ирина черепанова
Использование инновационных педагогических технологий в процессе ознакомления дошкольников с историей родного края
▼ Скачать + Заказать документы
«Использование инновационных педагогических технологий в развитии познавательной активности детей дошкольного возраста в процессе ознакомления с историей родного края»
Снижение познавательного интереса дошкольников к изучению истории родного края побудило к поиску таких форм образования, которые будут способствовать приобщению дошкольников к русской народной культуре, к самобытному творчеству.
Публикация «Использование инновационных педагогических технологий в процессе ознакомления дошкольников с историей родного края» размещена в разделах
Для формирования у дошкольников представлений о своём родном городе необходимо разработать поэтапную систему осуществления формирования знаний о его истории и настоящем времени, традициях, достопримечательных местах. Взрослый должен учесть, что воспитывать любовь к Родному краю, городу (как начал патриотизма и первых чувств гражданственности) – значит связывать воспитательную работу с окружающей социальной жизнью и теми ближайшими и доступными объектами, которые окружают ребёнка.
Начать работу по данному направлению лучше с подбора и изучения методической, психолого-педагогической литературы, которая позволит сформировать представления о развитии познавательно-исследовательской деятельности детей. Познавательное развитие дошкольников предполагает рассматривать как процесс постепенного перехода от одной стадии развития познавательной деятельности к другой. К стадиям познавательного развития относятся : любопытство, любознательность, развитие познавательного интереса, развитие познавательной активности. А также обозначить комплекс нормативных показателей познавательной инициативы воспитанника, разработать контрольные задания для определения уровня сформированности знаний о родном городе у детей дошкольного возраста к концу дошкольного возраста, который является целевым ориентиром для воспитателя (и критерием успешного продвижения ребенка). Ребенок: проявляет интерес к предметам и явлениям, лежащим за пределами конкретной ситуации, задает вопросы (почему? зачем? как); обнаруживает стремление объяснить связь фактов, используя рассуждение ("потому что. "); стремится к упорядочиванию, систематизации конкретных материалов, вещей (коллекции); проявляет интерес к познавательной литературе. Разработать комплексно-тематический план работы с детьми.
Использовать разные формы работы с учё том возможностей и особенностей детей:
- Непосредственно-образовательная деятельность;
- Игры;
- Викторины, конкурсы;
- Беседы (с использованием наглядного материала, схем, рисунков, фотографий);
- Целевые прогулки, экскурсии (к окружающему объекту);
- Обыгрывание различных ситуаций (правила поведения на улицах города и в общественных местах).
Немаловажным направлением в работе это организация условий для формирования самостоятельной познавательной активности детей в дошкольном учреждении, оборудовать соответствующую предметно - пространственную развивающую среду по знакомству с историей родного края. Для приобщения детей к изучению истории, культуры, литературному наследию родного края в группах можно создать мини-музеи краеведения, где постоянно оформляются выставки в зависимости от темы. Материалы мини-музея лучше использовать и в календарных народных праздниках. Многие предметы мини-музеев имеют прикладное назначение: должны не просто лежат на полках, а активно использоваться в детской деятельности. Знания, полученные на занятиях, должны находить свое отражение в художественном творчестве детей.
Социальное партнерство с музеями позволяет расшить образовательный и воспитательный потенциал дошкольного образовательного учреждения.
Одна из форм по приобщение детей к изучению истории, культуры, литературному наследию родного края - технология проектного обучения (совместная деятельность взрослых и детей по планированию и организации педагогического процесса в рамках определенной темы). Чтобы реализовать поставленные задачи проекта, необходимо определить этапы работы.
1 этап: Знакомство с ближайшим окружением: семьей, ее членами, значением имен детей.
2 этап: Детский сад и его сотрудники.
3 этап: Родной город, его достопримечательности, профессии родителей.
4 этап: Флора и фауна родного края.
5 этап: Знакомство с земляками, почетными тружениками родного города, ветеранами Великой Отечественной войны.
6 этап: Родная страна, ее столица, государственная символика России.
Игровые технологии являются составной частью педагогических технологий. Понимая ценность игры, в познавательном развитии детей, необходимо подобрать и разработать разнообразные виды дидактических игр. Использовать разнообразные дидактические игры для формирования культуры мышления и развития умений и навыков исследовательского поведения. Например: «Лабиринты», лото «Животные нашего края», «Герб города», «Сложи карту нашего города», «Найти сходства и различия», «Узнай по звуку», «Расскажи о предмете», «Наряды куклы Тани», «Игра-забава с карандашом», «Угадай на ощупь», «Отгадай на вкус», «Горячо-холодно». Применять игры-путешествия: «Путешествие в мир прошлого», «Путешествие в мир дерева», в мир ткани, металла, пластмассы и др.
Использовать детское экспериментирование. Данный метод способствует развитию познавательной активности детей, стимулирует их воображение, включает в творческую деятельность. Основной формой детской экспериментальной деятельности, являются опыты. Для развития интереса к поисково - исследовательской деятельности чередовать опыты: краткосрочные и долгосрочные, с живой природой ( Например: «Как покрасить живые цветы», «Сокодвижения», «Что нужно растениям», «Почему растение плачет?», «Может ли растение жить без воды?», «Как сохранить цветы дольше?») и неживой природой ( Например: «Тонет – не тонет», «Почему все звучит?», «Вода принимает форму», «Воздух повсюду», «Мир металла», «Глина в природе» и др.).
