Папки-передвижки

Использование инновационных методов и технологий в развитии познавательных способностей дошкольников

Анна Иванова
Использование инновационных методов и технологий в развитии познавательных способностей дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы

Использование инновационных методов и технологий в развитии познавательных способностей дошкольников средствами экспериментальной деятельности в условиях реализации ФГОС ДО.

Воспитатель: Иванова А. В.

Старший дошкольный возраст – самоценный этап развития познавательной активности ребенка, под которым понимается не только процесс усвоения знаний, умений и навыков, а главным образом, поиск знаний, приобретение знаний самостоятельно или совместно со взрослым под его тактичным руководством. Развиваясь как деятельность, направленная на познание и преобразование объектов окружающей действительности, детское экспериментирование способствует расширению кругозора, развитию речи и обогащению словаря, приобретению опыта самостоятельной деятельности, саморазвитию ребенка.

Публикация «Использование инновационных методов и технологий в развитии познавательных способностей дошкольников» размещена в разделах

Для получения качественных знаний, нужно постоянно искать новые, необычные формы, методы, интересные детям.

Одним из таких методов я считаю метод моделирования проблемных ситуаций. Создание проблемных ситуаций позволяет детям доказывать свою точку зрения, используя ранее полученные знания. Проблемные ситуации я использую и при введении новой темы.

Создавая проблемные ситуации, воспитателям рекомендуется побуждать детей самостоятельно выдвигать гипотезы, делать выводы, приучать воспитанников не бояться допускать ошибки, так как боязнь допустить ошибку сковывает инициативу ребенка в постановке и решении интеллектуальных проблем.

Например, сочиняем с детьми сказку, в которой Баба Яга заколдовала воду и она стала непригодна для питья. Что же нам делать, ведь мы знаем, что без воды человек не может долго обходится! Появляется Знайка (или любой другой персонаж) и предлагает детям карточки, с помощью которых можно решить эту проблему. На столах у детей карточки, на которых изображено срезанное горлышко пластиковой бутылки, пластиковая бутылка, вата или салфетка, чайник. Размышляя, дети приходят к выводу, что нужно вставить отрезанную верхнюю часть бутылки, затем вставить в бутылку, положить вату, пропустить через вату воду, очищенную воду прокипятить.

Интерактивные технологии. Информатизация образования в нашей стране уже имеет свою историю и традиции. Компьютер активно вошел в нашу жизнь, становясь необходимым и важным атрибутом не только жизнедеятельности взрослых, но и средством обучения детей.

Не исключением является и наш детский сад. В нашем дошкольном учреждении информационно-компьютерные технологии используются в работе с родителями и детьми.

Применение компьютерной техники позволяет сделать занятие привлекательным и по-настоящему современным, расширяет возможности предъявления учебной информации, позволяет усилить мотивацию ребенка.

Интерактивная доска в детском саду – инструмент интеллектуального развития детей. Дети с удовольствием получают знания в форме игры. Для образовательных проектов сегодня особенно актуальны мультимедийные, интерактивные, мобильные, беспроводные технологии.

ИКТ в частности ноутбук в детском саду, делает опытно-экспериментальную деятельность доступной для всех.

Смартфон в детском саду используется, как способ фиксации различных этапов экспериментальной деятельности. Фотография-это красочный и наглядный инструмент, который быстро помогает запечатлеть тот или иной этап работы. С помощью современного смартфона удобно обмениваться информацией (фото, видео) с педагогами ДОО и родителями. Этапы экспериментирования так же можно зафиксировать с помощью видео записи. В дальнейшем преобразовать видео в мультимедийную презентацию, добавить аудио сопровождение. Просматривать и показывать на различных мероприятиях

На занятиях мы используем мультимедийные презентации, которые дают возможность оптимизировать педагогический процесс, индивидуализировать обучение детей с разным уровнем познавательного развития, повысить этим эффективность педагогической деятельности.

Использование мультимедийных презентаций позволяет сделать занятия эмоционально окрашенными, привлекательными, которые вызывают у ребенка живой интерес, являются прекрасным наглядным пособием и демонстрационным материалом, что способствует хорошей результативности занятия.

