Светлана Бакулина
Использование карточек Пекс (PECS) в работе с детьми с расстройством аутистического спектра и с детьми с заиканием
▼ Скачать + Заказать документы
Использование карточек Пекс (PECS) в работе с детьми с расстройством аутистического спектра и с детьми с заиканием
На базе муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад комбинированного вида №7 г. Шебекино Белгородской области» функционируют пять специализированных групп: две группы для воспитанников с тяжелыми нарушениями речи, две группы для детей с нарушениями зрения и группа для детей с РАС.
В группу для детей с тяжелыми нарушениями речи и группу с РАС дети зачисляются на основании заключения территориальной психолого – медико – педагогической комиссии.
Темочки:
- Аутизм, растройство аутистического спектра (РАС, РДА)
- Заикание, ТНР. Занятия, рекомендации родителям и педагогам
- Карточки Пекс (PECS)
- Работа с особыми детьми, ОВЗ
- Темочки
Речь пойдет именно о работе с детьми с расстройством аутистического средства. Поэтому, прежде чем говорить о методах работы учителя – логопеда с этими детьми, надо разобраться, что же такое аутизм и каковы особенности общения детей с РАС.
Расстройства аутистического спектра (РАС) – это совокупность нарушений психического развития, которые характеризуются социальной дезадаптацией и неспособностью к социальному взаимодействию, неспособностью к общению и стереотипностью поведения (многократные повторения однообразных действий). У детей с РАС проявляются следующие речевые недостатки: некоммуникативность речи; ее искаженность: сочетание недоразвития различных компонентов речевой системы, служащих взаимодействию с окружающим и акселерация аффективной речи, направленной на аутостимуляцию; часто наличие своеобразной вербальной одаренности; мутизм или распад речи. Но, несмотря на неспособность общаться зачастую вербально, аутисты, все же, хотят общаться!
На сегодняшний день существует множество методик развития коммуникации и межличностного общения неговорящих детей, такие как: метод эмоционального растормаживания речевого развития Е. Ф. Соботович (стимулирование речи с помощью музыки); методика использования звукоподражаний О. А. Румянцевой и Н. Е. Старосельской – «перевод» звуками русского языка неречевых звучаний; сеансы холдинг-терапии М. М. Либлинг – включает в себя повторяющиеся процедуры удержания ребенка на руках у родителей до его полного расслабления (физического и эмоционального). Данные методики имеют ряд недостатков, т. к. они в большей степени способны растормаживать аффективные высказывания ребенка без возможности сохранения и поддержания речевой активности ребенка на определенном стабильном уровне. Поэтому их использование при работе с детьми с аутистическими нарушениями ограничено.
В своей практике с детьми, посещающими группу для детей с РАС выбраны мной и используются карточки Пекс, как метод невербальной коммуникации.
Что же это такое и откуда взялся этот метод альтернативной коммуникации?
Коммуникационная система обмена изображениями была разработана в конце 80-х гг. доктором Эндрю Бонди и его помощником Лори А. Фрост из Программы исправления аутизма в городе Делавэр (штат Нью-Джерси).
Целью программы PECS является побудить ребенка спонтанно начать коммуникационное взаимодействие. В основе метода лежит тот факт, что повод для общения должен предшествовать фактической речевой деятельности. Метод начинается с определения потенциальных стимулов (того, что ребенок любит и хочет).
Карточки ПЕКС - это альтернативный способ коммуникации, способ, который даёт возможность выразить ребенку свои желания и потребности, а педагогу донести до ребёнка слова и их значения. С карточками Пекс налаживается понимание речи у ребёнка, а благодаря этому ребенок начинает понимать значение слов, просьб и намерений.
Но, к сожалению, многие родители неговорящих детей с РАС очень не любят коммуникативные карточки ПЭКС. Мамы запрещают дефектологам и логопедам вводить их на занятиях, т. к. боятся, что после них дети будут лениться говорить словами.
