Анна Чистякова
Использование ИКТ в логопедической работе
▼ Скачать + Заказать документы
«Использование ИКТ в логопедической работе ДОУ»
ИКТ прочно вошли в жизнь дошкольного учреждения в качестве средств обучения детей. Владение информационно-компьютерными технологиями помогает педагогу чувствовать себя комфортно в новых социально-экономических условиях, а образовательному учреждению – перейти на режим функционирования и развития как открытой образовательной системы.
Публикация «Использование ИКТ в логопедической работе» размещена в разделах
Реализация ИКТ в коррекционной-развивающей работе с детьми ОВЗ даёт возможность нам логопедам решать несколько задач:
Повысить качество образовательной и коррекционно-развивающей работы с детьми дошкольного возраста с ОВЗ;
Формировать мотивацию и поддерживать интерес детей во время организованной образовательной деятельности;
Расширять словарный запас и кругозор детей, увеличивать речевую активность, формировать навыки правильной речи;
Способствовать активизации у детей концентрации внимания, памяти, мышления;
Развивать интеллектуальный, эмоциональный потенциал и позитивные личностные качества ребенка, компенсация у него первичных нарушений и коррекция вторичных отклонений;
Осуществлять индивидуальный подход в обучении.
ИКТ я использую по следующим направлениям коррекционной работы:
Направления коррекционной работы с использованием ИКТ
Развитие связной речи – пересказ (составление) текста с опорой на серию сюжетных картинок.
Обучение грамоте – формирование навыков фонематического анализа.
Формирование зрительно-пространственных отношений.
Работа над звукопроизношением – артикуляционная гимнастика, автоматизация звуков, дифференциация звуков и букв.
Формирование лексико-грамматических категорий – словообразование, словоизменение.
Коррекционно-оздоровительное направление – игры на развитие общей, мелкой моторики рук.
ИКТ позволяют сделать занятие интересным, познавательным и результативным. Я использую интерактивное оборудование, которое имеется в нашем детском саду.
Использование современного компьютерного оборудования:
- Компьютеры, ноутбуки
- Интерактивные доски
- Мультимедийный проектор
Интерактивная доска
В нашем детском саду интерактивная доска является удобным инструментом и "помощником" в организации образовательного процесса с детьми. Доска достаточно проста в управлении, и дети с легкостью и большим удовольствием работают на ней. Все манипуляции интуитивно понятны, рукой - передвигаем объекты, берем маркер - пишем, берем ластик - стираем.
В работе на интерактивной доске хорошо прослеживается принцип «интерактивная наглядность». В отличии от традиционной наглядности (иллюстраций) использование интерактивной доски (компьютера) позволяет увидеть то, что не всегда возможно в реальной жизни к тому же в интерактивной форме возможно и осуществлять манипуляции с наблюдаемыми объектами.
Работая с интерактивной доской, нам представляется возможность, по-новому использовать в коррекционной деятельности дидактическую игру и упражнения, коммуникативные игры, задания. С помощью звука, цвета, графических изображений можно смоделировать любую ситуацию.
Материал для работы с интерактивной доской подбираю согласно перспективному тематическому плану. Создаю и использую презентации по конкретным лексическим темам.
На логопедических занятиях компьютерные технологии применяю при коррекции нарушений звукопроизношения, лексики и грамматики, связной речи. С этой целью начала создавать информационно-практический материал, включающий разнообразные компьютерные программы «Учимся говорить правильно» и др., развивающие и обучающие игры, научные и практические мультимедийные презентации, которые можно использовать как на подгрупповых, так и на индивидуальных занятиях в зависимости от поставленных задач и психофизиологических возможностей воспитанников с речевыми нарушениями.
Программное обеспечение (ПО, поставляемое в комплекте с интерактивным оборудованием, позволяет создавать собственные игровые упражнения под кoнкретные цели, задачи, направления коррекционно-развивающей деятельности. Кроме этого, используем также и готовые электронные образовательные ресурсы, интернет-порталы.
