Инга Ильенко
Использование карт Проппа в развитиии речевого творчества дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
Слайд 1
Добрый день, уважаемые коллеги!
Представляю вашему вниманию презентацию на тему:
«Использование карт Проппа в развитии речевого творчества дошкольников»
Современный ребенок мало времени проводит в обществе взрослых, всё больше у телевизора или за компьютером, редко слышит рассказы и сказки из уст родителей.
Публикация «Использование карт Проппа в развитиии речевого творчества дошкольников» размещена в разделах
Цель моей работы - развитие связной речи дошкольников через самый излюбленный детьми жанр фольклора «сказку». Сказки — это первые произведения детей, через которые они начинают познавать мир.
Слайд 2
При обучении детей творческому рассказыванию, сочинению сказок решила использовать карты Проппа.
Известный фольклорист Владимир Яковлевич Пропп, занимался изучением сказок. Его методика заключается в пересказе сказок с использованием придуманных им карт. Автор отмечает, что все сюжеты сказок основаны на одинаковых действиях их персонажей, которые он называет «функциями».
Целесообразность карт Проппа состоит в том, что:
• Ребёнок выступает не просто в роли пассивного наблюдателя, слушателя, а является энергетическим центром творческой деятельности, создателем оригинальных литературных произведений;
• Наглядность позволяет ребенку удерживать в памяти гораздо большее количество информации, а значит, и продуктивнее применять ее при сочинении сказок;
• Представленные в картах функции являются обобщенными действиями, что позволяет ребенку абстрагироваться от конкретного поступка героя, а следовательно, у ребенка развивается абстрактное, логическое мышление;
• Карты стимулируют развитие внимания, восприятия, фантазии, творческого воображения, волевых качеств; обогащают эмоциональную сферу, активизируют связную речь, обогащают словарь;
• Карты Проппа оказывают бесценную помощь в сенсорном развитии детей, потому что их воздействие распространяется на все органы чувств, включая тактильные анализаторы
Так как Владимир Яковлевич Пропп был фольклорист, то он рекомендовал работать с волшебными народными сказками
Слайд 3
Владимир Яковлевич Пропп разделил сказку на набор, состоящий из 31 карты. Позднее они были сокращены до 28.
Разумеется, не каждая сказка содержит их в полном объеме. Может нарушаться и последовательность функций: перескоки, добавления, объединения, которые, однако, не противоречат основному ходу сказки. Сказка может начинаться с первой функции, с седьмой, с двенадцатой, но вряд ли будет возвращаться, восстанавливая пропущенные события.
Одна карта - это определённое событие сказки.
Слайд 4
Задачи, которые решаются при использовании карт Проппа полностью соответствуют положениям и требованиям ФГОС ДО:
• формируется умение продумывать замысел, следовать ему в сочинении, выбирать тему, интересный сюжет, героев;
• карты развивают память, внимание, восприятие, фантазию, творческое воображение, обогащают эмоциональную сферу, активизируют устную связную речь, обогащают словарь;
• карты развивают активность личности, не оставляя ребенка равнодушным к сказочному сюжету.
Цель:
• обучать творческому рассказыванию детей дошкольного возраста с помощью карт Проппа.
Слайд 5
С картами Проппа мы с детьми стали работать со средней группы.
На первом этапе знакомим детей с жанром литературного произведения -сказкой; затем выявляем ее отличие от других жанров, фиксируя внимание детей на том, что в сказке всегда есть присказка,
Зачин (жили – были, в некотором царстве, в некотором государстве,
Повествование и концовка сказки.
Повествование – насыщено событиями и так называемыми сказочными формулами: речевыми клише, ритмическими присловьями, которые характеризуют разные действия и описания персонажей.
«Сделался такой молодец - ни вздумать, ни взгадать, ни пером описать»; «Избушка, избушка встань к лесу задом, а ко мне – передом» и т. д.
Концовка как и присказка ограничивает сказку от реальной жизни и возвращает к реальной действительности. (Устроили пир на весь мир, я там был мед-пиво пил, по усам текло, а в рот не попало; Вот вам сказка, а мне бубликов связка).
Слайд 6
На втором этапе - проведение подготовительных игр:
Чудеса в решете. В процессе этой игры выявляют происходящие в сказках различные чудеса. Уточняют волшебные слова, предметы и их действие.
Кто на свете злее всех (добрее всех? Выявление злых и коварных героев (добрых, описание их облика, характера, образа жизни, привычек, жилища.
