Анна Иванова
Использование инновационных методов и технологий в развитии познавательных способностей дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
Использование инновационных методов и технологий в развитии познавательных способностей дошкольников средствами экспериментальной деятельности в условиях реализации ФГОС ДО.
Воспитатель: Иванова А. В.
Старший дошкольный возраст – самоценный этап развития познавательной активности ребенка, под которым понимается не только процесс усвоения знаний, умений и навыков, а главным образом, поиск знаний, приобретение знаний самостоятельно или совместно со взрослым под его тактичным руководством. Развиваясь как деятельность, направленная на познание и преобразование объектов окружающей действительности, детское экспериментирование способствует расширению кругозора, развитию речи и обогащению словаря, приобретению опыта самостоятельной деятельности, саморазвитию ребенка.
Публикация «Использование инновационных методов и технологий в развитии познавательных способностей дошкольников» размещена в разделах
Для получения качественных знаний, нужно постоянно искать новые, необычные формы, методы, интересные детям.
Одним из таких методов я считаю метод моделирования проблемных ситуаций. Создание проблемных ситуаций позволяет детям доказывать свою точку зрения, используя ранее полученные знания. Проблемные ситуации я использую и при введении новой темы.
Создавая проблемные ситуации, воспитателям рекомендуется побуждать детей самостоятельно выдвигать гипотезы, делать выводы, приучать воспитанников не бояться допускать ошибки, так как боязнь допустить ошибку сковывает инициативу ребенка в постановке и решении интеллектуальных проблем.
Например, сочиняем с детьми сказку, в которой Баба Яга заколдовала воду и она стала непригодна для питья. Что же нам делать, ведь мы знаем, что без воды человек не может долго обходится! Появляется Знайка (или любой другой персонаж) и предлагает детям карточки, с помощью которых можно решить эту проблему. На столах у детей карточки, на которых изображено срезанное горлышко пластиковой бутылки, пластиковая бутылка, вата или салфетка, чайник. Размышляя, дети приходят к выводу, что нужно вставить отрезанную верхнюю часть бутылки, затем вставить в бутылку, положить вату, пропустить через вату воду, очищенную воду прокипятить.
Интерактивные технологии. Информатизация образования в нашей стране уже имеет свою историю и традиции. Компьютер активно вошел в нашу жизнь, становясь необходимым и важным атрибутом не только жизнедеятельности взрослых, но и средством обучения детей.
Не исключением является и наш детский сад. В нашем дошкольном учреждении информационно-компьютерные технологии используются в работе с родителями и детьми.
Применение компьютерной техники позволяет сделать занятие привлекательным и по-настоящему современным, расширяет возможности предъявления учебной информации, позволяет усилить мотивацию ребенка.
Интерактивная доска в детском саду – инструмент интеллектуального развития детей. Дети с удовольствием получают знания в форме игры. Для образовательных проектов сегодня особенно актуальны мультимедийные, интерактивные, мобильные, беспроводные технологии.
ИКТ в частности ноутбук в детском саду, делает опытно-экспериментальную деятельность доступной для всех.
Смартфон в детском саду используется, как способ фиксации различных этапов экспериментальной деятельности. Фотография-это красочный и наглядный инструмент, который быстро помогает запечатлеть тот или иной этап работы. С помощью современного смартфона удобно обмениваться информацией (фото, видео) с педагогами ДОО и родителями. Этапы экспериментирования так же можно зафиксировать с помощью видео записи. В дальнейшем преобразовать видео в мультимедийную презентацию, добавить аудио сопровождение. Просматривать и показывать на различных мероприятиях
На занятиях мы используем мультимедийные презентации, которые дают возможность оптимизировать педагогический процесс, индивидуализировать обучение детей с разным уровнем познавательного развития, повысить этим эффективность педагогической деятельности.
Использование мультимедийных презентаций позволяет сделать занятия эмоционально окрашенными, привлекательными, которые вызывают у ребенка живой интерес, являются прекрасным наглядным пособием и демонстрационным материалом, что способствует хорошей результативности занятия.
С помощью современных технологий можно ярко проиллюстрировать то, что зачастую скрыто от наших глаз, доступно рассказать детям о процессах и явлениях, которые пронаблюдать в природе не представляется возможным из-за их пространственного или временного масштаба, а также смоделировать уже проведенные детьми эксперименты, если что-то осталось ими недопонято.
Есть такие явления, как круговорот воды в природе, с которыми непросто познакомить детей в силу их сложности и масштабности.
Пронаблюдать отдельные процессы, составляющие круговорот, не составляет труда (вода при нагревании превращается в пар, он, в свою очередь, попадая на холодную поверхность, снова образует капельки воды, которые соединяются между собой в большие капли и падают вниз, а вот как соединить всё воедино, связав эти процессы с природными явлениями?
