Ирина Халбаева
Использование информационно-коммуникационных технологий
▼ Скачать + Заказать документы
Из опыта работы «Использование информационно-коммуникационных технологий»
Ф. И. О. учителя Шалбаева Ирина Сергеевна, учитель начальных классов
2019 г
Тема: Использование информационно – коммуникативных технологий
Актуализация
XXI век – век высоких компьютерных технологий. Повышение качества образования в наши дни невозможно без применения новых информационных технологий. Сегодня появились новые технические средства с колоссальными обучающими ресурсами, которые принципиально влияют на организацию учебного процесса, увеличивая его возможности. Использование информационных компьютерных технологий (ИКТ) – это не влияние моды, а необходимость, диктуемая сегодняшним уровнем развития образования. В чём актуальность применения ИКТ на уроках в начальных классах? Ребёнок, впервые переступивший порог школы, попадает в мир знаний, где ему предстоит открывать много неизвестного, искать оригинальные, нестандартные решения в различных видах деятельности. Формирование творческой личности, одна из главных задач, провозглашённых в концепции модернизации российского образования. Её реализация диктует необходимость развития познавательных интересов, способностей и возможностей ребёнка. Работа над этой темой включает пять этапов.
Публикация «Использование информационно-коммуникационных технологий» размещена в разделах
Название этапа Содержание деятельности Формы
1. Этап поиска Изучение опыта коллег.
Изучение научно-методической литературы по теме.
Отбор содержания в соответствии с целями и задачами.
Посещение РМО и уроков коллег.
Курсы «Использование временных технологий в обучении учащихся начальных классов», «Информационные технологии в образовании»,
Написание и утверждение тематического планирования, рабочей программы по предмету.
Педсовет «Современные подходы и концепции в образовательном процессе».
2. Этап моделирования Разработка модели работы по методической теме.
Работа в рамках педагогической площадки по проектно-исследовательской деятельности «Инновационная деятельность в условиях сельской школы»
3. Этап реализации модели в практику Апробация модели в учебно-воспитательной деятельности Учебно-воспитательная деятельность
4. Этап рефлексии Разработка программы мониторинга по методической теме Определение критериев и показателей мониторинга эффективности по методической теме.
5. Экспертиза опыта Оценка профессиональной деятельности коллегами школы, района Выступление на педсовете «Профессиональная компетентность и педагогическое мастерство учителя как ресурс современного урока»
Выступление на пед. Чтениях с опытом работы по повышению профессионального уровня,
Участие в конкурсах
В своей работе опираюсь на следующие принципы: - гуманизация - природосообразность - культуросообразность -эмоционально-ценностное обеспечение учебно-воспитательного процесса. Гуманистическая педагогика, определяя человека как высшую ценность жизни на Земле, преобразует содержательную сторону обучения и воспитания. Принцип природосообразности предполагает опору педагогической деятельности на сущностные силы ребёнка, сохранение и поддержку его самости, учёт индивидуальных и возрастных особенностей. Принцип культуросообразности предполагает обеспечение процесса самоопределения ребёнка в культуре, поддержку самостоятельного выбора им культурных норм и образцов. В основу положены ведущие педагогические идеи опыта: Идея личностного подхода к воспитаннику Идея неразрывного единства обучения и воспитания Идея сотрудничества педагога и ученика, на основе взаимоуважения и доверия. Идея учения без принуждения, основанная на достижении успеха, на переживании радости познания, на подлинном интересе Идея : учащийся –иследователь.
Основная цель применения ИКТ состоит в повышении качества обучения и воспитания. Качество обучения – это, то для чего мы работаем. Качество воспитания - это, то кого мы хотим видеть в результате.
С помощью компьютерных технологий можно решить следующие задачи:
усиление интенсивности урока повышение мотивации учащихся мониторинг их достижений эмоциональная окраска учебно-воспитательного процесса….
Технология применения средств ИКТ в предметном обучении основывается на:
- использовании возможностей компьютера для создания условий доступности и наглядности изложения материала; - более эффективной деятельности учителя, управляющего этими средствами;
- повышении мотивации и активности обучающихся, вызываемой интерактивными свойствами компьютера.
Программное обеспечении учебных дисциплин очень разнообразно: программы-учебники, программы-тренажёры, словари, справочники, энциклопедии, видеоуроки, библиотеки наглядных электронных пособий по предметам и внеклассной деятельности.
