Получи документы

Использование карт Проппа в развитиии речевого творчества дошкольников

Инга Ильенко
Использование карт Проппа в развитиии речевого творчества дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы

Слайд 1

Добрый день, уважаемые коллеги!

Представляю вашему вниманию презентацию на тему:

«Использование карт Проппа в развитии речевого творчества дошкольников»

Современный ребенок мало времени проводит в обществе взрослых, всё больше у телевизора или за компьютером, редко слышит рассказы и сказки из уст родителей.

Публикация «Использование карт Проппа в развитиии речевого творчества дошкольников» размещена в разделах

Цель моей работы - развитие связной речи дошкольников через самый излюбленный детьми жанр фольклора «сказку». Сказки — это первые произведения детей, через которые они начинают познавать мир.

Слайд 2

При обучении детей творческому рассказыванию, сочинению сказок решила использовать карты Проппа.

Известный фольклорист Владимир Яковлевич Пропп, занимался изучением сказок. Его методика заключается в пересказе сказок с использованием придуманных им карт. Автор отмечает, что все сюжеты сказок основаны на одинаковых действиях их персонажей, которые он называет «функциями».

Целесообразность карт Проппа состоит в том, что:

• Ребёнок выступает не просто в роли пассивного наблюдателя, слушателя, а является энергетическим центром творческой деятельности, создателем оригинальных литературных произведений;

• Наглядность позволяет ребенку удерживать в памяти гораздо большее количество информации, а значит, и продуктивнее применять ее при сочинении сказок;

• Представленные в картах функции являются обобщенными действиями, что позволяет ребенку абстрагироваться от конкретного поступка героя, а следовательно, у ребенка развивается абстрактное, логическое мышление;

Карты стимулируют развитие внимания, восприятия, фантазии, творческого воображения, волевых качеств; обогащают эмоциональную сферу, активизируют связную речь, обогащают словарь;

Карты Проппа оказывают бесценную помощь в сенсорном развитии детей, потому что их воздействие распространяется на все органы чувств, включая тактильные анализаторы

Так как Владимир Яковлевич Пропп был фольклорист, то он рекомендовал работать с волшебными народными сказками

Слайд 3

Владимир Яковлевич Пропп разделил сказку на набор, состоящий из 31 карты. Позднее они были сокращены до 28.

Разумеется, не каждая сказка содержит их в полном объеме. Может нарушаться и последовательность функций: перескоки, добавления, объединения, которые, однако, не противоречат основному ходу сказки. Сказка может начинаться с первой функции, с седьмой, с двенадцатой, но вряд ли будет возвращаться, восстанавливая пропущенные события.

Одна карта - это определённое событие сказки.

Слайд 4

Задачи, которые решаются при использовании карт Проппа полностью соответствуют положениям и требованиям ФГОС ДО:

• формируется умение продумывать замысел, следовать ему в сочинении, выбирать тему, интересный сюжет, героев;

карты развивают память, внимание, восприятие, фантазию, творческое воображение, обогащают эмоциональную сферу, активизируют устную связную речь, обогащают словарь;

карты развивают активность личности, не оставляя ребенка равнодушным к сказочному сюжету.

Цель:

• обучать творческому рассказыванию детей дошкольного возраста с помощью карт Проппа.

Слайд 5

С картами Проппа мы с детьми стали работать со средней группы.

На первом этапе знакомим детей с жанром литературного произведения -сказкой; затем выявляем ее отличие от других жанров, фиксируя внимание детей на том, что в сказке всегда есть присказка,

Зачин (жили – были, в некотором царстве, в некотором государстве,

Повествование и концовка сказки.

Повествование – насыщено событиями и так называемыми сказочными формулами: речевыми клише, ритмическими присловьями, которые характеризуют разные действия и описания персонажей.

«Сделался такой молодец - ни вздумать, ни взгадать, ни пером описать»; «Избушка, избушка встань к лесу задом, а ко мне – передом» и т. д.

Концовка как и присказка ограничивает сказку от реальной жизни и возвращает к реальной действительности. (Устроили пир на весь мир, я там был мед-пиво пил, по усам текло, а в рот не попало; Вот вам сказка, а мне бубликов связка).

