Милашич Татьяна
Использование ИКТ в практике дополнительного образования
▼ Скачать + Заказать документы
Дополнительное образование детей и взрослых — это вид образования, направленный на всестороннее удовлетворение образовательных потребностей человека в интеллектуальном, духовно-нравственном, физическом и профессиональном совершенствовании; услуга, предоставляемая государственными и муниципальными организациями дополнительного образования, а также организациями, получившими лицензию на право ведения образовательной деятельности по дополнительному образованию детей и взрослых.
Публикация «Использование ИКТ в практике дополнительного образования» размещена в разделах
- ИКТ. Информационно-коммуникационные технологии в ДОУ
- Кружковая работа. Дополнительное образование
- Темочки
- Дистанционная педагогическая конференция февраль 2022
Информационные технологии или просто IT — словосочетание, пришедшее в Россию из английского языка; оно означает различные технологии, связанные с управлением и обработкой огромного информационного потока с применением вычислительной техники.
Основным средством ИКТ для информационной среды любой системы образования является персональный компьютер.
В практике дополнительного образования, по моему мнению, наиболее эффективны:
• программы подготовки презентаций, текстовые процессоры, электронные таблицы, системы управления базами данных, графические пакеты и т. п.
• средства информационных и коммуникационных технологий — электронная почта, технологии, которые позволяют общаться в режиме online, аудио и видеоконференции.
• широкий доступ к учебно-методической и научной информации, которые позволяют организовывать и моделировать научно-исследовательскую деятельность, проводить виртуальные учебные занятия в режиме реального времени.
• образовательные электронные издания, распространяемые в интернете или хранящиеся на информационных носителях. Они позволяют хранить и передавать основной объём изучаемого материала. Индивидуальная работа с ними делает возможным глубокое усвоение и понимание материала.
Процесс преподавания получил новые формы, иной характер благодаря наличию в кабинетах персональных компьютеров и ноутбуков с соответствующим программным обеспечением, мультимедийных проекторов и специальных экранов, интерактивных досок, наличию доступа в сеть Internet. Современный педагог дополнительного образования имеет возможность пользоваться электронными изданиями, совершать виртуальные экскурсии по мировым галереям, пользоваться материалами электронных архивов, каталогов и библиотек.
Но, как и всякий предмет или явление, ИКТ имеют и обратную сторону. Их использование во всех формах обучения может привести к ряду негативных последствий, среди которых:
• ухудшение физиологического состояния и здоровья учащегося (неустойчивая детская психика приводит к привыканию к компьютеру учащихся, что сказывается на их здоровье);
• ряд психолого-педагогических проблем (неотфильтрованная информация наносит психологический вред ребенку);
• снижение речевой активности обучающегося (что особенно характерно для форм открытого и дистанционного обучения, в результате чего учащийся не имеет достаточной практики формулирования и высказывания собственных мыслей. Согласно последним психологическим исследованиям, длительное отсутствие активной речевой практики негативно сказывается на процессах мышления, в т. ч. самостоятельного;
• недостаток живого диалогического общения между участниками образовательного процесса, который становится дефицитным в результате чрезмерной индивидуализации обучения.
И, конечно, Internet. Не стоит преувеличивать его значение как информационного источника. Во всемирной паутине миллиарды документов, обеспечивающих мгновенный доступ к различным ресурсам информации. Приходится сомневаться в достоверности и качестве некоторых из них. В результате - обучающийся не способен самостоятельно мыслить, формулировать и высказывать собственное мнение; у него не формируются навыки работы с информацией (процесс её накопления, отбора и систематизации).
Я работаю в сфере декоративно-прикладного искусства более 20 лет. Когда начинала профессиональную деятельность, в моём распоряжении не было ни одного средства ИКТ. Приходилось собирать информацию по крупицам, часто бывать в библиотеках, пользоваться журнальными вырезками, изготавливать пособия собственноручно, часто «изобретать велосипед», нащупывая ту или иную технологию методом проб и ошибок. Сейчас я гораздо меньше времени затрачиваю на подготовку к занятиям: в моем распоряжении информация со всего мира. Пособия больше не нужны, не нужно носить с собой на занятия книги с иллюстрациями, ведь вся наглядность у меня с собой в ноутбуке. Все технологии расписаны поэтапно: можно вязать норвежские араны, рисовать японские миниатюры, валять, ваять и прочее, прочее. И в первые годы развития ИКТ положительные стороны информационных технологий очень вдохновляли, позволяли увлечь детей и взрослых, постоянно развиваться, совершенствоваться как педагогу и мастеру.
Но в последнее время, негативные моменты стали проявляться в большей степени. Новое поколение детей, те, кому сейчас 5 – 15 лет поголовно погружены в гаджеты: хотя на кружках по-прежнему много учащихся (их приводят родители, их интерес к декоративно-прикладному творчеству неустойчив, а при выполнении длительных по времени работ, может совсем угаснуть даже на самом интересном, по-моему, мнению, этапе. Сейчас я работаю в Центре помощи детям, общаюсь со многими преподавателями, и эти негативные моменты отмечают все.
Я считаю, что все ИКТ очень помогают преподавателям дополнительного образования, способствуют самообразованию, являются незаменимыми в периоды карантина, когда необходимо дистанционное обучение, при проведении он-лайн конкурсов, но вредит детям, которые, благодаря попустительству родителей, уже в дошкольном возрасте бывают зависимыми от гаджетов. Реальный мир им кажется не таким интересным, не таким ярким.
Поэтому бывает ностальгия по временам, когда мы вместе с учениками сами находили лучшую пропорцию для соленого теста, чтобы получались отличные поделки, когда сами додумывали метод лессировки, когда часами увлеченно рассматривали маленькую репродукцию в журналах, находя, даже додумывая, какие-то детали, объясняющие задумку художника.
Таким образом, наиболее эффективные ИКТ в то же время могут быть и неприемлемыми, если педагог чрезмерно увлекается ими, ставит во главу угла. Поддавшись обаянию интернета, использует готовые сюжеты, "рецепты", Забывает, что ИКТ только помощь, надстройка, а база - это личность, мастерство самого преподавателя, который может буквально из ничего сделать что-то, вдохновить детей и взрослых на творчество, на самореализацию.