Газеева Райля
Использование информационных технологий на уроках и во внеурочной деятельности в начальной школе
▼ Скачать + Заказать документы
«ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ НА УРОКАХ И ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ ДЛЯ ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА ОБУЧЕННОСТИ И ВОСПИТАННОСТИ УЧАЩИХСЯ»
Опыт призван решить противоречие между индивидуальным творческим процессом становления личности и массово-репродуктивным характером организации педагогического процесса. В качестве новых условий образовательной деятельности выступают информационно-коммуникационные технологии. Для начальной школы это означает смену приоритетов в расстановке целей образования: одним из результатов обучения и воспитания в школе первой ступени должна стать готовность детей к овладению современными компьютерными технологиями и способность актуализировать полученную с их помощью информацию для дальнейшего самообразования. Идея изменений относится к изменению организации учебного и воспитательного процесса. Основными изменениями в организации учебного и воспитательного процесса считаю грамотное использование возможностей современных информационно-коммуникативных технологий в начальной школе, которое способствует:
Публикация «Использование информационных технологий на уроках и во внеурочной деятельности в начальной школе» размещена в разделах
- Внеурочная деятельность. Внеурочные занятия в школе
- ИКТ. Информационно-коммуникационные технологии в ДОУ
- Начальная школа. 1-4 классы
- Школа. Материалы для школьных педагогов
- Темочки
-активизации познавательной деятельности, повышению качества успеваемости и уровню воспитанности школьников;
-достижению целей обучения с помощью современных электронных учебных материалов, предназначенных для использования на уроках;
- развитию навыков самообразования и самоконтроля у младших школьников;
- повышению уровня комфортности обучения;
- снижению дидактических затруднений у учащихся;
- повышению активности и инициативности младших школьников на уроке;
- развитию информационного мышления школьников, формированию информационно-коммуникативной компетенции;
- приобретению учащимися навыков работы на компьютере с соблюдением правил безопасности. Огромную положительную роль в современной образовательной системе играет использование информационно-компьютерной технологии. Широкое применение информационных компьютерных технологий в нашей школе существенно улучшает положительную динамику в обучении детей, их качественную составляющую. Конечно же, происходит это при условии грамотного использования компьютерной и мультимедийной техники.
В моей практике уже сформировались основные направления применения ИКТ:
• подготовка дидактического материала для учебно – воспитательного процесса (печатные материалы, электронные книги, обучающие аудио и видео материалы, собственные презентации к урокам и уроки с применением интерактивной доски);
• ведение электронного журнала, документации учителя и классного руководителя;
• «портфолио» учителя и ученика даёт прекрасную возможность проследить индивидуальную динамику каждого в отдельности и классного коллектива в частности, позволяет судить о формировании универсальных учебных действий, метапредметных и коммуникативных достижениях;
• участие в дистанционных конкурсах, олимпиадах учителя и учеников;
• электронная почта;
• изучение основ информатики и вычислительной техники;
• составление отчётов, графиков, диаграмм;
• тестирование по предметам, проверка техники чтения;
• поиск и использование информации из Интернета для подготовки уроков, проектно-исследовательских работ, практических работ по окружающему миру, для внеклассной и воспитательной работы;
• проведение родительских собраний и лекториев;
• воспитательные события и социальные проекты;
• музейные уроки, виртуальные путешествия, посещения музеев;
• тренажёры по предметам, тестирования;
• развивающие игры по предметам;
Применение различных технологий и информационно-компьютерной, в особенности, сопровождаю обязательно в комплексе со здоровьесберегающей технологией (физминутки, гимнастики для глаз, слуха, упражнения на релаксацию, танцевально-ритмические паузы под музыку, оздоровительные игры на переменах, рефлексии, так как формирование ответственного отношения к здоровью подрастающего поколения – важнейшее и необходимое условие успешности современного человека.
Уверена, что здоровый ребёнок – это комплекс физического, психического и социального благополучия. Для укрепления психического здоровья учащихся использую аутогенную тренировку (самовнушение, упражнения на снятие нервного напряжения, на развитие эмоциональной сферы.