Слайд 6

На втором этапе - проведение подготовительных игр:

Чудеса в решете. В процессе этой игры выявляют происходящие в сказках различные чудеса. Уточняют волшебные слова, предметы и их действие.

Кто на свете злее всех (добрее всех? Выявление злых и коварных героев (добрых, описание их облика, характера, образа жизни, привычек, жилища.

Заветные слова. В процессе этой игры ребята делают попытку вычленить самые действенные, значимые слова (волшебные, приговоры).

Что в дороге пригодиться? На основе анализа волшебных сказочных предметов, которые помогают преодолеть врага (скатерть-самобранка, сапоги-скороходы, аленький цветочек и т. д.).

Слайд 7

«Хороший-плохой». В процессе этой игры осуществляют попытку выявить позитивные и негативные черты характера героев, оценить их деятельность. Например, за что можно похвалить Кикимору

«Чепуха». Основная цель игры – осмысление назначения той или иной функции. Например, заданы функции «запрет – нарушение запрета». Выяснить вместе с ребятами, что такое запрет; его назначение, характер, формы; кому они адресуются, почему; кто запрещает; кто нарушает их; какие могут быть последствия?

«Что общего». Эта игра предполагает сравнительный анализ различных сказочных сюжетов с точки зрения сходства и отличия между ними. Например, чем похожи сказки «Теремок» и «Варежка», «Морозко» и «Госпожа Метелица»?

«Волшебные имена». Выяснение причин, почему дали именно такое имя герою (Золушка, Баба-Яга, Красная Шапочка и т. д.);

Слайд 8

На третьем этапе в процессе чтения просто выкладываю карту на стол.

Дети рассматривают ее, запоминают детали изображения и функцию, связанную с этой картой. Например, первая карта «жили-были», которая встречается в начале каждой сказки. Рассказывается, кто где жил. Настраивается на сказочное настроение.

В большинстве сказок мы встретим сказочную функцию-запрет.

-Не пей из копытца, не отворяйте дверь, от подружек не отставай, а ты, Петя, в окошко не выглядывай. И как часто это происходит, герои все это проделывают, нарушая тем самым запрет.

Вот в сказке представлены три сказочные функции: -жили-были, запрет, нарушение запрета.

В некоторых сказках их всего будет пять или шесть. например, сказка «Маша и медведь» или «Крошечка-Хаврошечка».

Такие игры развивают память, внимание, восприятие, фантазию, воображение, обогащают эмоциональную сферу и активизируют разговорную речь.

Читаем сказку и «выкладываем» ее по функциям картами Проппа. По мере накопления опыта можно предложить задания или игры:

- выставить карты по ходу сюжета

-найти «знакомые» карты в только что прочитанной сказке

-найти ошибку в расположении карт по сюжету сказки

-определить отсутствие знакомой карты

-отделить лишнюю карту

Слайд 9

Четвертый этап - предлагается пересказать сказку, опираясь на карты Проппа.

Для этого нужно выделить узловые моменты сказки, и выстроить схемы по сюжету сказки.

Слайд 10

На 5 этапе проводится обучение сочинению собственных сказок при помощи «волшебных карт».

Детям предлагается набор из 5-6 карт. Они могут придумывать вдвоем, втроем. Сочиняя группами, ребенок может заметить неточность в рассказе товарища (речевые, логические ошибки, самому быть внимательным при сочинении.

Таким образом, можно прийти к тому, что ребенок полюбит язык, поймёт глубинный смысл звуков, слов и фраз, научится играть со словами, станет сочинять.

Слайд 11

Разберем с помощью карточек Проппа сказку «Кот, лиса и петух».

В лесу в маленькой избушке жили-были кот да петух. Кот рано утром вставал, на охоту ходил, а Петя-петушок оставался дом стеречь.

Карта «Жили-были»

Собирается кот на охоту и говорит петушку:

- Смотри, Петя, не выглядывай в окошко, не слушай лису, а то она тебя унесёт, съест и косточек не оставит.

