Алина Геннадьевна Губкина
Использование информационно-коммуникативных технологий для развития познавательной активности детей дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Проблема развития познавательной активности в настоящее время считается одной из важнейших с точки зрения педагогов, работающих с детьми дошкольного возраста. Жизнь в эпоху научно-технического прогресса становится все разнообразнее и сложнее. И она требует от человека не шаблонных, привычных действий, а подвижности, гибкости мышления, быстрой адаптации к новым жизненным условиям, готовности и желания к постоянному получению новых знаний. В условиях современности существуют определённые социальные запросы к проблемам образования и воспитания подрастающего поколения. Современные социально-экономические преобразования в обществе ставят перед педагогами новые задачи, диктуют необходимость формирования познавательно активной личности, обладающей способностью эффективно и нестандартно решать жизненные проблемы, мыслить креативно в любой жизненной ситуации. Все это выдвигает новые требования к задачам образования и воспитания подрастающего поколения.
Публикация «Использование информационно-коммуникативных технологий для развития познавательной активности детей дошкольного возраста» размещена в разделах
- ИКТ. Информационно-коммуникационные технологии в ДОУ
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Социализация. Социально-личностное и коммуникативное развитие
- Темочки
Познавательная активность – это стремление к получению новых знаний, но и способность к независимым действиям, рассуждениям, обладание инициативой, решительностью, свободой от посторонней поддержки и помощи. Проблема развития познавательной активности неоднократно рассматривалась в различных трудах многих педагогов и психологов. Я. А. Коменский, К. Д. Ушинский, Д. Локк, Ж. Ж. Руссо определяли познавательную активность как естественное стремление дошкольников к познанию. А. К. Маркова, В. П. Лозовая, Ж. Н. Тельнова, Г. И. Щукина и другие изучали особенности познавательной деятельности и способы ее активизации у дошкольников. Исследования, отражённые в педагогической литературе, внесли огромный вклад в развитие теории познавательной активности : в них содержатся оригинальные идеи, теоретические обобщения, практические рекомендации. Из них мы видим, что познавательная активность играет важную роль в любом познавательном процессе, она всегда является решающим условием успешной деятельности дошкольника и его развития в целом.
Научные исследования и наблюдения практиков свидетельствуют : там, где неправомерно ограничивается творчество и самостоятельность детей, знания, как правило, усваиваются формально, дети не осознают их, а познавательная активность в таких случаях не достигает должного уровня. Прогрессивное развитие дошкольников может происходить лишь при условиях формирования у них активно-познавательного отношения к окружающей действительности, умения успешно ориентироваться во всём разнообразии предметов, а также при условиях, которые дают им возможность стать субъектом собственной познавательной деятельности.
Познавательная активность не является врождённой. Она формируется на протяжении всей сознательной жизни человека. Два основных фактора определяют развитие познавательной активности дошкольников : природная детская любознательность и стимулирующая деятельность педагога.
Современная педагогика уделяет особое внимание целенаправленному развитию интеллектуальных способностей у детей старшего дошкольного возраста, развитию их самостоятельности в процессе обучения. В соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования познавательное развитие предполагает развитие интересов детей, их любознательности и познавательной мотивации, формирование познавательной активности. Это объясняется тем, что познавательная активность является непременной предпосылкой формирования умственных качеств личности, её самостоятельности и инициативности.
Среди структурных компонентов познавательной активности у детей старшего дошкольного возраста выделяются субъективные факторы (познавательный интерес, мотивы познания, активная мыслительная деятельность, наличие волевых усилий, совокупность разнообразных эмоциональных и нравственных процессов) и объективные факторы (окружающие условия, личность педагога, методы решения образовательных задач в процессе познания). Феномен познавательной активности является одним из важнейших факторов развития детей старшего дошкольного возраста, которое обеспечивает ему нормальное и полноценное интеллектуальное существование в окружающем мире. Именно поэтому так важно в этот возрастной период серьезно заниматься развитием познавательной активности детей как стимулирующего фактора стремления к наиболее полному познанию предметов и явлений окружающего мира.