В этом тоже помогает компьютерная презентация. Во время её демонстрации, детям задается ряд вопросов: что произошло? почему? что будет происходить дальше? К этому моменту мы с детьми уже изучили свойства воды, познакомились с её агрегатными состояниями, пронаблюдали процессы перехода из одного состояния в другое, поэтому дети, основываясь на уже имеющихся у них знаниях, предполагали, что будет происходить дальше.
Детей старшего дошкольного возраста можно познакомить с происхождением нашей планеты подчеркнуть, что сначала планета представляла собой огненный шар. Затем этот шар стал постепенно остывать.
В это время наблюдалось значительное появление вулканов. После презентации легко перейти к опытно-экспериментальной деятельности «вулкан».
А после эксперимента детям была показана картина того, что вулканы выбрасывали неимоверное количество воды, которая испаряясь, превращалась в облака. Начались проливные дожди, которые лили месяцы.
Так на Земле образовались океаны. И постепенно Земля приобрела современный вид.
Намного интереснее не просто послушать рассказ воспитателя о каких-то объектах или явлениях, а посмотреть на них собственными глазами.
Насколько захватывающие картинки можно увидеть на экране с помощью мультимедийной презентации, какие удивительные открытия способен сделать маленький естествоиспытатель.
Наряду с компьютерными технологиями, я пользуюсь синквейнами. Этот эффективный метод развития образной речи, который позволяет быстро получить результат. Синквейны полезны в качестве инструмента для синтезирования сложной информации, в качестве расширения понятийного и словарного багажа. Синквейн, от французского слова «пять», означает белый стих, состоящий из пяти строк.
Схема синквейна:
1 строка – существительное – ОДНО ключевое слово, определяющее тему и содержание синквейна: экспериментирование
2 строка - два прилагательных –описание темы в ДВУХ словах, характеризующих данное понятие: интересное, увлекательное, познавательное
3 строка – три глагола - описание действия в рамках этой темы ТРЕМЯ словами: (что делают эксперименты для детей) развивает, формирует, учит, расширяет
4 строка - форма из ЧЕТЫРЕХ слов короткое предложение, раскрывающее суть темы. Философское или эмоциональное отношение к ней автора: экспериментирование – это способ узнать мир.
5 строка – ОДНО слово – синоним к первому. Обычно существительное, через которое человек выражает свои чувства, ассоциации, суть темы: волшебство, опыт.
Технология пескотерапии. Игры с песком позитивно влияют на эмоциональное самочувствие детей и являются прекрасным средством для развития познавательной активности. Опыты и эксперименты по изучению свойств песка в игровой форме развивают мыслительные операции, наблюдательность, внимание, умение изобретать.
По окончании игры-опыта ребенок обязательно узнает что-то новое или сможет проверить свои предположения, которые выдвинул вначале эксперимента самостоятельно или с помощью педагога, а значит, получит самостоятельно научные знания экспериментальным путем.
Проектная деятельность с элементами экспериментирования в ДОУ
Одним из приоритетных и наиболее эффективных средств обучения и воспитания детей дошкольного возраста является метод проектов. Он позволяет в полной мере обеспечивать развитие субъектов деятельности и инновационных процессов.
Участие в проекте помогает ребенку почувствовать свою значимость, ощутить себя полноправным участником событий, способствует усилению позиций «Я сам», «Я сделаю», «Я умею». У детей появляется возможность проявить себя в различных видах деятельности, внести свою лепту в общее дело, проявить индивидуальность, завоевать определенное положение в группе.
В основе проекта лежит проблема, для ее решения необходим исследовательский поиск в различных направлениях, результаты которого обобщаются и объединяются в одно целое. Воспитатель выбирает тему проекта, разрабатывает тематический план работы, где учитываются все виды детской деятельности и подготавливает предметную среду. Далее начинается совместная работа воспитателя и детей.
Таким образом, можно сделать вывод, что использование проектного метода в познавательной деятельности способствует становлению ребёнка, как самостоятельного инициативного субъекта познания. Предлагаемые проекты представляют систему образовательной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста направленную на развитие познавательно – исследовательских навыков детей дошкольного возраста. Проекты с элементами экспериментирования направлены на развитие познавательно – исследовательских навыков детей дошкольного возраста.
Исходя из выше изложенного, можно сказать, что сочетание традиционных и инновационных методов, позволяет сделать опытно - экспериментальную деятельность детей более интересной, насыщенной, увлекательной.
Использование синквейна, пескотерапии, проектов и мультимедийных презентаций в нашем дошкольном учреждении позволяет построить учебно-воспитательный процесс на основе психологически корректных режимов функционирования внимания, памяти, мыследеятельности, гуманизации содержания обучения и педагогических взаимодействий, реконструкции процесса обучения и развития с позиций целостности.