Марина Лифоренко
Использование информационных образовательных технологий в практике обучения детей с ОВЗ
▼ Скачать + Заказать документы
Актуальность: роль, которую сегодня играет воспитание в процессе социальной интеграции детей с ОВЗ и детей – инвалидов, несомненно выросла в последние годы. В соответствии с Конституцией Российской Федерации и Законом «Об образовании» все дети, «несмотря на свои физические, интеллектуальные, этнические, социальные и иные особенности, должны быть включены в общую систему образования, воспитываться вместе со своими сверстниками». Воспитание детей с ОВЗ предусматривает создание для них психологически комфортной коррекционно-развивающей образовательной среды, обеспечивающей адекватные условия и равные со здоровыми детьми.
Темочки:
- ИКТ. Информационно-коммуникационные и цифровые технологии
- Консультации для педагогов и воспитателей
- Образовательные технологии в ДОУ
- Работа с особыми детьми, ОВЗ
- Темочки
С момента вступления в силу ФГОС одним из его основных требований с одной стороны, является требование к использованию в воспитательном процессе информационно-коммуникационных технологий, с другой стороны, формирование умений детей применять методы информационного поиска, в том числе и с помощью компьютерных средств. Множество существующих ныне педагогических технологий, зачастую очень эффективных, нельзя, к сожалению, применять в традиционном виде для коррекционных занятий. Любую технологию нужно адаптировать к индивидуально-типологическим особенностям ребенка с ОВЗ.
Задача воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья не становится с годами менее актуальной. К сожалению, в последние годы количество детей, относящихся к этой категории, растёт. Но нельзя не отметить также, что вместе с этим у таких детей появляются все новые и новые возможности для их адаптации в обществе. Как и в воспитании обычных детей, так и в обучении детей с ограниченными возможностями здоровья возникает потребность в использовании такого мощного образовательного инструмента, как информационно-образовательные технологии.
Комбинирование ИКТ с традиционными методами позволяет оптимизировать коррекционно-развивающий процесс, сделать его более результативным.
Проблема: проблема, которой посвящена данная работа – поиск пути активизации познавательной деятельности детей, индивидуализация процесса воспитания средствами информационно-образовательной технологии.
Цель проекта: способствовать расширению использования ИКТ в воспитательно-образовательном процессе в практике воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья.
Задачи проекта:
• Обеспечить равные возможности для детей с ограниченными возможностями здоровья в качественном освоении воспитательной программы;
• Получить дополнительные возможности для организации индивидуальной воспитательной технологии;
• Создать банк индивидуальных заданий и проектов для организации и проведения занятий с детьми с ограниченными возможностями здоровья.
Ожидаемые результаты проекта:
1. Обеспечить индивидуальный подход коррекционного воспитания, обеспечить каждому ребенку адекватных лично для него темпа и способа усвоения знаний, предоставить возможность самостоятельной продуктивной деятельности, обеспеченной градуированной помощи;
2. Способствовать развитию индивидуальности ребенка, его способности ориентироваться и адаптироваться в современном обществе;
3. Увеличить повторяемость и наглядность предлагаемого учебного материала;
4. Применить различные способы активизации мыслительной деятельности учащихся.
Сроки разработки и реализации проекта: 2 недели
Ресурсы практики : наличие компьютера, сканера, принтера, интерактивной доски, проектора, планшета.
Планирование проекта: выбор темы из предложенного списка, ознакомление с литературой по теме, разработка проекта.
1. Практическая часть проекта
Воспитание лиц с ограниченными возможностями здоровья является одним из приоритетных направлений деятельности системы образования Российской Федерации. В Конституции РФ и Законе «Об образовании в Российской Федерации» сказано, что дети с проблемами в развитии имеют равные со всеми права на образование.