С помощью современных технологий можно ярко проиллюстрировать то, что зачастую скрыто от наших глаз, доступно рассказать детям о процессах и явлениях, которые пронаблюдать в природе не представляется возможным из-за их пространственного или временного масштаба, а также смоделировать уже проведенные детьми эксперименты, если что-то осталось ими недопонято.

Есть такие явления, как круговорот воды в природе, с которыми непросто познакомить детей в силу их сложности и масштабности.

Пронаблюдать отдельные процессы, составляющие круговорот, не составляет труда (вода при нагревании превращается в пар, он, в свою очередь, попадая на холодную поверхность, снова образует капельки воды, которые соединяются между собой в большие капли и падают вниз, а вот как соединить всё воедино, связав эти процессы с природными явлениями?

В этом тоже помогает компьютерная презентация. Во время её демонстрации, детям задается ряд вопросов: что произошло? почему? что будет происходить дальше? К этому моменту мы с детьми уже изучили свойства воды, познакомились с её агрегатными состояниями, пронаблюдали процессы перехода из одного состояния в другое, поэтому дети, основываясь на уже имеющихся у них знаниях, предполагали, что будет происходить дальше.

Детей старшего дошкольного возраста можно познакомить с происхождением нашей планеты подчеркнуть, что сначала планета представляла собой огненный шар. Затем этот шар стал постепенно остывать.

В это время наблюдалось значительное появление вулканов. После презентации легко перейти к опытно-экспериментальной деятельности «вулкан».

А после эксперимента детям была показана картина того, что вулканы выбрасывали неимоверное количество воды, которая испаряясь, превращалась в облака. Начались проливные дожди, которые лили месяцы.

Так на Земле образовались океаны. И постепенно Земля приобрела современный вид.

Намного интереснее не просто послушать рассказ воспитателя о каких-то объектах или явлениях, а посмотреть на них собственными глазами.

Насколько захватывающие картинки можно увидеть на экране с помощью мультимедийной презентации, какие удивительные открытия способен сделать маленький естествоиспытатель.

Наряду с компьютерными технологиями, я пользуюсь синквейнами. Этот эффективный метод развития образной речи, который позволяет быстро получить результат. Синквейны полезны в качестве инструмента для синтезирования сложной информации, в качестве расширения понятийного и словарного багажа. Синквейн, от французского слова «пять», означает белый стих, состоящий из пяти строк.

Схема синквейна:

1 строка – существительное – ОДНО ключевое слово, определяющее тему и содержание синквейна: экспериментирование

2 строка - два прилагательных –описание темы в ДВУХ словах, характеризующих данное понятие: интересное, увлекательное, познавательное

3 строка – три глагола - описание действия в рамках этой темы ТРЕМЯ словами: (что делают эксперименты для детей) развивает, формирует, учит, расширяет

4 строка - форма из ЧЕТЫРЕХ слов короткое предложение, раскрывающее суть темы. Философское или эмоциональное отношение к ней автора: экспериментирование – это способ узнать мир.

5 строка – ОДНО слово – синоним к первому. Обычно существительное, через которое человек выражает свои чувства, ассоциации, суть темы: волшебство, опыт.

Технология пескотерапии. Игры с песком позитивно влияют на эмоциональное самочувствие детей и являются прекрасным средством для развития познавательной активности. Опыты и эксперименты по изучению свойств песка в игровой форме развивают мыслительные операции, наблюдательность, внимание, умение изобретать.

По окончании игры-опыта ребенок обязательно узнает что-то новое или сможет проверить свои предположения, которые выдвинул вначале эксперимента самостоятельно или с помощью педагога, а значит, получит самостоятельно научные знания экспериментальным путем.

Проектная деятельность с элементами экспериментирования в ДОУ

Одним из приоритетных и наиболее эффективных средств обучения и воспитания детей дошкольного возраста является метод проектов. Он позволяет в полной мере обеспечивать развитие субъектов деятельности и инновационных процессов.

Участие в проекте помогает ребенку почувствовать свою значимость, ощутить себя полноправным участником событий, способствует усилению позиций «Я сам», «Я сделаю», «Я умею». У детей появляется возможность проявить себя в различных видах деятельности, внести свою лепту в общее дело, проявить индивидуальность, завоевать определенное положение в группе.

