Ирина Умникова
Использование инновационного метода арт-терапии коллажирования в работе с детьми дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Использование инновационного метода арт-терапии коллажирования в работе с детьми дошкольного возраста
Воспитатель МКДОУ «Калачеевский детский сад №2» Умникова Ирина Николаевна
Ни для кого не секрет, что дошкольный возраст – один из наиболее важных этапов в жизни ребенка. Придя в детский сад, он получает первые элементарные знания, первый опыт взаимодействия с взрослыми и сверстниками. Работа воспитателя, прежде всего, подразумевает развитее творческой личности ребенка с раннего детства. Не умеючи четко и ясно выразить свои мысли, ребенок показывает свое внутреннее состояние через сказку, танец, игру и рисунок, а это и есть методы арт-терапии. Даже не задумываясь, дети через творчество воспроизводят свои чувства. Определяя ценности и перспективы введения арт-терапии в образовательные и медицинские учреждения, нельзя не признать, что ее объединение в школы, специальные и дошкольные образовательные учреждения, а также амбулаторную сеть, реабилитационные центры и клиники помогла бы еще больше приблизить инновационные здоровьесберегающие технологии к нуждающимся в них детям и подросткам. В нашем современном обществе настало время интенсивного развития психотерапии и оживленного освоения её новых моделей и форм, что и определяет актуальность изучения и исследования арт-терапии.
Публикация «Использование инновационного метода арт-терапии коллажирования в работе с детьми дошкольного возраста» размещена в разделах
- Аппликация. ВСЕ виды аппликации
- Арт-терапия в детском саду
- Коллаж
- Поделки. Мастерим с детьми
- Темочки
Арт-терапия — это направление в психотерапии и психологической коррекции, основанное на применении для терапии искусства и творчества. В узком смысле слова, под арт-терапией обычно подразумевается терапия изобразительным творчеством, имеющая целью воздействие на психоэмоциональное состояние пациента.
По моему мнению, самым главным критерием здоровья воспитанника является гармония его с самим собой и окружающей средой, а так же умение понимать не только свои чувства, но и чувства своих товарищей.
Исходя из личного опыта работы с детьми дошкольного возраста, я хочу отметить такой технический прием изобразительного искусства как – коллаж. Он заключается в том, что дети наклеивают различные материалы и предметы, которые отличаются от основы фактурой и цветом на ватман. Для данного вида работы материалом могут послужить различные природные материалы, вырезки из глянцевых журналов и газеты. Приклеивая все на клей или скотч, дети создают объемную композицию.
Совсем не так давно коллажи называли стенгазетами, которые играли важную роль в школах. В 90-е годы компьютеры были лишь у некоторых семей и стенгазеты рисовались вручную, что занимало, немало времени и труда. Не каждый мог справиться с такой не легкой задачей. Когда появились компьютеры и множество глянцевых журналов, составить коллаж стало намного легче, быстрее и приятнее, с чем может справиться как ребенок, так и взрослый человек.
Виды коллажа.
“Декупаж” – техника декорирования, при которой из различных материалов (бумаги, салфеток, ткани, кожи) вырезаются изображения/фрагменты рисунка и затем наклеиваются на различные поверхности (посуда, мебель, украшения).
“Ассамбляж” – техника декорирования, при которой на основу прикрепляются различные предметы или детали предметов.
“Аппликация” – техника создания орнамента на ткани/бумаге путем наложения кусочков разнообразных материалов (бумага, ткань, кожа).
“Аккумуляция” – сочетание совершенно одинаковых предметов с целью создания необычного эстетического эффекта.
“Киноколлаж” – соединение в одном кинофильме фрагментов игрового, документального и мультипликационного кино.
“Алтарь” – декорирование домашнего интерьера, при котором создается “музей кумира” (вырезки из газет, журналов, фото, статьи, элементы одежды). Коллажирование очень эффективно в работе воспитателя, оно способствует как развитию творческих способностей каждого ребенка, так и снятию эмоционального напряжения и сплочения группы. Этот безболезненный метод работы позволяет раскрывать потенциальные возможности детей, опираясь на положительные эмоции и переживания, связанные с творческим процессом и определить психологическое состояние воспитанника в данный момент, что немало важно в работе с детьми.
Работая с детьми подготовительной группы, я очень часто применяю на своих занятиях различные виды арт-терапии. При работе с глиной, пластилином и тестом дошкольники развивают мелкую моторику рук, что особенно важно в этом возрасте, т. к. дети учатся писать. Этот вид работы способствует развитию навыков самоконтроля и используется для снятия мышечного напряжения. Благодаря сказкотерапии мои дошколята открывают перед собой перспективы собственного роста. Во время музыкотерапии ребята развивают воображение, погружаясь в необыкновенный мир фантазий.
Очень много можно рассказать о плюсах использования арт-терапии на своих занятиях, но самое важное то, что я действительно вижу необыкновенный результат своего труда. Мои воспитанники не просто с большим удовольствием хотят заниматься, у них появились улучшения в развитии, они стали более усидчивы, ответственней, внимательнее подходят к делу, все больше развивается логическое мышление, мелкая моторика рук. Готовность детей к школе увеличивается с каждым днем, что им и необходимо.
Важнейшим условием для достижения хорошего результата своей деятельности является мое непосредственное участие в работе с детьми. Вместе со своими воспитанниками я рассуждаю, рисую, выполняю все задания и говорю о своем настроении. Благодаря всем этим условиям дети доверяют мне и с удовольствием выполняют все задания на высоком уровне.
В своей работе я опираюсь на труды опытных специалистов таких как: Александр Иванович Копытин- доктор медицинских наук, Гарри Л. Лэндрет - основатель и директор Центра игровой терапии и многих других.
Таким образом, я могу сказать, что арт-терапию просто необходимо использовать в дошкольных образовательных учреждениях для выявления потенциальных возможностей и стимулирования личностного роста ребёнка, коррекции и развития (самореализации, самовыражения, повышение адаптивных способностей личности, изменение стереотипов её поведения, проявление социальной и творческой активности).
Список использованной литературы.
1. Арт-терапия – новые горизонты. / Под ред. А. И. Копытина. – М. :Когито-Центр,2006.
2. Арт-терапия // Психотерапевтическая энциклопедия / Под ред. Б. Д. Карвасарского. - СПб. : Питер, 2012.
3. Вачков И. В. Сказкотерапия: развитие самосознания через психологическую сказку. М., Ось-89, 2009.
4. Г. Л. Лэндрет. С. С. Суини. Игровая терапия, центрированная на ребенке: работа в группе. Журнал практической психологии и психоанализа. Декабрь 2007 г.
5. Копытин, А. И. Теория и практика арт-терапии / А. И. Копытин - СПб. : Питер, 2012.