Дети с ограниченными возможностями здоровья — это «особые» дети, состояние здоровья которых препятствует освоению образовательных программ вне специальных условий воспитания. Современные информационно-образовательные технологии предоставляют для воспитания принципиально новые возможности. Они могут использоваться на всех этапах воспитания:
• при объяснении нового материала
• при контроле знаний
• при закреплении
• при обобщении и систематизации материала
2. Использование информационных технологий в воспитании детей с ОВЗ
Использование в воспитании новых информационных технологий позволяет формировать специальные навыки у детей с различными познавательными способностями, позволяет делать занятия более наглядными и динамичными, более эффективными с точки зрения воспитания и развития детей с ОВЗ. Использование ИКТ позволяет воспитателю привнести эффект наглядности в процесс воспитания и помогает ребенку, нуждающемуся в коррекционном воспитании, усвоить материал в полном объёме. Наглядное отображение информации способствует повышению эффективности любой деятельности человека. Но в специальном (инклюзивном) воспитании оно приобретает особенно большую значимость.
3. Информационно образовательные технологии для работы с детьми с ОВЗ
Информационно-образовательные технологии предполагают :
• работу со специализированными компьютерными программами для лиц с ОВЗ;
• использование общеразвивающих компьютерных игр и программ в работе с детьми, имеющими ОВЗ;
• оптимизацию процесса обучения детей с ОВЗ с помощью интерактивной доски;
• применение текстового редактора как средство развития самостоятельной письменной речи детей с ОВЗ;
• использование мультимедийных презентаций в воспитании детей с ОВЗ.
Мультимедийные презентации — это удобный и эффектный способ представления информации с помощью компьютерных программ. Он сочетает в себе динамику, звук и изображение, т. е. те факторы, которые наиболее долго удерживают внимание ребенка.
По данным исследований человек запоминает 20% услышанного и 30% увиденного, и более 50% того, что он видит и слышит одновременно.
«Слайд–шоу»- На определенную тему набираются фото и видео материалы и выстраиваются в определенный логически выстроенный сценарий. Это о слове «слайд», а теперь что подразумевается под «шоу». Дети не пассивно воспринимают информацию, а сами непосредственно принимают участие в показе: отвечают на заранее подготовленные в сценарии вопросы, решают доступные логические задачи. В показ включены и фотографии самих детей на заданную тему, что очень важно для развития их эмоциональной заинтересованности и осознанности в том, что они сами являются частью окружающего их мира.
Дети с ОВЗ усваивают все новое очень медленно, лишь после многих повторений, быстро забывают воспринятое, поэтому использование «слайд-шоу» на этапе закрепления приобретает особое значение. После проведенных занятий в группе дети приходят на очередное «Слайд-шоу», где им предлагаются уже знакомые модели из пиктограмм, просмотр фрагментов и задания логического характера. Например: «Мы идём гулять на улицу. Что возьмем из одежды?» На экране появляется набор из одежды. Дети выбирают и отвечают на главный вопрос «почему?».
Использование общеразвивающих компьютерных игр и программ развивает представления о целостности картины мира. С помощью компьютерных технологий мы сами учимся и «монтируем» фильм, выбирая из обычных фильмов естественнонаучного цикла главное, и, что очень важно, понятное нашим детям.
Проектор удобно использовать и на массовых мероприятиях, когда дети становятся активными участниками и с удовольствием выполняют задания, которые видят на проекционном экране, что значительно повышает эмоциональный фон. Там же можно использовать показ видео в режиме реального времени, когда дети видят на проекционном экране то, что в данный момент снимает на видеокамеру оператор.
Технология «Звучащий мир». Музыка организует детей, заражает их своим настроением. Музыкальное воспитание направленно непосредственно на развитие основных движений, сенсорных функций (зрительного и слухового восприятия, и речевой деятельности.
Медлительные дети нуждаются в стимулирующей музыке, которая бы повышала возбуждение в коре головного мозга и стимулировала бы общий жизненный тонус. Расторможенные дети (гиперактивные) успокаиваются спокойной музыкой умеренного темпа, снижающей возбуждение состояния коры головного мозга. Дистоническим детям, у которых в течение дня происходит резкая смена эмоционального состояния, требуется стабилизирующая музыка: спокойного характера с акцентами, повторяющимися через ровные интервалы, и с одинаковым уровнем звучания.
