Бронникова Ольга Леонидовна
Использование интерактивных технологий на логопедических занятиях в процессе формирования ключевых компетенций у детей
▼ Скачать + Заказать документы
Компьютер предоставляет широкие возможности использования различных анализаторных систем в процессе выполнения и контроля над деятельностью. В частности, визуализация основных компонентов устной речи в виде доступных для ребенка образов позволяет активизировать компенсаторные механизмы на основе зрительного восприятия. Этому способствует и совместная координированная работа моторного, слухового и зрительного анализаторов при выполнении заданий компьютерной программы.
Компьютерные средства обучения, предназначенные для специального образования, прежде всего, основаны на научно-обоснованных методах коррекции нарушений развития, учитывают общие закономерности и специфические особенности речевых детей. Их использование в процессе коррекционного обучения позволяет значительно сократить время на формирование и развитие языковых и речевых средств, коммуникативных навыков, высших психических функций – внимания, памяти, словесно-логического мышления, эмоционально-волевой сферы.
Компьютер предоставляет широкие возможности использования различных анализаторных систем в процессе выполнения и контроля над деятельностью. В частности, визуализация основных компонентов устной речи в виде доступных для ребенка образов позволяет активизировать компенсаторные механизмы на основе зрительного восприятия. Этому способствует и совместная координированная работа моторного, слухового и зрительного анализаторов при выполнении заданий компьютерной программы.
Часто ребенок, осознавший наличие у себя определенного нарушения, стесняется его, у него появляется боязнь, что он будет осмеян или не понят, неуверенность в себе, своих способностях в общении, боязнь общества, что опять же приводит к неудачам в общении. Они еще больше закрепляют психологическое состояние неуверенности и неспособности, что в свою очередь имеет неблагоприятное влияние на эмоциональное и психическое состояние и развитие ребенка.
Общение с компьютером становится для ребенка в некотором роде обезличенным, и малыш не испытывает боязни, учится доверять собеседнику. Кроме того, компьютерные упражнения позволяют моделировать различные ситуации общения и повторять диалог с тем же партнером необходимое для ребенка число раз, что в реальной жизни затруднено.
Компьютерные программы позволяют зафиксировать начальные данные состояния корригируемой функции, ее состояние в процессе работы и конечные данные; создание психолого-педагогических условий развития положительной мотивации у детей. При подготовке ребенка к школе важно обучить его не только читать, но и правильно произносить все звуки речи. Сделать произношение четким и понятным малышу помогут компьютерные игры.
Ребенок в игровой форме научится выговаривать проблемные согласные и гласные звуки, узнает множество веселых скороговорок, забавных игр, поучительных пословиц и поговорок, разучивание которых, помимо отработки нужного звука, поможет развить дикцию и память.
Преимущества занятия с использованием презентаций состоят в следующем:
• Благодаря последовательному появлению изображений на экране, дети имеют возможность выполнять элементы упражнений более тщательно и в полном объеме;
• Использование анимации и сюрпризных моментов делают коррекционный процесс более интересным и выразительным.
Гармоничное сочетание традиционных средств с применением презентаций позволяет существенно повысить мотивацию детей к занятию и, следовательно, существенно сократить время на дифференциацию смешиваемых звуков. В результате использования компьютерных технологий на логопедических занятиях у детей наблюдается:
1. повышенный интерес к занятиям;
2. более полное усвоение теоретического материала;
3. развитие логических операций: синтеза, анализа, обобщения, классификации, сравнения;
4. достижение желаемого коррекционно-образовательного эффекта в более короткие сроки;
5. возможность индивидуализации коррекционного процесса за счет выбора уровня сложности заданий, соответствующего актуальному состоянию речевых и языковых средств ребёнка, а также зоне его ближайшего развития.
Таким образом, использование компьютерных технологий в процессе коррекции нарушений речи у детей позволяет более эффективно устранять речевые недостатки, тем самым преодолевать преграды на пути достижения успеха.
Литература:
1. Беспалько В. П. Образование и обучение с участием компьютеров (педагогика третьего тысячелетия). – Москва – Воронеж: Изд-во Моск. псих. -пед. ин-та; Изд-во: НПО «Модэк», 2002.
2. Белобородова Е. Г., Горвиц Ю. М., Любимова М. М. Использование компьютерных игр «Кид/Малыш» для коррекции и развития речи у детей младшего возраста – М. : МИФИ, 1999.
3. Дробышев Ю. А., Ерлыченко С. Н. Возможности использования новых информационных технологий при обучении младших школьников решению логических задач// Информационные технологии в образовании – М. :МИФИ, 1998.
4. Леонова Л. А., Макарова Л. В. Как подготовить ребенка к общению с компьютером – Москва, Вента-Графт, 2004.