В коррекционно-развивающей работе учителя-логопеда использую самостоятельно разработанный инструментарий: с помощью программы Microsoft Office, Power Point; веб-страницы и веб-сайты, порталы; цифровые видеоролики, аудиозаписи и др. Активно использую развивающие и обучающие компьютерные программы.
Программа «Игры для тигры» представляет собой единый программно-методический комплекс, который содержит компактную программу и учебно-методическое пособие. Подробные методические рекомендации помогают организовать работу с детьми.
Для коррекции фонетико-фонематической стороны речи детей используется серия упражнений компьютерной логопедической программы «Солнечный замок».
Для работы над звукопроизношением, в частности над автоматизацией поставленных звуков используется программа «Домашний логопед».
В сети Интернет сейчас множество сайтов, на которых можно найти интересные, а главное полезные логопедические и развивающие игры и упражнения. Одним из такиx является интерактивный интернет-портал «Мерсибо». Сайт содержит большое количество развивающих игр, направленных на всестороннее развитие речи: импрессивную и экспрессивную стороны. Уже несколько лет я активно использую в своей коррекционно-развивающей работе с дошкольниками интерактивные игры этого портала. База интерактивных игр «Мерсибо» позволяет решать задачи в соответствии с ФГОС ДО по развитию речи детей, наиболее эффективным для ребенка способом – в игре.
Компьютер
Для индивидуальной работы с дошкольниками с ОВЗ использую ноутбук. Все дети любят играть на компьютере, и возможность позаниматься на нём служит дополнительным стимулом для выполнения заданий. Компьютерные развивающие игры создают высокую мотивацию детей, поддерживают их активное восприятие занятий. Интерес к заданию при этом удерживается значительно дольше. Использование компьютера даёт ребенку с речевыми недостатками возможность в некоторой степени самостоятельно оценивать правильность выполнения задания, так как на мониторе он видит результат своих действий. Использую эти игры как часть занятия и как поощрение в конце занятия. Дети в восторге, стараются изо всех сил, на занятия идут с удовольствием.
Преимущества интерактивных игр повышение мотивации к логопедическим занятиям; предотвращение утомляемости детей на занятии; развитие внимания, зрительно-моторной координации, познавательной активности; осуществление объективного контроля развития и деятельности детей; сюжетное наполнение традиционной игровой деятельности; визуализация акустических компонентов речи; незаметный для ребёнка переход от игровой деятельности к учебной; быстрый перевод изучаемого материала в долговременную память.
Использование ИКТ во взаимодействии с педагогами:
Проводя выступления на педагогических советах и совещаниях, мастер-классах постоянно использую мультимедийные презентации, видеоролики о работе, фотоотчёты логопедических мероприятий.
Мастер-классы с использование мультимедиа презентаций;
Семинары-практикумы с просмотром видео-зарисовок, видеороликов на интерактивном оборудовании;
Использование ИКТ во взаимодействии с родителями:
В коррекционно - образовательном процессе я использую различные формы работы учителя-логопеда с родителями с использованием ИКТ:
а) с помощью телекоммуникации
- общение через группу «Василек» вконтакте
- общение учителя-логопеда по электронной почте;
- использование сайта детского сада
- использование страницы в Инстаграм.
б) консультативно-методическое сопровождение (буклеты, памятки, обработанные на компьютерном оборудовании);
в) электронные информационные рюкзачки (передача информации с помощью переносных накопителей: CD-диск или флеш-накопитель)
Проведение педагогических мероприятий (родительских собраний, консультаций, семинаров-практикумов и т. д.) с использованием мультимедийной техники является современной формой информирования и консультирования, позволяет представить материал красочнее, информативнее и увлекательнее, помогает выделить его основные аспекты и дает возможность их проиллюстрировать.
Выводы:
Использование ИКТ в работе логопеда:
- становятся необходимым средством обучения детей с нарушениями речи;
- повышает мотивацию ребенка к логопедическим занятиям, способствует повышению речевой и познавательной активности;
- способствует повышению самооценки ребенка (система поощрений – компьютерные герои);
- позволяет проводить образовательную деятельность в игровой форме.