Светлана Олеговна Саитова
Использование ИКТ в ДОУ как средство достижения нового качества образования
Согласно требованиям Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования (ФГОС ДО, внедрение информационных технологий в сферу образовательно-воспитательного процесса, с целью улучшения качества обучения, мотивации детей к получению новых знаний, а также ускорению процесса усвоения знаний. Одним из направлений является информационная культура.
Информационно-коммуникационные технологии (ИКТ) – это технологии, которые используют различного рода глобальные сетевые и локальные технологии, а также их возможности.
Публикация «Использование ИКТ в ДОУ как средство достижения нового качества образования» размещена в разделах
В образовательном процессе, ИКТ - это совокупность материалов учебного и методического характеров, средства вычислительной техники имеющих место в образовательном процессе, а также в формах и методах их применения длявыработки и повышения профессиональных качеств воспитателя, совершенствования их деятельности, всестороннего развития, коррекции и диагностики детей.
Применение ИКТ в образовательном процессе может выражаться следующим образом :
- применение персональных компьютеров, ноутбуков, различного рода периферийных и мультимедийныхустройств и аппаратуры (таких, как аудиоцентры, колонки, проектор, принтеры, фотоаппараты, видеокамеры, устройства дополненной реальности и т. п.);
- создание информационных стендов разной тематики и направленности, листовки, стенная печать, родительские уголки с рекомендациями касающихся воспитания и прочее;
- использование информационных ресурсов, электронной почты, электронных библиотек, интернет-конференций, электронных журналов, чаты, веб-сайтов и тому подобного.
Применение ИКТ, в образовательном процессе, рассматривается как создание организованной и целенаправленной образовательной среды. Грамотное использование даёт возможность для разностороннего развития, выявления и устранения пробелов в знаниях воспитанников, а также выявление необходимых корректировок в методиках воспитания.
Использование ИКТ таким образом обеспечивает преподавателей,обучаемых и их родителей учебно-методическим материалом, а также предоставляет возможность для интерактивного взаимодействия между ними.
Использование ИКТ, при правильном подходе, благоприятно отражается на образовательно-воспитательном процессе. Информационные технологии значительно расширяют способы предоставления учебного материала. Изложение нового материала с использованием презентаций, видеоряда, элементов дополненной реальности позволяет создать яркие опорные образы, наполненные исчерпывающей структурированной информацией и подаваемые в последовательном порядке – этоспособствует вовлечению ребёнка в процесс обучения. Информация посредством наглядных образов приобретает эмоциональных окрас, вызывает у ребенка живой интерес, что помогает ему лучше усвоить и запомнить материал, активировать умственную деятельность, что очень важно, учитывая наглядно-образное мышление детей дошкольного возраста. При этом включаются три вида памяти: зрительная, слуховая, моторная.
Процесс обучения с применением ИКТ даёт больше возможностей постановки учебных задач, управления процессами их решения. Появляется возможность воссоздания и анализа реальной обстановки, ситуаций и явлений, которые сложно наблюдать в силу различных обстоятельств (например, природные явления, физические, химические и другие явления).
Использование обучающих и развивающих программ способствует не только тому, что производится тренировка определенных способностей воспитанников, но и их самостоятельная деятельность. Это развивает их интеллектуальные, когнитивные и творческие способности, самостоятельность в получении и конструирований собственных представлений и знаний, приводит к формированию нового уровня мышления.
В связи с частичной или полной занятостью родителей наиболее эффективная формавзаимодействия с ними- наглядная информация. Использование ИКТ позволяет вести информационные стенды, стенгазеты, материалы с советами родителям в вопросах воспитания детей раннего возраста, создавать листовки и более того, предоставлять эту информацию красиво и современно, способствуя привлечению внимания.
Не менее важным является возможность предоставления информации дистанционно. Веб-ресурс предоставляет возможность располагать необходимые новости, видео и аудио материалы, учебные пособия и рекомендации для родителей и их детей.
