Татьяна Тукиш
Использование картинок-образов на логопедических занятиях
▼ Скачать + Заказать документы
Как считает М. Ф. Фомичева, каждому упражнению в соответствии с выполняемым действием можно дать название и подобрать к нему картинку-образ. Прежде всего картинки-образы нужны при выполнении упражнений артикуляционной гимнастики, к тому же их применение вносит элемент игры в важный и трудоемкий процесс формирования точных движений органов артикуляции и направленной воздушной струи.
Всем известны такие упражнения с картинками, например,
“Вкусное варенье”, "Часики", "Заборчик" и т. д.
Публикация «Использование картинок-образов на логопедических занятиях» размещена в разделах
Формируя фонематический слух у детей, также необходимо использовать картинки-образы, это помогает детям отличать правильное произношение от неверного, а также дифференцировать различные звуки родного языка.
При введении в речь слов с поставленным звуком на каждое слово подбирается или рисуется картинка с изображением предмета, а рядом записывается слово, которое поможет родителям дома напомнить ребенку не только нужные слова, но и последовательность, в которой дети должны упражняться.
Обязательно используются картинки - образы при :
- обучении детей пересказу;
- при составлении рассказа.
-для обогащения словарного запаса;
-при отгадывании и загадывании загадок;
-при заучивании стихов.
Регулярное использование картинок-образов позволит развивать речь, развить внимание и память, образное мышление, способность к визуализации, воображение.
Использование картинок-образов позволяет включить в работу оба полушария головного мозга. А это в свою очередь позволит использовать больше возможностей нашего мозга, сделав процесс мышления более гармоничным.
Для детей младшего и среднего дошкольного возраста необходимо давать цветные картинки, т. к. у детей в памяти остаются отдельные образы: деревце– зеленое, слива– синяя и т. д. Позже мож-но усложнить или заменить рисунок графическим изображением: например, лиса – оранжевый треугольник, медведь – большой коричневый круг, и т. д. Для детей старшего дошкольного возраста схемы желательно рисовать в одном цвете, чтобы не отвлекать внимание на яркость символических изображений.
Каждый педагог определяет собственную последовательность в работе с картинками-образами.
Я предпочитаю работать в такой последовательности:
1. Рассматривание картинки и разбор того, что на ней изображено.
2. Далее идет так называемое перекодирование информации, т. е. преобразование из абстрактных символов в образы.
3. После перекодирования осуществляется пересказ.
Если при пересказе используются схемы дополнительно к картинкам-образом, то схематически возможно изображение персонажей сказки, явлений природы, некоторых действий, то есть можно изобразить все то, что вы посчитаете нужным отразить в схемах. Но изобразить так, чтобы нарисованное было понятно детям.
Если работа ведется в системе, то дети сами любят рисовать и придумывать схемы, педагогу важно проконтролировать, чтобы последовательность событий не была упущена. Наглядная схема выступает в качестве плана речевого высказывания. Ребенок знает, с чего он может начать, чем про-должить и уточнить свой рассказ, а также как его завершить.
Считаю, что эффективно применять картинки- образы и опорные схемы может только тот педагог, который сам их и составляет, но при этом он должен знать и основные требования к их составлению.
Для изготовления этих схем не требуются художественные способности: любой педагог в состоянии нарисовать подобные символические изображения предметов и объектов к выбранному тексту.
Работать с картинками-образами очень нравится детям, красочные персонажи, хорошо знакомые символы дают возможность составить полный описательный рассказ, пересказ, легко заучить небольшие рассказы и сказки. Использовать можно как на фронтальных, так и на индивидуальных занятиях.