Алла Яковлева
Использование ИКТ в образовательном процессе ДОУ (из опыта работы)
▼ Скачать + Заказать документы
Использование икт
В образовательном процессе доу (из опыта работы)
Яковлева Алла Александровна,
МАДОУ «Детский сад № 107 общеразвивающего вида»,
г. Сыктывкар, Россия
В современном обществе с каждым днем все больше увеличивается объем информации, ее формы, виды и источники, распространение и совершенствование информационных и коммуникационных технологий. Для педагога использование информационных технологий является важным инструментом его профессиональной деятельности и одним из источников профессионального роста. [2, с. 18].
Публикация «Использование ИКТ в образовательном процессе ДОУ (из опыта работы)» размещена в разделах
Использование ИКТ в практике воспитателя – актуальная проблема дошкольного воспитания. В нынешнее время постоянно происходят события, определяющие ускоренное развитие интернет-технологий в детских дошкольных учреждениях, формируются и преобразуются электронные ресурсы в сфере дошкольного образования.
Под ИКТ следует понимать информационно-коммуникационные технологии, а именно использование компьютера, интернета, телевизора, видео, DVD, интерактивных досок, цифровых видео- и фотокамер и других подобных устройств.
В процессе своей работы мы используем ИКТ по нескольким направлениям: ведем необходимую документацию, создаем и храним учебно-методические рекомендации и комплексы, организуем воспитательно-образовательный процесс с детьми, взаимодействуем с родителями (законными представителями) воспитанников.
С помощью компьютера ведение документации становится легче, т. к. сделав ошибку, можно ее быстро исправить, дополнить необходимой информацией документ. Ведение документации в электронном формате существенно сокращает время по ее заполнению, облегчает хранение и доступ к информации. Компьютер позволяет не писать отчеты и анализы каждый раз, а достаточно набрать один раз схему и в дальнейшем только вносить необходимые изменения.
Современные требования в образовании диктуют свои правила: без использования ИКТ не обойтись при подготовке педагога к аттестации. Собирая необходимые документы для получения квалификационной категории, воспитателю не обойтись без компьютера, сканера, принтера, фотокамеры, интернета и т. п. Их использование значительно уменьшает траты на покупку бумаги, т. к. портфолио сдается в электронном виде на USB-носителе, сокращает время на поиск необходимой методической литературы, т. к. многие методические материалы есть в сети интернет в свободном доступе. Сеть Интернет предоставляет возможность повысить своё педагогическое мастерство через участие в вебинарах, интернет-конференциях, конкурсах и т. д.
Многие воспитатели, в том числе и я, имеют свои странички на сайте https://ped-kopilka.ru , https://infourok.ru , https://maam.ru . Здесь публикуются авторские статьи, педагоги участвуют в различных конкурсах, делятся с коллегами своими достижениями.
В детском саду педагоги активно используют средства ИКТ на методических мероприятиях. Это консультации, педагогические советы, семинары и т. п. Для общения и оперативного информирования сотрудников с актуальной информацией старший воспитатель нашего ДОУ создала группу в WhatsApp.
Организация воспитательно-образовательной работы с детьми также не обходится без использования информационно-коммуникационных технологий. ИКТ открывают перед педагогом безграничные возможности для эффективной творческой работы. В «арсенале» есть множество презентаций на различные темы, комплексы гимнастики, физкультминутки, картотеки игр, наблюдений и т. д.
Чтобы занятия в детском саду были достаточно эмоциональными, яркими, привлекательными для детей, мы используем в своей практике звуковые и видеозаписи, множество иллюстрированного материала. Все это помогает обеспечить компьютерная техника с ее возможностями.
Следует заметить, что детям очень нравится использование ИКТ в образовательной деятельности. Разумное использование данных технологий развивает у детей любознательность, внимание, наблюдательность, речь и мышление. Демонстрация материала с помощью медиа-техники позволяет проводить занятия в более интересной и динамичной форме. С помощью информационно-коммуникационных технологий можно значительно повысить продуктивность образовательного процесса, эффективнее использовать основные принципы дидактики.
ИКТ в дошкольном образовании великолепно интегрируются в развивающие процессы наряду с музыкальными видами детской деятельности. Мультимедийные музыкально-дидактические игры позволяют в доступной, привлекательной форме развивать тембровый, мелодический, динамический слух, чувство ритма, способность различать характер и настроение музыкального произведения, расширять кругозор детей. [1, с. 11].
Очень помогают информационно-коммуникационные технологии и в различных видах деятельности по физическому развитию, сохранению и укреплению здоровья дошкольников. Мы используем в своей работе музыкальные физкультурные (динамические) паузы, организуем релаксационные упражнения с использованием аудиосредств, подвижные игры различной подвижности с музыкальным сопровождением, 1 раз в неделю утренняя гимнастика проходит под музыку.
Средства ИКТ позволяют сотрудничать и с родителями (законными представителями) воспитанников. В нашем детском саду есть у каждой группы своя страничка в социальной сети Вконтакте. Воспитатели делятся актуальной информацией с родителями, выкладывают фотоотчеты различных мероприятий, размещают объявления и т. д. Вконтакте родители создают свои чаты, где общаются друг с другом, делятся мнением, размещают вопросы.
Помимо группы Вконтакте, на сайте нашего дошкольного учреждения есть странички каждой группы. Мы, педагоги, размещаем здесь различные планы (план развития развивающей предметно-пространственной среды, план работы с родителями, план по сохранению и укреплению здоровья воспитанников, публикуем отчеты по пройденным мероприятиям группы. На страничке имеются возрастные особенности детей, задачи обучения на учебный год и т. д.
В такое непростое время дистанционные технологии приходятся как никак кстати. В связи с пандемией массовые мероприятия под запретом, и мы проводим родительские собрания с помощью презентаций, видеоконференций, а так же дублируем информацию, выкладывая ее в группе. Дистанционно проводим конкурсы: родители отправляют видео-ролики и фотографии на почту воспитателей и педагогов-организаторов.
Родители воспитанников помогают и в воспитательно-образовательном процессе : они распечатывают цветные иллюстрации, фотографии, раскраски и т. п.
Таким образом, использование ИКТ в работе с детьми дошкольного возраста – это преобразование предметно-развивающей среды ребенка, создание новых средств, направленных на его развитие.
Информационно-коммуникационные технологии, используемые в работе воспитателя, объединяют детей, педагогический коллектив и родителей воспитанников в единый многоплановый процесс.
Библиографический список
1. Горбунова, Н. А. Мультимедийные музыкальные игры как средство формирования и развития певческих навыков у детей старшего дошкольного возраста [Текст] / Н. А. Горбунова// Информационно-коммуникационные технологии в образовании «ИНФОКОМИТЕХ-20015» : сборник материалов I Межрегиональной научно-практической конференции (Сыктывкар, 10-11 декабря 2015 года) : в 2 ч. Ч. 2. – Сыктывкар. – С. 10-14.
2. Пестов, С. А. Проблемы формирования информационной компетентности педагога и использование САПР [Текст]/ С. А. Пестов// Информационно-коммуникационные технологии в образовании «ИНФОКОМИТЕХ-20015» : сборник материалов I Межрегиональной научно-практической конференции (Сыктывкар, 10-11 декабря 2015 года) : в 2 ч. Ч. 2. – Сыктывкар. – С. 18-20.