Алена Приходько
Использование интерактивных технологий в развитии диалогического общения и речевого творчества детей дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Развитие речи дошкольников - самый ответственный период в развитии речи детей. Практика же свидетельствует о увеличении количества дошкольников с речевыми нарушениями. На сегодняшний день – образная, богатая синонимами, дополнениями и описаниями речь у детей дошкольного возраста – явление очень редкое. Поэтому необходимо заботиться о своевременном формировании речи детей, о ее чистоте и правильности, предупреждая и исправляя различные нарушения речи.
Публикация «Использование интерактивных технологий в развитии диалогического общения и речевого творчества детей дошкольного возраста» размещена в разделах
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Социализация. Социально-личностное и коммуникативное развитие
- Темочки
Задача педагогов состоит в том, чтобы создать условия для практического овладения разговорной речью для каждого ребенка, выбрать такие методы и приемы обучения, которые позволили бы каждому воспитаннику проявить свою речевую активность, свое словотворчество.
Согласно ФГОС ДО речевое развитие включает в себя :
- владение речью, как средством общения и культуры;
- обогащение активного словаря;
- развитие связной диалогической и правильной монологической речи;
- развитие речевого творчества;
- развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха.
Остановимся подробно на развитии диалогической речи. Овладение связной диалогической речью – одна из главных задач речевого развития дошкольников. Её успешное решение зависит от многих условий (речевой среды, социального окружения, семейного благополучия, индивидуальных особенностей личности, познавательной активности ребенка и т. п., которые необходимо учитывать в процессе целенаправленного речевого воспитания.
Обучение диалогической речи протекает в следующих формах: в свободном речевом общении; при специально организованных наблюдениях, в непосредственно образовательной деятельности; в различных видах деятельности.
Обучение диалогу можно рассматривать и как цель, и как средство практического овладения языком. Диалог - сложная форма социального взаимодействия. Участие в диалоге требует сложных умений: слушать и правильно понимать мысль, выражаемую собеседником; формулировать в ответ собственное суждение, правильно выражать его средствами языка; менять вслед за мыслями собеседника тему речевого взаимодействия; поддерживать определенный эмоциональный тон; следить за правильностью языковой формы, в которую облекаются мысли; слушать свою речь, чтобы контролировать её нормативность и, если нужно, вносить соответствующие изменения и поправки.
Для получения результата по формированию диалогической речи у детей дошкольного возраста используются интерактивные технологии обучения в их взаимодействии друг с другом.
Интерактивные технологии предусматривают обязательное взаимодействие педагога с учащимися, а также учащихся между собой. Это отличает их от другого вида активных методов и технологий обучения, в рамках которых предполагается взаимодействие только между педагогом и ребенка.
В настоящее время наибольшей популярностью пользуются технологии, которые позволяют педагогу создавать наиболее комфортные условия для обучения, взаимодействия между участниками учебного процесса и саморазвития учащихся. Одними из таких технологий являются интерактивные.
Интерактивные технологии – это ряд педагогических методик, обеспечивающих необходимый образовательный эффект, посредством включения учащихся в совместную с педагогом деятельность, по заданным правилам и условиям.
Интерактивная технология «Работа в парах». Работая в паре, дети учатся взаимодействовать друг с другом, объединяясь в пары по желанию, совершенствуют умение договариваться, последовательно, сообща выполнять работу.
Интерактивная технология «Аквариум» – форма диалога, представляющая собой обсуждение детьми проблемы «перед лицом общественности». Малая группа выбирает того, кому она может доверить вести тот или иной диалог по проблеме. Иногда это могут быть несколько желающих. Все остальные дети выступают в роли зрителей.
Интерактивной технологии «Большой круг». Здесь каждый ребенок высказывает своё мнение, затем передает право высказать свою мысль другому ребенку, взяв его за руку. Прослушав все высказывания, один из детей делает выводы из полученной информации.
Интерактивная технология «Интервью», применение которой требует каждым играющим выполнение правил ведения диалога : соблюдать очерёдность в разговоре; выслушивать собеседника, не перебивая его; поддерживать общую тему разговора, не отвлекаться от неё; проявлять внимание и уважение к собеседнику, слушая, смотреть ему в глаза или в лицо; говорить спокойно, с умеренной громкостью, доброжелательным тоном; использовать только литературную лексику; строить своё высказывание так, чтобы не обидеть своего собеседника и чтобы оно было понятно ему; в случае необходимости уметь вежливо отказать.
Умение общаться с окружающими – важная сторона социального - личностного развития ребенка, источник развития его речи, становления коммуникативной компетенции, важная сфера самодеятельной активности, саморазвития.
Первые опыты применения интерактивных технологий в практике работы позволили выявить, что по сравнению с традиционными формами обучения дошкольников данный способ подачи информации обладает рядом преимуществ.
Интерактивные технологии дают возможность обогатить знания и представления детей об окружающем мире, о взаимоотношениях со сверстниками и взрослыми, побуждают детей к активному взаимодействию в системе социальных отношений.