Дорина Анна Андреевна
Использование информационно-коммуникационных технологий в работе учителя-логопеда
▼ Скачать + Заказать документы
Как отмечают многие ученые, применение компьютерной техники позволяет оптимизировать образовательный процесс, индивидуализировать обучение детей с нарушениями развития и значительно повысить эффективность любой деятельности. И именно эффективность и результативность имеет определяющее значение в коррекционно-логопедической работе, так как коррекция - это всегда трудоемкий и часто длительный процесс, требующий применения наиболее продуктивных средств. В связи с этим, информационно-коммуникационные технологии все прочнее входят в систему коррекционно-логопедического образования, и учителя-логопеды все больше обращаются к специальным компьютерным программам для использования их на своих занятиях. Таким образом, можно сделать вывод о том, что современные информационные технологии являются перспективным средством коррекционно-развивающей работы с детьми, имеющими нарушения речи.
Темочки:
Рассмотрим подробнее, какие именно преимущества дает учителю-логопеду при проведении своих занятий использование ИКТ. В первую очередь специальные компьютерные программы помогают реализации важнейшего дидактического принципа - принципа наглядности. И здесь, благодаря возможностям современного персонального компьютера, перед педагогом открываются широкий выбор яркого, интересного, реалистичного наглядного материала в виде изображений, анимаций, видео- и аудиоинформации. Все это, безусловно, способствует привлечению большего интереса детей к логопедическим занятиям и, следовательно, повышению мотивации детей к занятиям, а мотивация обучающихся, как известно, немаловажный компонент в коррекции нарушений речи. Также, благодаря заинтересованности детей в такой форме проведения занятий, можно избежать быстрого утомление детей.
У детей с нарушениями речи также могут наблюдаться и нарушения функционирования различных анализаторных систем. ИКТ позволяют осуществлять коррекционно-педагогическую работу с опорой на сохранные виды восприятия, благодаря разнообразию форм представления информации (изображения, аудио, видео). Кроме этого, и для детей с сохранными анализаторными системами представление информации в различных формах будет повышать познавательную активность детей.
Специальные компьютерные программы для логопедических занятий также способствуют привлечению родителей детей с нарушениями речи к коррекционно-образовательному процессу. За счет простоты использования такого рода программ родители могут выполнять домашние задания с детьми с включением заданий на компьютере. Это также поможет заинтересовать ребенка в выполнении домашнего задания, а родителям облегчить поиск наглядного материала.
Также стоит отметить и удобство использования средств ИКТ для самого учителя-логопеда. Во-первых, компьютерные технологии облегчают подбор наглядного материала, а также его хранение, что немаловажно в условиях небольших размеров кабинета логопеда или в его отсутствии. Во-вторых, компьютерные технологии позволяют экономить средства на многочисленных дидактических играх, многие из которых можно заменить компьютерными программами свободного доступа или созданными самим логопедом с помощью современного программного обеспечения.
Кроме этого, в случае создания компьютерных программ для логопедических занятий самим логопедом достигается индивидуализация коррекционного процесса. Логопед самостоятельно разрабатывает игры и упражнения с учетом уровня речевого развития, структуры дефекта, индивидуальных и возрастных особенностей ребенка.
Таким образом, информационно-коммуникационные технологии в виде специально разработанных программ в коррекционной логопедической работе имеют большое количество преимуществ и положительных сторон, поэтому использование таких средств в работе логопеда целесообразно и обоснованно.
Использование специальных логопедических компьютерных программ в качестве средства оптимизации процесса коррекции речи, возможно, как на индивидуальных, так и на подгрупповых и фронтальных занятиях. Однако, для этого необходимо наличие специального оборудования. Для использования ИКТ в виде специальных программ на индивидуальных занятиях будет достаточно наличия персонального компьютера, мыши, аудиоколонок. На подгрупповых и фронтальных занятиях потребуется также и специальное оснащение кабинета проектором и проекционным экраном.
Необходимо отметить о том, что существуют определенные рекомендации по организации и проведению занятий с использованием компьютерной техники. Рассмотрим данные рекомендации:
1. Непосредственно образовательную деятельность с использованием компьютеров для детей 5 - 7 лет следует проводить не более одного в течение дня и не чаще трех раз в неделю в дни наиболее высокой работоспособности : во вторник, в среду и в четверг.
2. После работы с компьютером с детьми проводят гимнастику для глаз.
3. Непрерывная продолжительность работы с компьютером в форме развивающих игр для детей 5 лет не должна превышать 10 минут и для детей 6 - 7 лет - 15 минут. Для детей, имеющих хроническую патологию, частоболеющих (более 4 раз в год, после перенесенных заболеваний в течение 2 недель продолжительность непосредственно образовательной деятельности с использованием компьютера должна быть сокращена для детей 5 лет до 7 минут, для детей 6 лет - до 10 мин.
Таким образом, использование информационно-коммуникационных технологий на логопедических занятиях способствует повышению познавательного интереса детей на занятиях, повышению их положительного эмоционального настроя, более полному усвоению материала, и как следствие, более высокой эффективности коррекционно-педагогической работы. Однако использование новых технологий не должно полностью вытеснять традиционные методы образовательного процесса. Коррекционно-образовательный процесс должен выстраиваться на основе разнообразия, гармоничного сочетания различных методов и средств достижения коррекционно-образовательных целей, как традиционных, так и инновационных. Только грамотно выстроенная деятельность учителя-логопеда может привести к достижению положительного результата - коррекции нарушений речи.