В процессе использования информационно-образовательных программ в работе с детьми с ОВЗ решается три блока задач:
1. Ознакомительно-адаптационные задачи (знакомство детей с компьютерными технологиями и правилами поведения при работе с ним, а также с компьютерной программой и ее главными героями).
2. Коррекционно-образовательные и воспитательные задачи: (коррекция нарушенных функций, формирование и развитие у детей познавательных процессов; формирование и развитие навыков воспитательной деятельности: осознание цели, самостоятельное решение поставленных задач, достижение поставленной цели, оценка результатов деятельности; развитие знаковой функции сознания; развитие эмоционально-волевой сферы детей : воспитание самостоятельности, сосредоточенности, усидчивости; приобщение к сопереживанию, сотрудничеству, сотворчеству.
3. Задачи по развитию творчества детей : (развитие воображения; развитие познавательной активности).
Однако внедрение современных образовательных информационных технологий не означает, что они полностью заменят традиционную методику. Грамотное сочетание традиционных и инновационных технологий обеспечивает развитие у детей, имеющих ограниченные возможности здоровья, познавательной активности, творческих способностей, мотивации в воспитательной деятельности.
Заключение
Внедрения новых информационных образовательных технологий позволяет :
• Получать информацию вне зависимости от пространственных и временных ограничений, находиться в режиме постоянной консультации с различными источниками информации, осуществлять различные формы самоконтроля. Это в значительной мере способствует созданию условий для социальной реабилитации лиц с ОВЗ.
• Применение принципа мультимедийности не только активизирует внимание, пространственную ориентацию, наблюдательность у учащихся с ОВЗ, но и корректирует их логическое мышление, зрительное восприятия, зрительную память, цветовое восприятие.
• Внедрение специализированных компьютерных технологий в работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья позволит повысить эффективность коррекционного воспитания, ускорить процесс подготовки дошкольников к обучению в школе, предупредить появление у них вторичных расстройств в развитии. Компьютер предоставляет широкие возможности использования различных систем в процессе выполнения и контроля над деятельностью, он активизирует компенсаторные механизмы на основе зрительного восприятия.
• Использование во время воспитания правильно дидактически выстроенных материалов предоставляют огромные возможности для того, чтобы процесс воспитания стал более индивидуальным и дифференцированным.
• Правильно построенный методический подход позволяет организовать для каждого ребенка с ОВЗ собственную воспитательную траекторию.
Практика показывает, что использование компьютерных технологий на обучающих и коррекционных занятиях дает положительные результаты. Дети более активно и охотно включаются в работу по усвоению материала, заметно увеличивается время, в течение которого дети готовы и хотят сосредоточенно и самостоятельно выполнять предлагаемые задания. Развивается познавательный интерес, расширяется кругозор, накапливается словарный запас благодаря возможности соединения речевого материала с иллюстративным.
Список использованной литературы
1. Воробьева Г. Е. «Информационные технологии в коррекционно- развивающей работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья в педагогической среде», Интернет-журнал «Мир науки», выпуск 3 – 2014г.
2. Голикова Ю. В., Савкина Ю. Б., «Использование информационных образовательных технологий в работе с детьми с ОВЗ»,
3. Кривошееев А. О. Разработка и использование компьютерных обучающих программ // Информ. технологии. 2010. № 2.
4. Михальчи Е. В. Инклюзивное образование : учебник и практикум для бакалавриата и магистратуры / Е. В. Михальчи. — М. : Издательство Юрайт, 2017. — 177 с. — ( Серия: Бакалавр и магистр. Академический курс.
5. Щербатова Н. Г. Использование образовательных технологий в работе с детьми с ОВЗ // Молодой ученый. — 2015. — №19. — С. 631-634.