Рублёва Анна
Использование информационно-коммуникационных технологий в создании предметно-развивающей среды в ДОУ
▼ Скачать + Заказать документы
«Использование информационно-коммуникационных технологий в создании предметно-развивающей среды в ДОУ»
Автор: Иванова Дина Викторовна
Рублева Анна Владимировна
В настоящее время современное общество неразрывно связано с научно-техническим прогрессом. Информационно-коммуникационные технологии (ИКТ) прочно входят во все сферы жизни человека. Соответственно, система образования предъявляет новые требования к воспитанию и обучению подрастающего поколения, внедрению новых подходов, которые должны способствовать не замене традиционных методов, а расширению их возможностей. Творческим педагогам, стремящимся идти в ногу со временем необходимо изучать возможности использования и внедрения ИКТ в воспитательно-образовательный процесс дошкольного учреждения. Информационно-коммуникационные технологии позволяют модернизировать воспитательно-образовательный процесс в ДОУ, повышают его эффективность, мотивируют детей на поисковую деятельность, а также способствуют всестороннему развитию дошкольника.
Публикация «Использование информационно-коммуникационных технологий в создании предметно-развивающей среды в ДОУ» размещена в разделах
- ИКТ. Информационно-коммуникационные технологии в ДОУ
- Оформление детских садов
- Развивающая предметно-пространственная среда. РППС
- Темочки
Предметно-развивающая среда в дошкольном учреждении – это система условий, обеспечивающих возможность осуществления детской деятельности и предусматривающая ряд базовых компонентов, необходимых для полноценного физического, эстетического, познавательного и социального становления личности ребенка. Применение ИКТ (компьютер, ноутбук, интерактивная доска, видео и аудиомагнитофон, телевизор, фотоаппарат, видеокамера, в предметно-развивающей среде детского сада
- дает возможность расширения использования электронных средств обучения, так как они передают информацию быстрее, чем при использовании традиционных средств;
- позволяет увеличить восприятие материала за счет увеличения количества иллюстративного материала;
- использование мультимедийных презентаций обеспечивает наглядность, которая способствует восприятию и лучшему запоминанию материала, что очень важно, учитывая наглядно-образное мышление дошкольников;
- одновременно используется графическая, текстовая и аудиовизуальной информация;
- с помощью компьютера или ноутбука можно смоделировать такие жизненные ситуации, которые нельзя или сложно показать в процессе непрерывной образовательной деятельности (воспроизведение звуков животных, работу транспорта и т. д.);
- способствует эффективному усвоению материала, развитию памяти, внимания, воображения детей дошкольного возраста.
Целью данного проекта стало формирование предметно-развивающей среды в ДОУ с использованием информационно-коммуникационных технологий.
С учетом поставленной цели были выдвинуты следующие задачи:
- повышение компетентности воспитывающих взрослых по проблеме;
- организация развивающей среды, способствующей разностороннему развитию личности ребенка;
- создание условий для обеспечения разных видов деятельности дошкольников.
Этапы реализации проекта:
1 этап – аналитический. Содержание деятельности: изучение научно-методической литературы, обучение воспитывающих взрослых, поиск инноваций в создании предметно-развивающей среды в ДОУ.
2 этап – организационный. Содержание деятельности: формирование предметно-развивающей среды групп дошкольного образовательного учреждения с использованием ИКТ.
3 этап – рефлексивный. Содержание деятельности: оценка результатов инновационных преобразований по проблеме.
Формируя предметно-развивающую среду группы дошкольного учреждения учитывались:
- рекомендации «Примерной основной общеобразовательной программы дошкольного образования. От рождения до школы.» под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой;
- требования СанПиН 2.4.1.2660-10, утвержденные постановлением Главного государственного санитарного врача России от 22.07.2010 № 91;
- концепция построения развивающей среды в дошкольном учреждении, авторы В. А. Петровский и другие;
- принцип личной ориентации, позволяющий осуществлять гуманистическое и творческое влияние педагога на процесс развития личности ребенка;
- принцип целесообразности, предполагающий, что определять содержание, выбирать формы, средства воспитания и образования, стиль взаимодействия с каждым ребенком необходимо на основе целостного знания о ребенке (его физиологических, психических особенностей, состояния физического здоровья, социально-нравственных представлений).
Предметно-развивающая среда групп детского сада моделировалась педагогами с учетом предоставления ребенку свободы, положительного влияния на мироощущение, самочувствие, здоровье, обеспечивающая гармоничное отношение между ребенком, взрослым и окружающим миром. В группах детского сада оборудованы разнообразные центры с использованием информационно-коммуникационных технологий, позволяющие дошкольникам выбирать занятия по интересам, чередовать их в течение дня, а педагогам дает возможность эффективно организовывать образовательный процесс с учетом индивидуальных особенностей детей. Это:
- центр «Юные экологи», где дети знакомятся с разнообразием природного мира, учатся бережному отношению ко всему живому, проводят элементарные опыты,
- центр «Познавательный» - позволяет развивать воображение, память, внимание, логическое мышление, речь ребенка дошкольника, знакомит детей с художественной литературой;
- центр «Юные таланты» - помогает воспитанникам проявить свое творчество в изобразительной, музыкальной и театральной деятельности;
- центр «Игралочка» максимально приближает ребенка к предметам, окружающим их в быту, помогает реализовать их потребность к разным видам игр (сюжетно-ролевым, конструктивным);
- центр «Маленькие спортсмены» обеспечивает развитие двигательных навыков и умений, развитие представлений о своем здоровье и средствах его укрепления.
Преимущества использования ИКТ в предметно-развивающей среде ДОУ очевидны :
- предъявление информации на экране ноутбука в игровой форме вызывает у дошкольников большой интерес,
- мобильность ИКТ и возможность их использования в любом уголке или зоне предметно-развивающей среды группы.
Поскольку выявлено, что у большинства детей дошкольного возраста преобладает визуальное восприятие над слуховым, то именно ИКТ, которое обладает мультимедийностью, помогает сделать взаимодействие между педагогом и ребенком более интересным и динамичным, позволяет «погрузить» дошкольника в предмет изучения, создать иллюзию соприсутствия, сопереживания с объектом, содействовать становлению объемных и ярких представлений. Созданная предметно-развивающая среда способствует приобщению детей к активной самостоятельной деятельности, развитию их индивидуальности.
В заключение, хочется отметить, что информационно-коммуникационные технологии, обладающие большим потенциалом, не могут и не должны заменить живого общения детей друг с другом и педагогом, не заменить педагога, а только его дополнить.