В основе проекта лежит проблема, для ее решения необходим исследовательский поиск в различных направлениях, результаты которого обобщаются и объединяются в одно целое. Воспитатель выбирает тему проекта, разрабатывает тематический план работы, где учитываются все виды детской деятельности и подготавливает предметную среду. Далее начинается совместная работа воспитателя и детей.

Таким образом, можно сделать вывод, что использование проектного метода в познавательной деятельности способствует становлению ребёнка, как самостоятельного инициативного субъекта познания. Предлагаемые проекты представляют систему образовательной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста направленную на развитие познавательно – исследовательских навыков детей дошкольного возраста. Проекты с элементами экспериментирования направлены на развитие познавательно – исследовательских навыков детей дошкольного возраста.

Исходя из выше изложенного, можно сказать, что сочетание традиционных и инновационных методов, позволяет сделать опытно - экспериментальную деятельность детей более интересной, насыщенной, увлекательной.

Использование синквейна, пескотерапии, проектов и мультимедийных презентаций в нашем дошкольном учреждении позволяет построить учебно-воспитательный процесс на основе психологически корректных режимов функционирования внимания, памяти, мыследеятельности, гуманизации содержания обучения и педагогических взаимодействий, реконструкции процесса обучения и развития с позиций целостности.

Публикации по теме:

Мастер-класс «Использование конструктора Тико для развития познавательных способностей дошкольников»Мастер-класс «Использование конструктора Тико для развития познавательных способностей дошкольников» Мастер-класс для родителей старшей группы Тема: «Использование конструктора ТИКО для развития познавательных способностей дошкольников».

Использование игровых технологий и дидактических пособий в развитии дошкольниковИспользование игровых технологий и дидактических пособий в развитии дошкольников Использование игровых технологий в математическом развитии дошкольников. Совершенствовать умение сравнивать предметы по величине. Определение.

Использование инновационных форм и методов в индивидуальной и групповой работе с детьми в ДОУИспользование инновационных форм и методов в индивидуальной и групповой работе с детьми в ДОУ Современные дошкольники — самые активные, открытые и творческие личности. Игры и театрализованные постановки с использованием детских комплексов.

Использование инновационных методов и приёмов в развитии мелкой моторики рук у дошкольников с нарушением речи «Не интеллектуальные преимущества сделали человека властелином над всем живущим, но то, что одни мы владеем руками – этим органом всех органов».

Использование инновационных технологий в речевом развитии детей 3–4 лет Основу деятельности всех субъектов педагогического процесса составляет модель «Я сам учусь, а не меня учат», поэтому мне, как воспитателю,.

Консультация для воспитателей «Использование блоков Дьенеша в развитии математических способностей у дошкольников» Эффективное развитие математических способностей детей дошкольного возраста – одна из актуальных проблем современности. Дошкольники с развитым.

Консультация для воспитателей «Использование игровых технологий в социально-личностном развитии дошкольников» В настоящее время основное внимание уделяется проблеме социально-личностного развития и воспитания дошкольников, являющегося одним из компонентов.

Мастер-класс «Мнемотехника как метод инновационных педагогических технологий в развитии связной речи у старших дошкольников»Мастер-класс «Мнемотехника как метод инновационных педагогических технологий в развитии связной речи у старших дошкольников» Мастер - класс «Мнемотехника, как метод инновационных педагогических технологий в развитии связной речи у детей старшего дошкольного возраста».

Применение новых технологий в развитии у старших дошкольников способностей к моделированию и техническому творчествуПрименение новых технологий в развитии у старших дошкольников способностей к моделированию и техническому творчеству Новые технологии все больше внедряются в систему дошкольного образования. В наш бурный век познавательное развитие ребенка в корне меняется.

Использование игровых технологий в эмоциональном развитии дошкольниковИспользование игровых технологий в эмоциональном развитии дошкольников Современные дети трудно приспосабливаются к жизни в коллективе сверстников, что выражается в: неумении контролировать свой гнев, выражая.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Использование инновационных методов и технологий в развитии познавательных способностей дошкольников
Опубликовано: 16 августа 2023 в 10:59
+7Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Использование инновационных методов и технологий в развитии познавательных способностей дошкольников» (включая файлы) размещена пользователем Анна Иванова (УИ 137093) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД