой нервных волокон (мозолистое тело, межполушарные связи). По мнению нейрофизиологов и кинезиологов разви-тие межполушарного взаимодействия является основой развития интеллекта.
Основное развитие межполушарных связей формируется у девочек до 7-ми лет у мальчиков до 8-ми – 8,5 лет. Совершенствование интеллектуальных и мыслительных процессов необходимо начинать с развития движений пальцев и тела. Развивающая работа должна быть направлена от движений к мышлению, а не наоборот. Для успешного обучения и развития ребенка в школе одним из основных условий является полноценное развитие в дошкольном детстве мозолистого тела. Мозолистое тело (межполушарное взаимодействие) можно развить через кинезиологические упражнения.
Специальные кинезиологические упражнения позволяют создать новые нейронные связи и улучшить работу головного мозга, отвечающего за развитие психических процессов, в том числе речи и интеллекта.
Основная цель кинезиологиологических упражнений: развитие межполушарного взаимодействия, способствующего активизации мыслительной деятельности.
Кинезиология способствует развитию мелкой моторики и относится к здоровьесберегающей технологии. А одной из главных задач нашего детского сада является укрепление и сохранение здоровья.
В свете этого метод кинезиологии стал очень актуален, ведь для детей и взрослых этот метод был в новинку. Это вызывало особенный интерес к занятиям, и я начала применять в своей работе с детьми старшего дошкольного возраста приемы и методы кинезиологии.
Образовательные области, в рамках которых реализуется проект:
- познавательное развитие (ФКЦМ, ФЭМП)
- речевое развитие
Обеспечение проектной деятельности:
- подбор методической литературы;
- картотека кинезиологических упражнений; кинезеологических сказок;
- информационная папка в родительский уголок.
Условия реализации проекта:
1. Упражнения проводятся ежедневно в рамках непосредственной образовательной деятельности и в режимных моментах.
2. Занятия проводятся в доброжелательной обстановке.
3. От детей требуется точное выполнение движений и приемов.
4. Упражнения проводятся стоя, сидя, лежа.
5. Упражнения выполняются в медленном темпе от 3 до 5 раз, сначала одной рукой, затем другой рукой, а в завершение - двумя. Все указания даются чётко, спокойно. Педагог следит за правильностью выполнения заданий.
Все упражнения педагог выполняет вместе с детьми, постепенно от занятия к занятию увеличивая время и сложность предлагаемых упражнений.
Этапы реализации проекта:
1 этап – целеполагание.
1. Постановка проблемы.
2. Определение цели и задач.
2 этап – организационно-подготовительный.
1. Подбор программно-методического обеспечения.
За основу была принята развивающая кинезиологическая программа А. Л. Сиротюк.
2. Пополнение и модернизация развивающей среды.
Была сделана методическая подборка кинезиологических упражнений и сказок. В группах были организованы уголки для развития мелкой моторики кистей рук.
3. Работа с родителями.
3 этап – практическая реализация проекта.
Система реализации проекта
Работа с детьми Работа с родителями Самообразование
1. Растяжки.
2. Дыхательные упражнения.
3. Глазодвигательные упражнения.
4. Телесные упражнения.
5. Упражнения на развитие мелкой моторики.
6. Самомассаж.
7. Упражнения на релаксацию. 1. Наглядная информация в родительском уголке.
2. Занятия-практикумы по кинезиологическим упражнениям.
3. Индивидуальные консультации 1. Изучение литературы по теме.
2. Изучение и апробирование видов кинезиологических упражнений.
Для реализации проекта было разработано перспективное планирование по кинезиологии, которое включает в себя упражнения и сказки. Прежде чем делать кинезиологические упражнения со сказкой, необходимо разучить все упражнения отдельно.
Перспективный план по кинезиологии.
Октябрь
Упражнения на межполушарное взаимодействие
1 неделя
2 неделя 3 неделя 4 неделя
Упражнения:
-колечки;
-заяц;
-коза. Упражнения:
-колечки;
-заяц;
-коза;
-вилка. Упражнения:
-цепочка;
-чередование заяц-коза-вилка. Упражнения:
-цепочка;
-чередование заяц-коза-вилка;
-кошка;
-ладонь, кулак, ребро.
Ноябрь
1. Телесные упражнения.
2. Упражнения на межполушарное взаимодействие
1. Перекрестное марширование.
2. Упражнения:
-заяц-коза-вилка;
-кулак-ребро-ладонь;
-ухо-нос.
-флажок – рыбка -лодочка. 1. Колено-локоть.
2. Упражнения:
-кулак-ребро-ладонь;
-ухо-нос;
-кошка;
-ладушки-оладушки. 1. Крюки.
2. Упражнения:
-кулак-ребро-ладонь;
-ухо-нос;
-лезгинка.
- флажок – рыбка -лодочка 1. Дерево.
2. Упражнения:
-кулак-ребро-ладонь;
-ухо-нос;
-лезгинка;
-я-хороший.
Сказка «Две обезьянки»
Декабрь
1. Растяжки.
2. Упражнения на межполушарное взаимодействие
1. Снеговик.
2. Упражнения:
-кулак-ребро-ладонь;
- ухо-нос;
-лезгинка;
- флажок – рыбка -лодочка
я-хороший. 1. Дерево.
2. Упражнения:
-кулак-ребро-ладонь;
- ухо-нос;
-лезгинка;
-я-хороший. 1. Тряпичная кукла и солдат.
2. Упражнения:
-кулак-ребро-ладонь;
- ухо-нос;
-лезгинка;
-я-хороший. 1. Сорви яблоко.
2. Упражнения:
-кулак-ребро-ладонь;
- ухо-нос;
-лезгинка;
-я-хороший.