Таким образом, подбор и использование разнообразных инновационных педагогических технологий : таких как детское экспериментирование, использование проектных и игровых технологий, а также создание организационно-методических условий по формированию познавательной активности у детей являются эффективными и помогают добиваться положительных результатов в процессе работы по ознакомлению с родным краем.
Трудности в изучении дошкольников истории во многом определяются недостаточным жизненным опытом детей, преобладанием наглядно-образного мышления. Поэтому при изучении быта и материальной культуры прошлого, то есть вещественных источников исторических знаний (костюма, мебели, посуды, орудий труда, желательно использовать реальные предметы и материалы. Это способствует более быстрому и продуктивному усвоению соответствующих знаний. «Живые» предметы старины будят воображение, расширяют восприятие, а непосредственное соприкосновение с ними позволяет лучше ощутить собственную связь с прошлым.
Воспитание детей в национальных традициях положительно влияет на духовное и эстетическое развитие детей. Продуктивное использование прогрессивного опыта этнокультурного воспитания детей предполагает не простое заимствование идей и практических наработок, а их дальнейшее развитие в контексте современных тенденций образования: гуманизации, активности процесса обучения, духовно-нравственного и личностного развития, развития патриотических чувств, воспитания культуры межнационального общения.
Планирование работы по блокам.
Блок «История семьи»
Человек рождается в семье (Слово «семья» складывается из двух слов – семь и я.). Все члены семьи любят друг друга.
В семье есть предметы, которые напоминают о тех людях, с которых начинался семейный род. По ним можно проследить историю своего рода, составить свою родословную. Если члены семьи помнят о своих корнях, берегут семейные реликвии, не забывают о родственниках, такой семье не страшны бури и невзгоды, неприятности и печали.
Блок «Родной город»
Каждый город (село) хранит свою историю.
В любом городе живёт и работает много талантливых, заслуженных людей. В их честь называют улицы, скверы, парки. Не только культурой славится город. Он известен историческими событиями, в честь которых возводятся памятники.
Чтобы город развивался, нужен человек, который им управляет, глава. В каждом городе есть люди, которые отвечают за образовательные культурные учреждения, строительство дорог; состояние транспорта, работу магазинов, озеленение города. В каждом городе есть милиция и суд. Они помогают человеку отстаивать свои права, охраняют его.
Каждый город по-своему красив. Для каждого человека его родной город – самый лучший.
Блок «Родной край»
В этом блоке детей знакомят с родным краем (география, история, основные города, промыслы, культура, знаменитые люди и т. п.)
В современных исследованиях отмечено, что только на основе познания родного края у ребенка закладываются чувства патриотизма, гражданственности, идет эстетическое, экологическое и познавательное развитие. Поэтому при отборе содержания дошкольного образования актуальной является проблема - с какими представлениями ребенка необходимо знакомить в первую очередь, как выбрать из всего богатства накопленного народом опыта те сведения, которые будут иметь ценность для ребенка, для развития его личностных качеств и гражданской позиции и в то же время не перегружать ребенка лишней информацией?
Решение этой проблемы возможно при помощи интегрированного подхода к воспитанию и обучению дошкольников. В реальной практике работы дошкольных учреждений принцип интеграции реализуется в виде интегрированных занятий, главной особенностью которых является то, что они строятся на основе какого-нибудь одного содержания и основной деятельности (изобразительной, речевой, музыкальной, познавательной) являющихся главными. Остальные, интегрируемые с ними виды деятельности, изучаемые явления или понятия помогают шире понять связи с реальной жизнью и возможность применения полученных знаний на практике. Краеведение как составная часть содержания дошкольного образования имеет, по сути, интегрированный характер, так как подразумевает знакомство детей с природой, культурой, историей, географией родного края; с людьми, населяющими его. То есть в содержании краеведения отражаются языковые явления, сведения о национальностях, традициях, обычаях, обрядах, праздниках, устном народном творчестве, музыкальном, художественном, декоративно-прикладном искусстве, особенностях географического положения, растительном и животном мире и пр. Однако если в отношении знаний о природе, отбора музыкальных произведений, произведений устного народного творчества, а также изобразительного и декоративно-прикладного искусства в содержании, отраженном в программах дошкольного образования, даются достаточно четкие установки для воспитателей, то аспект, включающий представления детей об истории и культуре родного края, нуждается в дополнительной разработке, поскольку специфичен для каждого конкретного региона Российской Федерации.
Таким образом, интегрированный подход к ознакомлению детей с историей и культурой родного края понимается, во-первых, как интеграция с федеральным компонентом (ознакомление с историей России, человечества, с культурой вообще и конкретного этноса в частности, во-вторых, как интеграция с другими областями предметных знаний, рекомендованных к ознакомлению в дошкольном возрасте (например, с чтением художественной литературы, изодеятельностью, музыкой, развитием речи и т. д.) Также интегрированный подход может прослеживаться как в отношении содержания, так и в отношении методов, приемов, форм, технологий дошкольного образования, чаще всего - в интегрированных (комплексных) занятиях.