Варвара Пиманова
Использование информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) в познавательно-речевом развитии старших дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
В последнее время в России происходит бурное развитие новых информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) и внедрение их в образовательный процесс, что накладывает определённый отпечаток на развитие личности современного ребёнка.
Изучив методическую литературу, рекомендации известных педагогов и практиков Ю. М. Говриц, Л. Д. Чайнова, Н. Н. Поддьяков, В. Моторин и Л. Поздняк я убедилась в необходимости использования ИКТ в детском саду, которое позволяет развивать умение детей ориентироваться в информационных потоках окружающего мира. Овладевать практическими способами работы с информацией, развивать умения, позволяющие обмениваться информацией с помощью современных технологических средств.
Публикация «Использование информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) в познавательно-речевом развитии старших дошкольников» размещена в разделах
- ИКТ. Информационно-коммуникационные технологии в ДОУ
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» май 2014
Я считаю, сейчас выигрывает тот воспитатель, который не только может дать базовые знания ребёнку, но и направить их действия на самостоятельное освоение знаний. Для развития у старших дошкольников устойчивого познавательного интереса к учению я поставила задачу:
сделать образовательный процесс интересным, насыщенным и занимательным, на материале используя содержащий в себе элементы необычного, удивительного, неожиданного, вызывающий интерес у дошкольников к учебной деятельности и способствующий созданию положительной, эмоциональной обстановки, а также развитию речемыслительных способностей. Ведь именно приём удивления ведёт за собой процесс понимания.
Важным направлением в моей работе является использование ИКТ, как средства для более эффективного освоения дошкольников изучаемого материала реализованной программы. Чередование демонстрации наглядного материала и беседы с детьми помогают добиваться поставленных целей.
Все подобранные и адаптированные к детям нашей группы информационные материалы я условно подразделила на несколько групп:
1 группа – это тематические презентации, включающие в себя информационно-познавательные материалы на различные темы ознакомление с окружающим миром, природой, родным краем, трудом взрослых, профессий и т. д. :
Угадай кто – животные Африки.
Светофорчик.
Почему корабль плывёт?
Любимый вид транспорта.
Доктор Айболит советует.
Дымковская игрушка.
Правила поведения.
2 группа – это игры, используемые в индивидуальной работе с детьми на закрепление звуков, грамматического строя речи, по подготовке к обучению грамоте, счёту, количеству и т. д. :
Приключение пчёлки Жу-жу.
Волшебные слова.
Загадки слов.
Варенье для Карлсона.
Звук «О».
Звуки «Л-Л'» и «М-М'».
Звуковой анализ слов.
Мышонок и числовые домики.
3 группа – это материалы ИКТ используемые при подготовке к занятиям, проведении интеллектуальных и познавательных игр, викторин, КВН:
Заколдованный мальчик, или путешествие Нильса с дикими гусями.
Путешествие в сказочный мир Г-Х. Андерсена.
В некотором царстве….
Презентации по русским народным сказкам.
Презентации по художественно-литературным сказкам.
4 группа – это материалы ИКТ используемые в работе с детьми и родителями:
Картотеки:
Подвижных игр.
Артикуляционная гимнастика.
Дыхательная гимнастика.
Гимнастика для глаз.
Физминутка, динамические паузы.
Наблюдений.
Консультации:
Ребёнок и компьютер.
Как и зачем играть с детьми.
Учим рассказывать.
Скоро в школу.
Как ухаживать за молочными зубами.
Индивидуальные карточки с заданиями по математике, грамоте и развитию речи.
Ярким моментом в проведении всех наших мероприятий при подготовке к праздничным датам и событиям из жизни страны, города, ДОУ, семьи, является использование нами следующего направления – это тематических фильмов, слайд-шоу, видеороликов:
День Матери России.
Коляда.
Битва под Москвой.
Ковдор – малая Родина.
Наша армия.
8 марта.
Масленица.
Здравствуй школа.
Ещё одно направление использования ИКТ – это проектная деятельность, направленная на формирование у детей навыков нахождения и отбора нужной информации совместно с родителями. Это достигается через:
1. Беседы с детьми о профессиях и определение темы проекта, о какой профессии мы хотим узнать больше.
2. Составления плана действий.
3. Работа в группе со словарями, энциклопедиями, из которых извлекается информация.
4. Предлагаем детям и родителям дома найти иллюстрации и информационный материал по теме семейного проекта.
5. Собранные и подготовленные материалы родители оформляют в презентацию, дети представляют свои проекты.
Использование нами в работе с детьми различных материалов ИКТ дали возможность нашим детям не только получить познавательную информацию, но и способствовали повышению мотивации к речевому общению, желание делиться впечатлениями, высказывать свои предположения, отвечать на вопросы. Что в целом положительно влияло на развитие речи и формирование речемыслительной деятельности наших воспитанников.
Результатом является 100% усвоение материала детьми группы. У 95% детей высокий и выше среднего уровень формирования навыков связной речи. Все дети группы идут в школу с чистой речью.