Сказка «Два котенка».
Январь
1. Дыхательные упражнения.
2. Упражнения на межполушарное взаимодействие
1. Дышим носом.
2. Упражнения:
-колечки;
-заяц-коза-вилка;
-ухо-нос;
-я-хороший. 1. Свеча.
2. Упражнения:
-колечки;
-заяц-коза-вилка;
-ухо-нос;
-я-хороший. 1. Ныряльщик.
2. Упражнения:
-колечки;
-заяц-коза-вилка;
-ухо-нос;
-я-хороший.
Сказка «Лесные истории».
Февраль
1. Упражнения на релаксацию + глазодвигательные (4 нед.)
2. Упражнения на межполушарное взаимодействие
1. Путешествие на облаке.
2. Упражнения:
-кулак-ребро-ладонь;
-ухо-нос;
-лезгинка;
-цепочка. 1. Дирижер.
2. Упражнения:
-кулак-ребро-ладонь;
-ухо-нос;
-лезгинка;
-цепочка. 1. Ковер-самолет.
2. Упражнения:
-кулак-ребро-ладонь;
-ухо-нос;
-лезгинка;
-цепочка. 1. Горизонтальная восьмерка.
2. Упражнения:
-кулак-ребро-ладонь;
-ухо-нос;
-лезгинка;
-цепочка.
Сказка «Новые приключения маленького щенка».
Март.
1. Глазодвигательные (1-2 нед.) + самомассаж (3-4 нед.)
2. Упражнения на межполушарное взаимодействие
1. Взгляд влево вверх.
2. Упражнения:
-заяц-коза-вилка;
-кошка;
-ладушки-оладушки;
-я-хороший. 1. Слон.
2. Упражнения:
-заяц-коза-вилка;
-кошка;
-ладушки-оладушки;
-я-хороший. 1. Массаж ушных раковин.
2. Упражнения:
-заяц-коза-вилка;
-кошка;
-ладушки-оладушки;
-я-хороший. 1. Массаж лица.
2. Упражнения:
-заяц-коза-вилка;
-кошка;
-ладушки-оладушки;
-я-хороший.
Сказка «В лесу».
Апрель
1. Зеркальное рисование.
2. Повторить упражнения: кулак-ребро-ладонь; ухо-нос; лезгинка; я-хороший. Сказка «В гости к бабушке».
Май
1. Упражнения на развитие мелкой моторики.
2. Упражнения:
-кулак-ребро-ладонь;
-ухо-нос;
-лезгинка;
-цепочка. 1. Упражнения на развитие мелкой моторики.
2. Упражнения:
-заяц-коза-вилка;
-кошка;
-ладушки-оладушки;
-я-хороший. 1. Упражнения в парах:
встать напротив друг друга, коснуться ладонями ладоней партнера. Совершать движения, аналогичные велосипеду. Упражнения в парах: встать напротив друг друга. Один ребенок выполняет движение руками или ногами, другой зеркально отображает.
Сказка «Лесной домик».
На занятиях по познавательному и речевому развитию я использовала игры и упражнения с Су-Джок мячами. Достоинствами Су-Джок являются: высокая эффективность – при правильном применении наступает выраженный эффект; абсолютная безопасность – неправильное применение никогда не наносит вред – оно просто неэффективно; универсальность – Су-Джок терапию могут использовать и педагоги в своей работе, и родители в домашних условиях; простота применения – для получения результата проводить стимуляцию биологически активных точек с помощью Су-Джок шариков (они свободно продаются в аптеках и не требуют больших затрат).
Элементы из кинезиологических комплексов использовались как мотивирующая зарядка перед занятиями, физминутки, как игры в режимных моментах. Для более быстрого достижения эффективных результатов в работе с дошкольниками, выполнение кинезиологических упражнений можно проигрывать, подключая, по возможности, музыкальное и стихотворное сопровождение, кинезеологические сказки.
4 этап – заключительный.
Подведение результатов, презентация работы над проектом.
Продукты проекта для детей:
1. Картотека кинезиологических упражнений, кинезеологических сказок.
2. Картотека игр с су-джок мячами.
3. Схемы для зеркального рисования «Симметричные рисунки».
Продукты проекта для родителей:
1. Родительское собрание на тему «Кинезиология для детей» (презентация, мастер-класс).
2. Консультации «Кинезиология как средство оздоровления дошкольников», «Использование Су-джок терапии как современной здоровьесберегающей технологии работы с детьми», «Развиваем мелкую моторику».
3. Выводы.
Проведя целенаправленную работу по развитию межполушарного взаимодействия с детьми, я могу сказать, что кинезиологические упражнения благотворно влияют не только на работу мозга, но и на весь организм в целом.
Так же в результате использовани Су – Джок терапии в коррекционно – развивающей работе логопеда с детьми с ТНР и ЗПР:
• нормализовался мышечный тонус, улучшилась общая и мелкая моторика, координация речи с движением.
• обогатился пассивный и активный словарь, нарушения звукопроизношения скорректировались.
• повысился интерес детей к играм лексико – грамматического содержания.
Методическое обеспечение:
Литература:
1. Сиротюк А. Л Упражнения для психомоторного развития дошкольников: Практическое пособие. – М. : АРКТИ, 2008. – 60с
2. Сазонов В. Ф., Кириллова Л. П., Мосунов О. П. Кинезиологическая гимнастика против стрессов: Учебно-методическое пособие / РГПУ. – Рязань, 2000. – 48 с.
3. Деннисон П., Деннисон Г. Программа «Гимнастика мозга». Пер. С. М. Масгутовой. – М., 1997.