Ольга Сажина
Использование интерактивной песочницы в дошкольном учреждении с применением здоровьесберегающих технологий
В последнее время во всём мире происходит бурное развитие новых информационно-коммуникационных технологий и внедрение их в образовательный процесс, что накладывает определённый отпечаток на педагогическую деятельность, направленную на развитие современного ребёнка [1].
В период дошкольного детства закладываются основы сознательного стремления ребенка к здоровому образу жизни, познанию самого себя, формированию, укреплению и сохранению культуры здоровья. Педагоги дошкольных организаций целенаправленно работают над созданием благоприятного здоровьесберегающего пространства, ищут новые современные методы, приемы и подходы, соответствующие возрасту дошкольников и их индивидуальным особенностям [3].
Публикация «Использование интерактивной песочницы в дошкольном учреждении с применением здоровьесберегающих технологий» размещена в разделах
- Здоровьесберегающие технологии в ДОУ
- ЗОЖ, здоровье. Все о здоровье для детей
- Интерактивная песочница
- Песок. Все материалы с использованием песка
- Темочки
Интерактивная песочница - комплекс, в котором используются различные режимы и с помощью технологий дополненной реальности обычный песок превращается в земную поверхность с озерами и горами, вулканами и долинами. Особое внимание уделяется режиму «Времена года», для закрепления и развития представлений детей об окружающем мире, способах сохранить и укрепить здоровье в конкретные сезонные периоды (рассматриваются способы закаливания организма, как нужно одеваться и т. д.) [5].
Интерактивная песочница может быть преобразована в интерактивный стол за счёт дополнительной панели для превращения пространства над песком в интерактивную поверхность или программного комплекса с играми и занятиями для стола. Здесь также используется цикл здоровьесберагающих занятий «Здоровей-ка», в него входят игры: «здоровое питание», «органы чувств», распорядок дня». Занятия на интерактивном комплексе вызывают интерес у дошкольников к познавательной деятельности, закрепляет знания об основах здорового образа жизни и способствуют созданию положительной эмоциональной обстановки, ведь именно приём удивления ведёт за собой процесс понимания [5].
Внедрение в практику МБДОУ д /с №39 использование интерактивного комплекса, состоящего из интерактивной песочницы и интерактивного стола выступает как инновационный метод здоровьесберагающих, образовательных технологий.
Интерактивная песочница помогает выстроить систему психокоррекционной работы, интегрируя образовательные области. Занятия соответствуют требованиям федерального государственного образовательного стандарта. Использование интерактивной песочницы требует методического сопровождения. В процессе работы мы используем основные дидактические принципы, методы и приемы, требования ФГОС ДО, а также ориентируемся на методические рекомендации разработчиков интерактивной комплекса. Использование данной технологии на практике позволяют:
- формировать картину целостности мира;
- расширять кругозор;
- развивать познавательно – исследовательскую активность;
- способствовать развитию важнейших психических процессов: мышления, внимания, памяти, речи;
- развитие общения и взаимодействия;
- социального и эмоционального интеллекта;
- эмоциональной отзывчивости, сопереживания;
- формирование готовности к совместной деятельности и основ безопасности [5].
Интерактивная песочница увеличивает ресурсы развития эффективных практик проведения мероприятий по адаптации, снижению уровня тревоги, проведение занятий для подготовки к школе, развитию воображения, работы со страхами, агрессией [2].
С помощью имеющейся интерактивной песочницы можно разнообразить и усовершенствовать опыт проведения коррекционных занятий, разграничив их на области: коррекция и профилактика ЗМР (задержки моторного развития, коррекция ЗРР (задержка речевого развития, развитие и коррекция познавательных процессов; социально – коммуникативное развитие со взрослыми и сверстниками.
В интерактивной песочнице имеются разные режимы, используемые для достижения определенных образовательных задач, например, для познавательного развития предлагается воспользоваться режимами: «Спрячь животное», «Природа «или «Сахара», «Ищем клад», «Поиск сокровищ» и пр., для эмоциональной разгрузки: «Песочная магия», «Радуга», «Раскраска», «Раскраска с кругами», «Времена года», для формирования элементарных математических представлений у дошкольников : «Посчитаем и запомним», также есть режимы для формирования связной речи, режимы, способствующие закреплению пройденных лексических тем.
Элементы песочной терапии могут широко использоваться не только психологами, психотерапевтами, но и педагогами, дефектологами, социальными работниками, волонтерами и просто родителями. Модификация sandplay — это развивающие игры в песке, ориентированные на разные задачи. В условиях детского сада наличие интерактивной песочницы позволяет педагогу - психологу не только апробировать предлагаемые производителем занятия, но и позволяет смоделировать песочное пространство, в зависимости от запроса родителей и педагогов, сложившихся ситуативных задач, потребностей самого ребенка, использовать групповую или индивидуальную формы работы, привлекать родителей к совместному сотрудничеству. К занятиям в интерактивной песочнице могут привлекаться дети в возрасте от 2 – 18 лет [4].
Список литературы
1. Большебратская Э. Э. Песочная терапия. - Петропавловск, 2010 – 74с.
2. Зинкевич-Евстигнеева, Татьяна Дмитриевна Игра с песком. Практикум по песочной терапии / Зинкевич-Евстигнеева Татьяна Дмитриевна. - М. : Речь, 2016. - 443 c.
3. Б. Сапожникова Ольга Борисовна, Гарнова Елена Викторовна Песочная терапия в развитии дошкольников Издательство : Сфера, 2018 г.
4. Ковба М. В., Утемов В. В. Интерактивная песочница в работе воспитателя: Познавательное развитие. ФГОС дошкольного образования : Методическое пособие. – Киров: Из-во МЦИТО, 2017. – 40 с.
5. Пичугина И. И. Интерактивная песочница : методическое пособие / И. И. Пичугина. – Челябинск: ИП Мякотин И. В., 2016 – 56 с. : ил. Агенство CIP Челябинской ОУНБ