ИКТ технологию применяю в «Учебно-воспитательной деятельности»
-как сопровождение объяснения учителя
В своей практике я использую созданные специально для конкретных уроков мультимедийные конспекты-презентации, содержащие краткий текст, схемы, рисунки, видеофрагменты, анимации, демонстрацию последовательности действий. Разрабатываю уроки с использованием интерактивной доски. Где можно легко передвигать объекты и надписи, добавлять комментарии к текстам, рисункам и диаграммам, выделять ключевые области и добавлять цвета. Данную технологию можно рассматривать как объяснительно-иллюстративный метод обучения. Например, во – время проведения уроков русского языка одним из сложных дисциплин является усвоение слов с непроверяемыми написаниями. Поэтому, чтобы повысить уровень процесса запоминания и разнообразить работу по расширению кругозора обучающихся, создаю презентации на трудные слова.
-как информационно-обучающее пособие
В обучении особенный акцент ставится сегодня на собственную деятельность ребенка по поиску, осознанию и переработке новых знаний. Учитель в этом случае выступает как организатор процесса учения, руководитель самостоятельной деятельности учащихся, оказывающий им нужную помощь и поддержку. Современные информационные технологии использую и в работе с одарёнными детьми. Это и поиск материалов для написания рефератов, и поиск информации для ответов на вопросы различных конкурсов. Часто картинки из сети Интернет становятся единственным источником того, чтобы дети увидели портрет писателя, фотографии тигров в цирке или театра кукол. Является пользователем сети Internet : Учительская РФ https: // iclass/ home – edu.ru., HYPERLINK "https://www.nachalka.com" https://www.nachalka.com, https://www.proshkolu.ru.
-как средство подготовки к олимпиадам и проведение
Рассматриваю возможности использования Интернет – технологий как способ совершенствования методики подготовки учащихся к олимпиадам по математике.
-для контроля знаний. Разрабатываются задания в виде тестов различного типа: разноуровневые, с базовыми и повышенными заданиями и т. д.
Следующая грань «Внеклассная работа», раскрывающая возможности использования ИКТ.
-как внеурочная деятельность в виде сообщества (кружка) «Занимательная информатика» Овладение учениками элементарными компьютерными навыками: быстро печатать на клавиатуре, владеть графическим редактором, уметь создавать файлы. Особое внимание уделяла – навыкам работы с инструкциями. Это весьма серьёзно для начальной школы, не так прочитал, не так сделал. Данная технология тесно переплетается с исследовательской работой учащихся. Дети не только изучают ИКТ, но и исследуют, проводят опыты, пробуют. И когда получают результат, то получают положительные эмоции. Например, во 2 классе, когда создавали презентации с подвижными картинками (мини-мультфильмы). Эта технология используется в курсе «Учусь создавать проект».
Считаю, что при решении задач в воспитании школьников по всем направлениям классному руководителю целесообразно использовать информационные технологии, ведь внедрение ИКТ во внеурочную деятельность – это повышение интереса, способ разнообразия форм работы с учащимися, развитие творческих способностей, упрощение процесса общения со школьниками, активизация воспитательной работы
Для внеклассной работы готовим мультимедийные презентации к памятным и праздничным датам, классным часам и беседам различной тематики. Проекты в виде фильма. Появилась возможность создания цифрового фотоархива, отражающего школьную жизнь. Цифровые фотографии, в отличие от бумажных, не теряют своего качества и могут быть преобразованы в любой формат и обработаны с помощью различных программ. Научилась обрабатывать фотографии и видеоматериалы. В современной школе портфолио ученика становится обязательным атрибутом. В 2015-2016 г с ребятами 4 класса решили создать электронное Портфолио класса. В ходе работы над проектом совместно с учителем информатики ученики вовлечены не только в процесс отбора материалов, но и в совместную работу по разработке структуры электронного портфолио. Это позволяет организовать сотрудничество и проектировать обратную связь учителя с учениками. Совместная работа еще больше сплотила ученический коллектив. Компьютерные проекты позволили выпускникам начальной школы реализовать свои творческие идеи в реальный продукт, доступный другим людям, увидеть и услышать его самим, показать друзьям и реально оценить свою работу. Цель проекта «Наше портфолио» :
–Поделиться своими успехами с друзьями
–Оставить память о себе первой учительнице
– Расширить пользовательские навыки
План работы над проектом:
Месяц Деятельность
январь Разработка структуры конечного продукта
февраль Сбор, структурирование материала
март Разработка продукта
апрель Отладка конечного продукта
май Тиражирование продукта
Вся эта работа позволяет получить следующие результаты:
1. Создание методической копилки классных часов в электронном виде (презентации, фильмы) 2. Участие учащихся в проектной деятельности 3. Повышение информационной культуры учащихся 4. Повышение заинтересованности в участии жизни класса 5. Привлечение родителей в разработку проектов и участие во внеклассной деятельности. 6. Способствует сплочению детей в совместной деятельности
Безусловно, увлечение компьютерными технологиями не должно быть чрезмерным. При разработке урока с использованием ИКТ уделяю особое внимание на здоровье обучающихся. Поурочный план включает в себя физические и динамические паузы, зарядку для глаз, использование элементов здоровьесберегающих технологий.
