Юлия Бершова
Использование изотерапии как средства преодоления страхов у дошкольников 5–7 лет
▼ Скачать + Заказать документы
Мой подход в работе с детскими страхами ориентирован на использование изотерапевтических методик. За основу своей коррекционной работы я взяла технику А. И. Захарова.
Публикация «Использование изотерапии как средства преодоления страхов у дошкольников 5–7 лет» размещена в разделах
- ИЗО. Изобразительная деятельность в детском саду
- Изотерапия в детском саду
- Страх и детская тревожность
- Темочки
Рисование предоставляет естественную возможность для развития воображения, гибкости и пластичности мышления. Действительно, дети, которые любят рисовать, отличаются большей фантазией, непосредственностью в выражении чувств и гибкостью суждений. Рисуя, ребенок дает выход своим чувствам и переживаниям, желаниям и мечтам, перестраивает свои отношения в различных ситуациях и безболезненно соприкасается с некоторыми пугающими, неприятными и травмирующими образами.
Определить боящегося ребенка несложно, так как дети, испытывающие постоянный страх, отличаются напряженностью и беспокойством в поведении. Они знают источник угрозы и стараются его избегать. Но, тем не менее, точная диагностика детских страхов – это работа психолога. Боязни у детей выявляются во время общения с ними с помощью различных приемов. Преодоление детских страхов осуществляется несколькими методами.
Одним из самых действенных методов диагностики и коррекции является рисование страхов, когда ребенку предлагается нарисовать то, чего он больше всего боится. Смысл данного подхода заключается в том, что ребенок должен изобразить свой страх на листе бумаги. Это задание интересно тем, что при его проведении ребенок одновременно получает положительный психотерапевтический эффект.
На втором этапе ребенку можно предложить подумать и изобразить на обратной стороне этого же листа, как он не боится данного страха, как он может победить этот страх. Таким образом, бессознательный страх выводится на уровень сознания и, размышляя над своим страхом, ребенок сам справляется с ним. Рисунки после этого теста очень показательны и говорят сами за себя.
Рисование страхов детьми не приводит к его усилению, а наоборот, снижает напряжение от тревожного ожидания его реакции. В рисунках страх уже во многом реализован, как нечто уже происшедшее, фактически случившееся; остается меньше недосказанного, неясного, неопределенного. Вместе все это снимает аффективно-травмирующее звучание страха в психике ребенка. Важно, во-первых, то, что задание задает педагог-психолог, которому ребенок доверяет. Во-вторых, само рисование происходит в тёплой атмосфере общения, обеспечивая поддержку и одобрение со стороны педагога-психолога.
Если с первого раза ребенку не удается справиться с заданием, то задание повторяется.
Страхи рисуются карандашами, фломастерами или красками.
Свою методику, основанную на использовании изотерапии, я назвала «Устроим страху праздник!» Этот метод дополняет игровые методики проработки страхов и дополняет понравившиеся детям методики: «Преврати страшное в смешное» или «Преврати страшное в доброе».
Также, эта методика дополняет игровые методики проработки страхов. Во время выполнения этой методики важно не торопить ребенка с выполнением задания, так как мысли о том, как изобразить страх, подразумевают встречу с ним, контакт, соприкосновение, что само по себе уменьшает остроту его восприятия.
На первом этапе - после прорисовывания страха и его совместного обсуждения я предлагала ребё нку: «Этому (название страха, видимо очень одиноко и тяжело живётся, у него нет друзей, семьи, радости в жизни и т. п. (ориентируясь на конкретный страх, поэтому этот страх и «ходит» к детям, пугает их…». И предлагала: «А давай устроим твоему страху праздник!»
Все дети с энтузиазмом откликались на это обращение. И тут же следовало совместное творческое придумывание радостных событий для страшных персонажей, явлений природы и проч. У монстров, зомби, пауков и т. д. появлялись друзья, вторые «половины» (жены или мужья, рождались дети или детёныши. У страхов наступал «День Рождения», куда являлись их появившиеся любимые и друзья с подарками и добрыми пожеланиями. Тщательно прорисовывались атрибуты праздника: торты со свечами, воздушные разноцветные шары, цветы, нарядные коробки с подарками… После чего страхи сами перекрашивались детьми в другие (по желанию детей) цвета, им дорисовывались улыбки, добрые любящие сердца, банты и др. Страху темноты дарилась красивая лампа. Страх грозы освещал разноцветный салют, а молния становилась электрической «зарядкой» для детских игрушек.
На втором этапе - при следующей встрече с ребё нком после игры разминки проводилось обсуждение предыдущего рисования с установкой: "Сейчас мы будем смотреть твои рисунки и спрашивать, боишься ли ты теперь или не боишься". Положительный результат каждый раз подкрепляется похвалой: "так", "хорошо", "молодец". За обсуждением следует опять игра, успехи в которой поощряются наградой в виде игрушки или шоколадки. Оставшиеся страхи можно ещё раз проиграть по сочиненным на их тему историям (дополнить и расширить «праздники для страхов»).
Хочется отметить, что весьма непросто начать рисовать страхи. Нередко проходило несколько дней, пока ребенок решался приступить к выполнению задания. Так преодолевается внутренний психологический барьер - страх страха. Решиться рисовать - это значит непосредственно соприкоснуться со страхом, встретиться с ним лицом к лицу и целенаправленным, волевым усилием удерживать его в памяти до тех пор, пока он не будет изображен на рисунке. Вместе с тем осознание условности изображения страха на рисунке уже само по себе способствует уменьшению его травмирующего звучания. В процессе рисования объект страха уже не представляет собой застывшее психическое образование, поскольку сознательно подвергается манипуляции и творчески преобразуется как художественный образ. Проявляющийся при рисовании интерес постепенно гасит эмоцию страха, заменяя ее волевым сосредоточением и удовлетворением от выполненного задания. Незримую поддержку оказывает и сам факт участия психолога, давшего это задание, которому можно затем доверить свои рисунки и тем самым как бы частично освободиться от изображенных на них страхов. Поэтому не нужно бояться некоторого оживления страхов, происходящего в процессе рисования, поскольку это одно их условий полного их устранения. Гораздо хуже, если они останутся тлеть в психике, готовые вспыхнуть в любой момент.
Коррекция страхов у детей, конечно же, нужно проводить в сотрудничестве с родителями. Так как зачастую дети лишь отражают тревоги и опасения взрослых, навязывающих им излишнюю мнительность и закрепляющие в них трусливое поведение. Если ребенок боится темноты и страшных снов, помочь ему можно уменьшив уровень тревожности днем. Для этого родителям нужно наладить взаимоотношения в семье, нейтрализовать все конфликты, а также исправить свои ошибки в воспитании. Положительно на детей влияют активные игры и занятия спортом, предполагающие плаванье, преодоление препятствий, а также нейтрализацию страхов перед высотой, темнотой и водой. Даже обычные игры в пятнашки или казаки-разбойники помогут ребенку бороться с некоторыми страхами, такими как боязнь нападения и страх перед наказанием.
В целях профилактики детских страхов обязательно нужно проводить просветительскую работу с родителями, индивидуальные беседы на темы:
«Причины детских страхов», «Способы наказания ребенка» и «Как помочь ребенку преодолеть страхи».
Методика «Покажи свой страх» на коррекцию неправильных, травмирующих ребенка стилей воспитания. Главная цель работы - обучение родителей эффективным навыкам коммуникации и способам выражения своей любви к ребенку.
Например, «Нарисуй свои страшные сны». Рисование подразумевает встречу ребёнка со своим страхом в спокойной обстановке, когда мама и папа рядом.