Заветные слова. В процессе этой игры ребята делают попытку вычленить самые действенные, значимые слова (волшебные, приговоры).
Что в дороге пригодиться? На основе анализа волшебных сказочных предметов, которые помогают преодолеть врага (скатерть-самобранка, сапоги-скороходы, аленький цветочек и т. д.).
Слайд 7
«Хороший-плохой». В процессе этой игры осуществляют попытку выявить позитивные и негативные черты характера героев, оценить их деятельность. Например, за что можно похвалить Кикимору
«Чепуха». Основная цель игры – осмысление назначения той или иной функции. Например, заданы функции «запрет – нарушение запрета». Выяснить вместе с ребятами, что такое запрет; его назначение, характер, формы; кому они адресуются, почему; кто запрещает; кто нарушает их; какие могут быть последствия?
«Что общего». Эта игра предполагает сравнительный анализ различных сказочных сюжетов с точки зрения сходства и отличия между ними. Например, чем похожи сказки «Теремок» и «Варежка», «Морозко» и «Госпожа Метелица»?
«Волшебные имена». Выяснение причин, почему дали именно такое имя герою (Золушка, Баба-Яга, Красная Шапочка и т. д.);
Слайд 8
На третьем этапе в процессе чтения просто выкладываю карту на стол.
Дети рассматривают ее, запоминают детали изображения и функцию, связанную с этой картой. Например, первая карта «жили-были», которая встречается в начале каждой сказки. Рассказывается, кто где жил. Настраивается на сказочное настроение.
В большинстве сказок мы встретим сказочную функцию-запрет.
-Не пей из копытца, не отворяйте дверь, от подружек не отставай, а ты, Петя, в окошко не выглядывай. И как часто это происходит, герои все это проделывают, нарушая тем самым запрет.
Вот в сказке представлены три сказочные функции: -жили-были, запрет, нарушение запрета.
В некоторых сказках их всего будет пять или шесть. например, сказка «Маша и медведь» или «Крошечка-Хаврошечка».
Такие игры развивают память, внимание, восприятие, фантазию, воображение, обогащают эмоциональную сферу и активизируют разговорную речь.
Читаем сказку и «выкладываем» ее по функциям картами Проппа. По мере накопления опыта можно предложить задания или игры:
- выставить карты по ходу сюжета
-найти «знакомые» карты в только что прочитанной сказке
-найти ошибку в расположении карт по сюжету сказки
-определить отсутствие знакомой карты
-отделить лишнюю карту
Слайд 9
Четвертый этап - предлагается пересказать сказку, опираясь на карты Проппа.
Для этого нужно выделить узловые моменты сказки, и выстроить схемы по сюжету сказки.
Слайд 10
На 5 этапе проводится обучение сочинению собственных сказок при помощи «волшебных карт».
Детям предлагается набор из 5-6 карт. Они могут придумывать вдвоем, втроем. Сочиняя группами, ребенок может заметить неточность в рассказе товарища (речевые, логические ошибки, самому быть внимательным при сочинении.
Таким образом, можно прийти к тому, что ребенок полюбит язык, поймёт глубинный смысл звуков, слов и фраз, научится играть со словами, станет сочинять.
Слайд 11
Разберем с помощью карточек Проппа сказку «Кот, лиса и петух».
В лесу в маленькой избушке жили-были кот да петух. Кот рано утром вставал, на охоту ходил, а Петя-петушок оставался дом стеречь.
Карта «Жили-были»
Собирается кот на охоту и говорит петушку:
- Смотри, Петя, не выглядывай в окошко, не слушай лису, а то она тебя унесёт, съест и косточек не оставит.
Карта «Запрет»
Ушёл кот, а Петя-петушок в избушке всё прибрал, пол чисто подмёл, вскочил на жёрдочку — сидит, песни поёт. А лиса уж тут как тут. Уселась под окошко и запела песенку. Петя выглянул, а лиса его — цап-царап — схватила и понесла.
Карта «Нарушение запрета»
Петушок испугался, закричал:
- Несёт меня лиса за тёмные леса, за высокие горы. Котик-братик, выручи меня.
Кот хоть далеко был, а услыхал петушка. Погнался за лисой, догнал её, отнял петушка и принёс его домой.
Карта «Погоня (преследование)»
С тех пор опять кот да петух живут вместе, а лиса уж больше к ним не показывается.
Карта «Счастливый конец»
В этой сказке используются пять карт : Жили-были, запрет, нарушение запрета, погоня (преследование) и счастливый конец.