Карта «Запрет»

Ушёл кот, а Петя-петушок в избушке всё прибрал, пол чисто подмёл, вскочил на жёрдочку — сидит, песни поёт. А лиса уж тут как тут. Уселась под окошко и запела песенку. Петя выглянул, а лиса его — цап-царап — схватила и понесла.

Карта «Нарушение запрета»

Петушок испугался, закричал:

- Несёт меня лиса за тёмные леса, за высокие горы. Котик-братик, выручи меня.

Кот хоть далеко был, а услыхал петушка. Погнался за лисой, догнал её, отнял петушка и принёс его домой.

Карта «Погоня (преследование)»

С тех пор опять кот да петух живут вместе, а лиса уж больше к ним не показывается.

Карта «Счастливый конец»

В этой сказке используются пять карт : Жили-были, запрет, нарушение запрета, погоня (преследование) и счастливый конец.

Слайд 12

Сказка «Маша и медведь».

-Жили-были дедушка да бабушка. Была у них внучка Машенька.

Какую карту можно положить?

Собрались раз подружки в лес — по грибы да по ягоды. Пришли звать с собой и Машеньку. Дедушка, бабушка, — говорит Машенька, — отпустите меня в лес с подружками!

Дедушка с бабушкой отвечают:

— Иди, только смотри от подружек не отставай — не то заблудишься.

Пришли девушки в лес, стали собирать грибы да ягоды. Вот Машенька — деревце за деревце, кустик за кустик — и ушла далеко-далеко от подружек.

Стала она аукаться, стала их звать. А подружки не слышат, не отзываются.

Ходила, ходила Машенька по лесу — совсем заблудилась.

Пришла она в самую глушь, в самую чащу. Видит — стоит избушка. А в той избушке жил большущий мед ведь. Медведь на целый день уйдёт в лес, а Машеньке наказывает никуда без него из избушки не выходить.

-А если уйдёшь,-говорит,-всё равно поймаю и тогда уж съем!

Маша придумала, как сделать, чтобы медведь САМ отнёс её домой. Напекла она пирожков, достала большой-пребольшой короб и говорит медведю:

— Вот, смотри: я в этот короб положу пирожки, а ты отнеси их дедушке да бабушке. Да помни: короб по дороге не открывай, пирожки не вынимай. Я на дубок влезу, за тобой следить буду!

Пришёл в деревню, нашёл дом, где де душка с бабушкой жили, и давай изо всех сил стучать в ворота: А собаки почуяли медведя и бросились на него. Со всех дворов бегут, лают.

Испугался медведь, поставил короб у ворот и пустился в лес без оглядки. А дедушка поднял крышку, смотрит и глазам своим не верит: в коробе Машенька сидит — живёхонька и здоровёхонька.

Слайд 13

Методические рекомендации по работе с картами Проппа

Чтобы наши сказки получались интересными нужно соблюдать несколько правил:

Сказка должна начинаться со слов: "Давным-давно", "Жили - были", "В некотором царстве - в некотором государстве"…

• Герой покидает дом (при этом герой может либо отправляться, отсылаться из дома, скажем, с благословения родителей разыскивать сестренку, либо изгоняться, например, отец увозит изгнанную мачехой дочь в лес, либо уходить из дома, превратившись в козлика после того, как запрет нарушен).

• Запрет («не открывай оконца», «не отлучайся со двора», «не пей водицы»).

• Нарушение запрета (персонажи сказок и в оконце выглядывают, и со двора отлучаются, и из лужи водицу пьют; при этом в сказке появляется новое лицо —антагонист, вредитель, враг – персонаж, которого надо победить. Хорошо, когда в сказке у главного героя оказывается друг- помощник.)

• Появление друга-помощника (серый волк, кот в сапогах, добрая фея).

• В сказке всегда добро побеждает зло. Конец сказки всегда должен быть счастливым

Слайд 14

Работая по данной теме, я пришла к выводу, что использование карт Проппа помогают решать следующие задачи:

• Наглядность позволяет ребенку удерживать в памяти гораздо большее количество информации.