Несмотря на высокую степень изученности вопроса роли познавательной активности для развития детей старшего дошкольного возраста, педагоги, работающие с детьми данного возраста, сталкиваются с проблемой недостаточной разработанности этого вопроса в методической литературе. В этом контексте на современном этапе в условиях модернизации процесса образования особое значение приобретают возможности использования информационно-коммуникационных технологий как средства развития познавательной активности у детей старшего дошкольного возраста. Национальный проект «Образование», определяющий ключевые механизмы развития образования в ближайшие годы, провозглашает поддерживать практику использования современных информационных технологий в образовательных учреждениях. Использование информационно-коммуникационных технологий в образовательной практике на всех уровнях образования, как подчеркивается в государственных документах, признается важнейшим национальным приоритетом.
В настоящее время уже невозможно себе представить развитие современного общества без информационно-коммуникационных технологий. Сегодня информационно-коммуникационные технологии начинают занимать свою нишу и в воспитательно-образовательном пространстве дошкольных образовательных учреждений. Они значительно расширяют возможности решения образовательных задач, позволяют существенно повысить мотивацию детей старшего дошкольного возраста к образовательному процессу, активизируют их познавательную активность, способствуют более успешной подготовке детей к обучению в школе.
Что же такое информационно-коммуникационные технологии и почему они так необходимы в работе с детьми старшего дошкольного возраста? Название «информационно-коммуникационные технологии» связано с двумя видами технологий : информационными и коммуникационными. Информационные технологии – это комплекс различных методов, способов и средств, обеспечивающих хранение, обработку, передачу и отображение информации с целью повышения эффективности процесса. На современном этапе подобные технологии напрямую взаимосвязаны с компьютером, часто их так и называют - компьютерные технологии. Коммуникационные технологии определяют методы, способы и средства взаимодействия человека с внешней средой и внешней среды с человеком. В наше время лишь компьютер может обеспечить многообразное, высокоинтеллектуальное взаимодействие объектов коммуникации. Соединив информационные и коммуникационные технологии, современная дошкольная педагогика внесла их в воспитательно-образовательный процесс, поставив перед воспитателями подрастающего поколения задачу комплексной подготовки дошкольников к дальнейшей жизни в современном мире, который невозможно уже представить без компьютерных технологий.
Информационно-коммуникационные технологии в дошкольном образовательном учреждении – это комплекс учебно-методических материалов, технических и инструментальных средств вычислительной техники в образовательном процессе.
Информационно-коммуникативные технологии целесообразно использовать в работе с детьми именно старшего дошкольного возраста в связи с тем, что особенностью данных технологий является работа с образами предметов и использование приёмов логического мышления, а это соответствует физиологически обусловленному для старших дошкольников переходу от наглядно-предметной формы мышления к наглядно-образной, и далее к словесно-логической. Возможность использования информационно-коммуникационных технологий в образовательном процессе детей старшего дошкольного возраста – актуальная проблема современного дошкольного образования, которая дает возможность качественно обновить воспитательно-образовательный процесс в направлении развития у старших дошкольников познавательной активности.
Выделяют 2 вида непрерывной образовательной деятельности с использованием информационно-коммуникативных технологий - непрерывная образовательная деятельность с мультимедийной поддержкой и непрерывная образовательная деятельность с компьютерной поддержкой.
Внедрение информационно-коммуникационных технологий в образовательный процесс в полной мере позволяет реализовать принцип наглядности – одного их основных принципов педагогики. Активное внедрение компьютерных технологий расширяет возможности детей в получении информации, но еще в большей степени создает условия для вербализации обучения, так как мультимедийные технологии используют визуальный и слуховой каналы получения информации и способны сформировать адекватный зрительный образ и стать эффективным средством наглядности в коррекционно-развивающей работе с детьми.