Слайд 12
Сказка «Маша и медведь».
-Жили-были дедушка да бабушка. Была у них внучка Машенька.
Какую карту можно положить?
Собрались раз подружки в лес — по грибы да по ягоды. Пришли звать с собой и Машеньку. Дедушка, бабушка, — говорит Машенька, — отпустите меня в лес с подружками!
Дедушка с бабушкой отвечают:
— Иди, только смотри от подружек не отставай — не то заблудишься.
Пришли девушки в лес, стали собирать грибы да ягоды. Вот Машенька — деревце за деревце, кустик за кустик — и ушла далеко-далеко от подружек.
Стала она аукаться, стала их звать. А подружки не слышат, не отзываются.
Ходила, ходила Машенька по лесу — совсем заблудилась.
Пришла она в самую глушь, в самую чащу. Видит — стоит избушка. А в той избушке жил большущий мед ведь. Медведь на целый день уйдёт в лес, а Машеньке наказывает никуда без него из избушки не выходить.
-А если уйдёшь,-говорит,-всё равно поймаю и тогда уж съем!
Маша придумала, как сделать, чтобы медведь САМ отнёс её домой. Напекла она пирожков, достала большой-пребольшой короб и говорит медведю:
— Вот, смотри: я в этот короб положу пирожки, а ты отнеси их дедушке да бабушке. Да помни: короб по дороге не открывай, пирожки не вынимай. Я на дубок влезу, за тобой следить буду!
Пришёл в деревню, нашёл дом, где де душка с бабушкой жили, и давай изо всех сил стучать в ворота: А собаки почуяли медведя и бросились на него. Со всех дворов бегут, лают.
Испугался медведь, поставил короб у ворот и пустился в лес без оглядки. А дедушка поднял крышку, смотрит и глазам своим не верит: в коробе Машенька сидит — живёхонька и здоровёхонька.
Слайд 13
Методические рекомендации по работе с картами Проппа
Чтобы наши сказки получались интересными нужно соблюдать несколько правил:
• Сказка должна начинаться со слов: "Давным-давно", "Жили - были", "В некотором царстве - в некотором государстве"…
• Герой покидает дом (при этом герой может либо отправляться, отсылаться из дома, скажем, с благословения родителей разыскивать сестренку, либо изгоняться, например, отец увозит изгнанную мачехой дочь в лес, либо уходить из дома, превратившись в козлика после того, как запрет нарушен).
• Запрет («не открывай оконца», «не отлучайся со двора», «не пей водицы»).
• Нарушение запрета (персонажи сказок и в оконце выглядывают, и со двора отлучаются, и из лужи водицу пьют; при этом в сказке появляется новое лицо —антагонист, вредитель, враг – персонаж, которого надо победить. Хорошо, когда в сказке у главного героя оказывается друг- помощник.)
• Появление друга-помощника (серый волк, кот в сапогах, добрая фея).
• В сказке всегда добро побеждает зло. Конец сказки всегда должен быть счастливым
Слайд 14
Работая по данной теме, я пришла к выводу, что использование карт Проппа помогают решать следующие задачи:
• Наглядность позволяет ребенку удерживать в памяти гораздо большее количество информации.
• Представленные в картах функции являются обобщенными действиями, что позволяет ребенку абстрагироваться от конкретного поступка героя, а, следовательно, у ребенка развивается абстрактное, логическое мышление.
• Карты стимулируют развитие внимания, восприятия, фантазии, творческого воображения, волевых качеств; обогащают эмоциональную сферу, активизируют связную речь, обогащают словарь; способствуют повышению поисковой активности.
• Карты Проппа оказывают неоценимую помощь в сенсорном развитии детей, так как их воздействие распространяется на все органы чувств, включая тактильные анализаторы.
• Ребенок выступает не просто в роли пассивного наблюдателя, слушателя, а является энергетическим центром творческой деятельности, создателем оригинальных литературных произведений.
• Использование карт Проппа способствует развитию у детей дошкольного возраста одного из самых важных умений - умения ясно, понятно, красиво говорить. И самое главное, что это развитие осуществляется с опорой на самый мудрый источник знаний человека – сказке.
Спасибо за внимание!
Литература :
1. Большёва Т. В. «Учимся по сказке», библиотека программы «Детство», 2005г.
2. Журнал «Воспитатель» 2007 г. № 5
3. Михайлова А. Попробуем сочинять сказки. // Дошкольное воспитание, 1993 №6