Из своей практики с детьми с РАС могу сказать, что ПЭКС - это самый наглядный и простой способ коммуникации с аутичным неговорящим ребенком. В сложных случаях, речь может запускаться годами, а общаться с помощью карточек он может хоть завтра. С их помощью ребенок с сенсорной или сенсо-моторной алалией должен понять, для чего вообще люди общаются.
ПЭКС снимает негативизм, убирает часть истерик, которые происходят из-за того, что ребенок хочет что-то, но не может этого объяснить словами.
Это развивает понимание речи и пассивную речь у детей с нарушением понимания речи, развивает глобальное чтение. Ребенок: видит картинку, видит подпись, слышит название предмета, - и все это связывается в один образ. Иногда это подталкивает устную речь.
В тяжелых случаях, когда речи и или ее понимания нет совсем и не ожидается в перспективе, такой ребенок сможет общаться с окружающими людьми сначала через ПЭКС, а потом через чтение и письмо. У ПЭКС много уровней сложности, с их помощью можно строить довольно длинные предложения.
Это позволяет ребенку сообщать о жизненных потребностях: пить, болит голова и т. п.
Ребенок, обученный работать с коммуникативными карточками, как правило, более управляем. А педагоги также могут описывать свои инструкции и просьбы, обращенные к ребенку, карточками. Даже если ребенок понимает речь, в работе с ним часто используются педагогами визуальные подсказки, визуальное расписание, поведенческие карточки.
Хочу обратить внимание на следующее, что ПЭКС - не упражнение на развитие речи, а стиль общения.
Целью использования карточек PECS в работе логопеда считаю создание условий для коррекции речевых и неречевых нарушений у детей и развитие мотивации на устранение своих речевых дефектов.
Карточки ПЭКС можно в полном объеме приобрести в специализированных магазинах или скачать в сети интернет.
Но так как работа логопеда с детьми с расстройством аутистического спектра предполагает только индивидуальные занятия, направленные на коррекцию речи, в первую очередь, то могу сказать, что не все разделы карточек ПЭКС подходят и нужны в работе логопеда.
Для своих логопедических занятий я разработала карточки с этапами индивидуального логопедического занятия. Это, своего рода, визуальное расписание, набор карточек с наглядными изображениями деятельности, которую необходимо выполнить.
Визуальное расписание — наиболее эффективный способ упорядочить учебную и бытовую деятельность детей с РАС. Поэтому визуальное расписание широко используется педагогами, ABA терапевтами и другими специалистами, которые работают с аутичными детьми. Визуальное расписание позволяет наглядно выстроить распорядок дня или последовательность заданий, которые необходимо выполнить.
Для аутистов визуальное расписание не только полезно, но и крайне необходимо. Визуальное расписание в первую очередь подскажет вашему ребенку порядок событий, научит переходить от одного задания к другому, поможет самостоятельно структурировать свою деятельность.
Одна из основных целей карточек с этапами логопедического занятия - это предоставление аутисту выбора и возможности контролировать ситуацию.
Может ребенок хочет начать не с выполнения артикуляционной гимнастики или массажа органов артикуляции, а ему важно именно сейчас поиграть с массажным мячиком.
По мере выполнения заданий, карточки с выполненными заданиями убираются логопедом. В конце цепочки карточек обязательным и неизменным остается изображение поощрения.
Отмечу, что стереотипные игры, являющиеся одной из «визитных карточек» аутистов дошкольного возраста, тоже можно направлять с помощью карточек ПЭКС и постепенно отучая ребенка от длительного бесцельного повторения одних и тех же действий.
Инициатива ребенка не должна гаситься словесными инструкциями и подсказками взрослого.
Как только у ребенка разовьются навыки имитации речи, и он сможет бегло повторять звуки, слоги и слова в отдельном упражнении на имитацию, он сам, абсолютно спонтанно и без нажима начнет произносить слова одновременно с подачей карточек. Но не нужно сразу ожидать от него таких результатов. С помощью этих карточек происходит лучшая стимуляция коммуникации, то есть ребёнок сам хочет общаться и начинает строить предложения в своей голове. Карточки только стимулируют его