• Представленные в картах функции являются обобщенными действиями, что позволяет ребенку абстрагироваться от конкретного поступка героя, а, следовательно, у ребенка развивается абстрактное, логическое мышление.

Карты стимулируют развитие внимания, восприятия, фантазии, творческого воображения, волевых качеств; обогащают эмоциональную сферу, активизируют связную речь, обогащают словарь; способствуют повышению поисковой активности.

Карты Проппа оказывают неоценимую помощь в сенсорном развитии детей, так как их воздействие распространяется на все органы чувств, включая тактильные анализаторы.

• Ребенок выступает не просто в роли пассивного наблюдателя, слушателя, а является энергетическим центром творческой деятельности, создателем оригинальных литературных произведений.

Использование карт Проппа способствует развитию у детей дошкольного возраста одного из самых важных умений - умения ясно, понятно, красиво говорить. И самое главное, что это развитие осуществляется с опорой на самый мудрый источник знаний человека – сказке.

Спасибо за внимание!

Литература :

1. Большёва Т. В. «Учимся по сказке», библиотека программы «Детство», 2005г.

2. Журнал «Воспитатель» 2007 г. № 5

3. Михайлова А. Попробуем сочинять сказки. // Дошкольное воспитание, 1993 №6

Публикации по теме:

Проект «Использование метода интеллект-карт в образовательном процессе ДОУ»Проект «Использование метода интеллект-карт в образовательном процессе ДОУ» Актуальность: Время информационных технологий, в которое мы живем, заставляет все больше задумываться о том, как помочь детям охватить.

Опыт работы «Использование интеллект-карт в работе с детьми дошкольного возраста»Опыт работы «Использование интеллект-карт в работе с детьми дошкольного возраста» 1-ый слайд. Добрый день, уважаемые коллеги! Тема моего выступления «Использование интеллект-карт в работе с детьми дошкольного возраста».

Мастерская речевого творчества в детском садуМастерская речевого творчества в детском саду Речевое творчество – это самостоятельная деятельность детей по построению связных высказываний, вызванных восприятием произведений искусства,.

Использование камешков и ракушек для развития творчества и мелкой моторики дошкольниковИспользование камешков и ракушек для развития творчества и мелкой моторики дошкольников Уважаемые коллеги! Все воспитатели знают как дети любят что- то новенькое! Одни и те же игры и игрушки быстро надоедают, дети теряют к.

Использование интеллект-карт в работе логопедаИспользование интеллект-карт в работе логопеда .

Использование интеллектуальных карт в работе с дошкольниками для развития речи и мышленияИспользование интеллектуальных карт в работе с дошкольниками для развития речи и мышления С внедрением ФГОС в дошкольное образование каждый педагог пытается найти новые идеи, подходы, формы и методы работы в своей педагогической.

Использование карт Проппа в развитии речевого творчества дошкольников при подготовке к школеИспользование карт Проппа в развитии речевого творчества дошкольников при подготовке к школе Обучению рассказыванию в детском саду отводится особое место, потому что именно рассказывание является одним из действующих средств развития.

Применение метода интеллект-карт в систематизации знаний дошкольниковПрименение метода интеллект-карт в систематизации знаний дошкольников Интеллект-карты: один из методов организации воспитательно-образовательного процесса с детьми старшего дошкольного возраста Актуальность.

Обучающая ситуация для детей средней группы «Пересказ рассказа с помощью карт Проппа»Обучающая ситуация для детей средней группы «Пересказ рассказа с помощью карт Проппа» Цель: составление рассказа с использованием карт Проппа. Задачи: Закрепить названия и назначение некоторых карт Проппа. Активизировать.

Проект «Рассказывание сказок с использованием карт Проппа»Проект «Рассказывание сказок с использованием карт Проппа» Актуальность. Родителей и педагогов всегда волнует вопрос, как обеспечить полноценное развитие ребенка в дошкольном возрасте, как правильно.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Использование карт Проппа в развитиии речевого творчества дошкольников
Опубликовано: 13 февраля 2023 в 12:23
0Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Использование карт Проппа в развитиии речевого творчества дошкольников» (включая файлы) размещена пользователем Инга Ильенко в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД