Любовь Куриленко
Использование камушков Марблс.
▼ Скачать + Заказать документы
Использование нетрадиционных приемов в работе логопеда с детьми с
ВЗ
Применение камушков это один из нетрадиционных приемов обучения, интересный для детей.
Основной вид деятельности ребенка - это конечно игра. Без игры не возможно представить обучение ребенка. Все мыслительные операции, мелкая моторика, тактильные ощущения развиваются в детской игре.
Публикация «Использование камушков Марблс,» размещена в разделах
В своей работе я активно использую замечательные декоративные камушки Марблс. Они красивые, гладкие, прозрачные, разных расцветок, очень приятны на ощупь.
Красота камушков завораживает, что и взрослым и детям хочется к ним прикоснуться, подержать их в руках, поиграть с ними. Так эстетическая привлекательность Марблс усилила интерес к этой игре у современных детей.
Дети с ОВЗ имеют ряд особенностей (нарушение звукопроизношения, трудности в различении акустико- и артикуляторно сходных звуков, недоразвитие лексико-грамматического строя речи) встречается неполноценность динамического праксиса, слухо- и оптико-моторной координации, что препятствует автоматизации графо моторного навыка. Наряду с этим отмечаются дефицит зрительной и слуховой памяти; недостаточный уровень процессов внимания, нарушение формирования самоконтроля и произвольной регуляции поведения. И это далеко неполный перечень возможных расстройств.
Игра в Марблс признана детскими психологами одной из самых полезных для подрастающего поколения: она развивает меткость, скорость, точность и моторику, а красивые оттенки стеклянных камушков пробуждают в ребенке чувство прекрасного.
Работая с ними у детей, развивается память, мышление, внимание, воображение. Движения пальцев рук стимулируют деятельность ЦНС и ускоряют развитие речи ребенка. Постоянная стимуляция зон коры головного мозга, отвечающих за мелкую моторику, — необходимый элемент в системе логопедического воздействия.
Известный исследователь детской речи М. М. Кольцов пишет: «Движение пальцев рук исторически в ходе развития человечества оказались тесно связанными с речевой функцией».
Коррекционные цели
• Развивается фантазия и творческое мышление у детей.
• Развивается ориентировка на плоскости листа.
• Автоматизируются поставленные звуки у детей.
• Формируется звуковой анализ и синтез.
• Обогащается словарный состав.
• Формируется анализ слогового состава слова.
• Проводится профилактика дисграфии у детей.
• Развивается память, внимание и логическое мышление у детей.
Используемые игры в работе с детьми с ОВЗ:
Игры «Выложи по контуру», «Заполни картинку камушками». Данные игры помогают при закреплении лексических тем, обогащают словарь, развивают мелкую моторику рук.
Ребенок выкладывает по контуру камушки.
Игра «Вверх-вниз, вправо-влево» Цель: ориентировка на листе
• Положите красный камушек в центр листа. Желтый— в левый верхний угол, сиий— в правый верхний угол, зеленый — в правый нижний;прозрачный — в левый нижний.
Игра «Знакомство с буквой». Цель:коррекция дисграфии
• Выкладывание букв по контурам, по образцам, или самостоятельно.
Игра «Строим буквы». Цель: коррекция дисграфии,закрепление образа буквы
• Восстанавливаем сломанные буквы, слоги.
Игра «Назови ласково» Цель: развитие грамматического строя речи
• Поможем сказочному герою добраться до домика, построив дорожку из камешков, называя при этом слова с уменьшительно-ласкательным суффиксом ИК. Например: мячик, столик, домик, стульчик и т. д.
Игра «Жадина» Цель: развитие грамматического строя речи
• Этот мишка «жадина», он про все предметы говорит: Мой/моя/моё/мои. Положи камушек в клеточку, когда увидишь нужную картинку.
Игра «Мягкий или твердый?» Цель: Развитие фонематического слуха и восприятия
Проговори звуки/слоги/слова за логопедом и посели их в нужный домик (твёрдые - синие, мягкие – зелёные).
Игра «Поймай звук» Цель: Развитие фонематического слуха и восприятия
• Прослушай слова и выложи в каждой схеме позицию заданного звука в слове. Например: шапка-звук ш слышим в начале слова, в слове кошка -звук ш слышим в середине слова и т. д.
Игра «Волшебный мешочек». Цель: Развитие фонематического слуха и восприятия
• Ребёнок достаёт из мешочка камушек (зелёного, синего или красного цвета) и придумывает слово на соответствующий звук (синий цвет — твёрдый согласный звук, красный-гласный звук, зелёный — мягкий согласный звук).
Фишки-камешки выкладыватьпод картинками, или под буквами.. Звуко-буквенный анализ слов.
• С какого звука начинается слово? Гласный он или согласный?
• Какие еще слова можно придумать с этим звуком?
• На каком мест находится звук (в начале, середине, конце)
• Сколько в слове гласных, сколько согласных?
Игра «Сосчитай, не ошибись» Анализ слогового состава слова.
• Ребенок делит слова на слоги с одновременным выкладыванием камушков.
• Сравнивает слова: где камушков больше? Какое слово самое длинное? Какое слово самое короткое?
Игра «Составь предложение». Развитие связной речи.
• Составление предложения с заданным словом, или по картине.
• Составь предложение из 2х, 3х, 4х слов.
• Составление предложений с предлогами.
• Сосчитать сколько слов в предложении
Игра «Помоги бабочке долететь до цветка» Автоматизация звука в слогах, словах.
• Проговори слоги/слова за логопедом и выложи камушки по дорожке.
Игра «Помоги двум друзьям встретиться». Автоматизация звука в слогах, словах.
• Слоги/слова на дифференциацию звуков. Например: Ира любит слова в которых есть звук Р, а Володя в которых есть звук Л. Проговори слоги/слова за мной, выкладывая камешки Ире, или Володе и помоги друзьям встретиться.
Игра «Лабиринты на автоматизацию звуков».
• Передвигаем камушек по картинкам, четко проговаривая слова.
Опыт работы показывает, что использование данных игр способствует повышению речевой активности детей и могут быть использованы как на подгрупповых, индивидуальных занятиях, так и в свободной деятельности детей. Дети с большим удовольствием играют с камушками.