Третья составляющая моей деятельности – «Сотрудничество, как возможность совершенствования» Наша школа работала в рамках педагогической площадки по проектно- исследовательской деятельности «Инновационная деятельность в условиях сельской школы». Активное участие в этой работе принимает временная творческая группа учителей по теме «Использования ИКТ в учебно-воспитательном процессе», членом которой являюсь я. Группа сформирована в 2013 году с целью внедрения и развития новых информационных технологий в учебно-воспитательный процесс, формирования ИКТ компетентности учителя. Сюда входят учителя разных предметов (математика, информатика, английский язык, география, биология, химия, начальные классы, история) разных предметов. Анализ существующих кадровых условий свидетельствует о хорошем уровне готовности учителей к осуществлению работы в рамках эксперимента.
Профессиональный уровень участников ВТГ
Квалификационная категория Количество %
Высшая 70%
Первая 30%
Наша группа проводила тьюторские занятия по освоению ПК, дала открытые уроки и внеклассные занятия, как на школьном уровне, так и на муниципальном. Сотрудничая, мы учимся, друг у друга, обмениваемся новинками, идеями. Это дает большой творческий материал для дальнейшей работы. Очевидно, что помимо освоения технических возможностей компьютера большое значение имеет формирование и развитие профессиональной культуры учителя. Информационная культура как её составляющая не может рассматриваться лишь в контексте преподавания информатики в начальной школе. Грамотное использование педагогом современных средств обучения необходимо при проведении уроков по многим учебным предметам, изучаемым в начальной школе. Об этом говорится в Федеральном компоненте государственного стандарта. Являясь руководителем районного методического объединения начальных классов, провели практические семинары, секционное занятие в рамках августовской конференции. С целью популяризации в 2016 г мною разработан и проведен конкурс электронных фотоальбомов «Мой любимый класс», для учителей конкурс методических разработок «Мой урок в рамках ФГОС» с использованием ИКТ. Учителя района активно включилась в конкурсы, обсуждались и рассматривались открыто работы конкурсантов. Материалы победителей размещались на сайте Управления образования, Четвёртая составляющая моей деятельности - «За рамками урока» Жизнь педагога не ограничивается рамками учебно - воспитательного процесса. Учитель – это не только уроки, но и интересная насыщенная жизнь. Это работа в лагере «Гармония» на Байкале, участие в ежегодных конкурсах, в смотрах песни и танцев. Любое направление своей деятельности фиксирую в мультимедийных презентациях, цифровых фотоальбомах, фильмах. Вывод
Следует отметить, что организуя работу по воспитанию информационной культуры младших школьников, учитель начальных классов должен помнить о проекции общечеловеческих ценностей на сферу информационной деятельности. Увеличение доли дистанционного общения и уменьшение доли живого человеческого общения является определённым риском при осуществлении процесса информатизации. Ориентация детей на поиск и использование именно достоверной, полезной, актуальной информации – необходимая составляющая информационной культуры.
Таким образом, использование Информационных технологий в начальных классах позволяет обеспечить подготовку школьников к решению информационных задач на последующих ступенях общего образования, воспитывает их способность к адаптации в быстро изменяющейся информационной среде, что является важнейшим элементом информационной культуры современного человека.