Использование ИКТ имеет место в проведении родительских собраний и консультации. Тематические родительские собрания и консультации являются эффективным взаимодействием ДОУ и родителей.
Глобальная сеть даёт возможность проводить анкетирование родителей. Родители могут отвечать на вопросы в любое удобное для них время, в удобном месте, обеспечивается индивидуальное общение с каждым родителем, предоставление и получение необходимой информации оперативно.
Применение ИКТ воспитателями предполагает владение навыками поиска, обработки, анализа, оценки, представления и передачи информации. Применениеинформационных технологий помогает повысить компетентность в области ИКТ, сделать их высокоэффективным инструментом для развития новых методов и форм обучения,организовать образовательно-воспитательную деятельность, повышая качество образования.
Образовательно-воспитательная деятельность подразумевает под собой организацию совместной развивающей деятельности воспитателя и детей, и соответствующую ей развивающую среду. Проведение занятий с использованием презентаций, аудио- и видеоматериала, а также устройств дополненной реальности создаёт благоприятную интерактивную среду обучения, в которой воспитанник наглядно с помощью статических и динамических образов воспринимаетматериал, что позволит лучше его усвоить и получить необходимые навыки, а воспитатель может ответить на возникшие вопросы, тем самым устранив пробелы в понимании.
Другойособенностью использования ИКТ – сокращение временных затрат на такие мероприятия, как составление и оформление документации. В процессе образовательно-воспитательной деятельности воспитатель занимаетсясоставлением и оформлением календарных планов проведения занятий и мероприятий для детей, подготовкой материалов с целью разработкии оформлением информационных стендов для родителей, проведением диагностики (о поведении и успеваемости ребенка с целью отслеживания динамики его развития) и оформления материалав печатном и электронном видах. В совокупности, эти мероприятия способствуютподготовкевоспитателя к аттестации, подготовке и ведению электронного портфолио. Применение компьютеров, интернета и ведение документации в электронном виде способствует сокращению времени на производство документ и их оформление, даёт возможность к правкам и долгосрочному хранению.
Для подготовки воспитателя к занятиям и освоения новых методик, использование ИКТ позволяет воспользоваться информационно-методической поддержкой в виде электронных ресурсов, дидактического и методического материалов. Вне зависимости от своей локализации участвовать в дистанционных олимпиадах и конкурсах. Организованные сообщества и форумы педагогов дают возможность получить необходимые методические рекомендации и советы, размещать свои материалы и делиться полезным опытом.
Всё это создаёт необходимость в повышении квалификации. Дистанционные курсы, онлайн семинары и онлайн конференциипозволят повысить их профессиональный навык, обеспечить подготовку воспитателя по приоритетным направлениям в соответствии с их способностями и возможностями, а также готовности к выполнениюпрофессиональных функций, без отрыва от образовательно-воспитательной деятельности.
Профессиональный рост создаёт позитивную конкуренцию в коллективе воспитателей. Такая конкуренция создаёт необходимость в обмене опытом и освоении новых информационных технологий, что всё больше склоняет к применению ИКТ.
Из этого можно сделать вывод, что применение ИКТ в воспитательно-образовательном процессе :
Способствует повышению нашего профессионального уровня, как педагогов, активизирует поиск новых он нетрадиционных форм и методов обучения, дает стимул к проявлению творческих способностей.
Повышает интерес детей к обучению, активизирует познавательную деятельность, и улучшает качество к усвоения программного материала детьми.
Повышает уровень педагогической компетентности родителей, информированности их о жизни группы и результатах каждого конкретного ребёнка, повышает интерес к событиям в детском саду.
Литература
1. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования : Письма и приказы Минобрнауки. — М. : ТЦ Сфера, 2015. -96 с.
2. Информационные технологии в образовании : учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / И. Г. Захарова. — 6-е изд. ,стер. — М. : Издательский центр «Академия», 2010. — 192 с.
3. lektsii.org
4. multiurok.ru
5. www.maam.ru
6. collegy.ucoz.ru