Под использованием информационных технологий в начальной школе, на мой взгляд, следует понимать комплексное преобразование «среды обитания» учащегося, создание новых средств для его развития и активной творческой деятельности. Компьютер в обучении младшего школьника должен стать обогащающим и преобразующим элементом развивающей предметной среды. Такое понимание компьютера имеет гуманитарный развивающий характер. Анализируя различные аспекты использования ИКТ в начальной школе, для себя я выделяю следующее:
- компьютер как средство обучения, как «своеобразный учитель»;
- компьютер как инструмент, позволяющий моделировать учебную задачу и делать процесс обучения более творческим.
Монитор компьютера выступает в качестве модернизированной школьной доски, на которой демонстрируется необходимый для освоения материал. Такой способ имеет свои преимущества перед традиционным. В частности, сочетание классического объяснения нового материала с электронными иллюстрациями существенно расширяет спектр способов предъявления информации. Закрепление изученного материала можно успешно сочетать с использованием электронных заданий для индивидуальной работы. Следует отметить, что проведение контроля усвоения знаний при использовании электронных материалов развивает самоконтроль и самостоятельную деятельность школьников по применению полученных знаний.
Ограничения могут быть связаны с отсутствием условий для внедрения ИКТ в учебно-воспитательный процесс, с отсутствием электронных учебных материалов по предметам. Трудоемкость опыта заключается в комплексной, четкой организации учебного процесса, в соблюдении строгой логичной последовательности в курсе отдельного предмета. Применение информационных технологий делает необходимым наличие современного компьютерного и мультимедийного оборудования. Постоянное повышение знаний и навыков педагога в области информационных технологий, создание медиатеки уроков и внеклассных мероприятий.
Субъектный результат изменений проявляется в повышение качества обученности и воспитанности учащихся. Наблюдается положительная динамика в росте познавательной активности и мотивации творческой деятельности, в развитии логического и творческого мышления у учащихся. Представление опыта происходило в рамках школьного методического объединения, через проведение открытых уроков с использованием ИКТ. В современных условиях развития образовательной системы, стоит вопрос, как обеспечить качественное и комфортное обучение каждого ученика, обеспечить усвоение каждым стандарта образования, повысить мотивацию к учению, дать возможность для дальнейшего развития. Для достижения положительных результатов в обучении, на уроках пытаюсь создавать ситуацию успеха для каждого ребенка, используя технологию педагогической поддержки и помощи. Отмечая достижения каждого ребенка, сочетаю разумную требовательность с уважением к личности ученика. При этом большое значение приобретает формирование психологически комфортной учебной среды, где ребёнок может быстро преодолеть неуверенность в своих действиях, где создаются доверительные отношения между всеми участниками учебно-воспитательного процесса, и активизируется творческая, учебно-познавательная деятельность. Для реализации этих целей у меня возникла необходимость применения в практике работы разных стратегий обучения младших школьников и, в первую очередь, использование информационно- коммуникативных технологий в учебно-воспитательном процессе. Использование ИКТ на уроках в начальной школе позволяет :
• учителю перейти от объяснительно-иллюстрированного способа обучения к деятельностному, что способствует осознанному усвоению знаний учащимися;
• активизировать познавательную деятельность учащихся;
• проводить уроки на высоком эстетическом уровне;
• индивидуально подойти к ученику, применяя разноуровневые задания.
Презентации позволяют мне добиться максимальной активизации и визуализации обучения, сделать урок эмоционально насыщенным и интересным для учащихся (где проектор минимизирует необходимость использования мела на доске и заметно ускоряет процесс подачи материала, оценить глубину понимания детьми изучаемого материала. В своей работе на разных этапах образовательного процесса я использую различные виды информационных технологий – электронные пособия, презентации, обучающие игры. Данные виды информационных технологий применяются с учётом практической содержательности, системности и целостности учебного материала.
От первого класса к четвертому растет процент активности и самостоятельности детей. Овладев навыками работы с компьютером, учащиеся сами стараются проявить инициативу в подборе и презентации материала по предмету, объединяясь для этого в группы или работая индивидуально. Это позволяет учащимся усвоить материал не только на базовом, но и на расширенном уровне.
Использование информационных технологий во внеклассной деятельности даёт возможность реализовать свои идеи на современном уровне, создаёт особую эмоциональную атмосферу.