Одним из наиболее удобных и эффективных форм использования информационно-коммуникативных технологий в обучении детей старшего дошкольного возраста являются мультимедийные презентации. Они сочетают в себе динамику, звук и изображение, то есть те факторы, которые наиболее долго удерживают внимание ребенка. Использование мультимедийной презентации развивает внимание и память, воображение и мышление, что так необходимо для развития познавательной активности.
Самые несложные презентации, созданные в приложении Microsoft Offise Power Point, выполняют функции демонстрационного материала. Они заменяют множество дидактических пособий и картинок, и в отличие от них они могут ожить и заговорить с ребенком.
Особое значение для развития старшего дошкольника имеет его ведущая деятельность – игра, поэтому компьютер в детском саду используется, прежде всего, как средство игры, как новая, сложная, интересная и управляемая самим ребенком игрушка, с помощью которой он решает самые разнообразные игровые задачи. Компьютерные игры предлагаются детям в сочетании с традиционными играми и обучением, не заменяя обычные игры и занятия, а дополняя их, входя в их структуру, обогащая педагогический процесс новыми возможностями.
Одним из интересных средств использования информационно-коммуникативных технологий в работе с детьми старшего дошкольного возраста является интерактивная доска - устройство, использующееся с проектором и компьютером. Интерактивная доска заключает в себе прекрасную возможность совершения виртуальных путешествий, проведения интегрированных занятий. У детей повышается скорость приёма и переработки информации, они лучше её запоминают и воспроизводят в нужной ситуации, как следствие - развивается познавательная активность. Кроме того, работа с интерактивной доской способствует развитию интуиции дошкольников, их активного воображения, быстроты мышления, способности к импровизации.
Технология работы интерактивной SMART-доски, основанная на принципе резистивной матрицы, является самой распространенной в мире и самой безопасной для здоровья. Доска позволяет писать и рисовать на ней электронными чернилами и сохранять все сделанные записи. Особенность интерактивной SMART-доски - тактильное управление, которое помогает реализовывать различные стили обучения, в том числе и работу с детьми с ограниченными возможностями. Доска реагирует на прикосновение пальца или любого другого предмета как нажатие компьютерной мыши. Большая площадь поверхности доски превращает совместную деятельность с детьми в динамичную и увлекательную игру.
Замечательные возможности по совместному обучению дошкольников и активизации познавательного интереса предоставляют интерактивные столы. Программное обеспечение способствует реализации образовательной программы в развлекательной и занимательной форме, притягивающей детское внимание. Новая информация подается при помощи различных приложений, облегчающих ее восприятие. Дети старшего дошкольного возраста с удовольствием пользуются сенсорным покрытием стола в процессе взаимодействия с компьютерными программами, проявляя при этом познавательную активность.
Одно из главных условий внедрения информационно-коммуникативных технологий в дошкольном образовательном учреждении – с детьми должны работать специалисты, знающие технические возможности компьютера, имеющие навыки работы с ними, четко выполняющие санитарные нормы и правила использования компьютеров, владеющие методикой приобщения дошкольников к новым информационным технологиям. При организации непрерывной образовательной деятельности такого типа важно соблюдать условия, соответствующие нормам СанПин 2.4.1.3049-13, утвержденным постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 15.05.13 № 26 (с изм. от 27 августа 2015 г. № 41).
В соответствие с методическими требованиями, занятия с использованием компьютерной техники должны быть комплексными. Они включают в себя три этапа. На подготовительном этапе проводится гимнастика для глаз. На основном этапе детям предлагается роль исследователя, экспериментатора, предоставляется возможность самостоятельно разобраться со способом управления программой. На заключительном этапе работы снимается зрительное напряжение – проводится гимнастика для глаз, для снятия мышечного и нервного напряжения физкультминутки под музыку, релаксационные упражнения.
Внедрение в образовательный процесс дошкольного учреждения информационно-коммуникационных технологий призвано способствовать обогащению представлений детей старшего дошкольного возраста об окружающем мире, расширять у дошкольников опыт практического познания окружающего мира и повышать у них уровень мотивации к познавательной деятельности, к развитию познавательной активности.