Наталия Терехова
Использование ИКТ в расширении представлений дошкольников о социальной действительности
▼ Скачать + Заказать документы
Практика работы дошкольных образовательных учреждений свидетельствует о необходимости расширения использования информационно-коммуникационных технологий в организации образовательного процесса.
Основная работа по формированию представлений о социальной действительности происходит в ходе организации НОД по ознакомлению с окружающим миром. Здесь дошкольники знакомятся с разными сторонами окружающего мира, при этом у них формируются важные компоненты представлений о социальной действительности :
- представления о социальном окружении и об общественных событиях;
Публикация «Использование ИКТ в расширении представлений дошкольников о социальной действительности» размещена в разделах
- знания о труде людей и профессиях;
- знания о природе, растительном и животном мире;
- знания о нормах общества, сохраняющихся в традициях, обычаях, правилах.
Основной, традиционный метод формирования представлений о социальной действительности – наблюдения в окружающем мире. Однако наблюдение не за всеми явлениями социальной действительности можно организовать в ходе НОД, кроме того, ряд понятий и представлений нуждаются в многократном проведении наблюдений, причем в разных ситуациях. В данном случае на помощь могут прийти ИКТ.
Исследования, посвященные использованию ИКТ в ДОУ, убедительно доказывают не только возможность и целесообразность этих технологий, но и особую роль компьютера в развитии интеллекта и личности ребенка.
Применение ИКТ в дошкольном образовании усиливает положительную мотивацию обучения, активизирует познавательную деятельность; позволяет проводить занятия на высоком эстетическом и эмоциональном уровне, обеспечивать разнообразие предоставляемого наглядного материала, привлекать большое количество дидактического материала.
Учёными отмечаются такие неоспоримые достоинства ИКТ в образовательном процессе, как информационная емкость, компактность, доступность, наглядность, эмоциональная привлекательность, многофункциональность.
Для расширения представлений о социальной действительности в ДОУ можно использовать такие виды ИКТ, как:
- аудиовизуальные средства (слайд-фильмы, видеофильмы, мультимедийные презентации);
- электронные образовательные ресурсы (мультимедийные универсальные энциклопедии).
Использование презентационных инструментальных средств позволяет привнести эффект наглядности в содержание НОД и помогает ребенку усвоить материал быстрее и в полном объеме. Примерами таких презентаций могут быть: «Прогулка к морю», «Зоопарк», «Герои Победы», «Космос», «Профессии» и т. д., где используются звуки улицы, природы, бытовые шумы, фотографии различных объектов (город, деревня, лес, реки, поля и т. д.). Экскурсии и наблюдения по данным темам сформировать довольно сложно, поэтому необходимо использовать ИКТ для полноценного формирования представлений о данных явлениях социальной действительности. Просмотр этих презентаций обеспечивает дополнительный эффект полноты и наглядности усвоения того или иного понятия. Кроме того, вызывает у детей эмоциональный отклик, а полученная информация легче переводится в долговременную память.
Еще Константин Дмитриевич Ушинский заметил: «Детская природа требует наглядности». Но часто возникают проблемы, где найти подходящий наглядный материал, поскольку имеющийся в детском саду зачастую устаревает. ИКТ дают возможность представлять реалистичные, неискаженные наглядные материалы: фотографии, репродукции картин, видеофрагменты, картинки. Этот метод применим в ходе изучения тем, связанных с природой, трудом людей, социальными явлениями.
В работе по расширению представлений о социальной действительности с помощью ИКТ применим такой вид работы, как моделирование реальных ситуаций, которые нельзя или сложно увидеть в повседневной жизни. В данном случае ИКТ на основе красочных анимированных слайдов демонстрируют образный тип информации, понятный дошкольникам; создают возможность для оценки данной ситуации. Такой вид работы используется чаще всего, при изучении тем, связанных с правилами дорожного движения. В ходе такой работы дети могут лучше усвоить знания ПДД, а также поразмышлять, как бы повел себя герой той или иной сюжетной картинки (моделирующей дорожную ситуацию) в данном случае. Этот вид работы помогает дошкольникам правильно принимать решения в тех или иных дорожных ситуациях, проанализировать причины ДТП.
Преимущество ИКТ в том, что их можно применять на разных этапах НОД. Например, в начале занятия можно использовать компьютерную анимацию для создания сюрпризного или игрового момента. В процессе работы компьютер можно использовать и в качестве поощрения детей, когда дошкольники после правильного выполнения задания получают похвалу не только от педагога, но и стороны компьютера в виде картинок-призов, сопровождающихся звуковым оформлением. Также применимы мультимедийные музыкальные физ. минутки, которые проводятся для профилактики переутомления и снятия мышечного напряжения. Воспринимая демонстрируемое слайд-шоу, сопровождаемое музыкальным оформлением и изображением движений героев, дети охотно повторяют за ними требуемые действия и стихотворный текст. При использовании музыкальных физ. минуток учитываются особенности восприятия и внимания детей, поэтому не должны быть перегружены спецэффектами.
Таким образом, ИКТ обладают огромным ресурсом в формировании представлений дошкольников о социальной действительности