Романова Маргарита
Использование игры в коррекционно-развивающей работе учителя-логопеда
▼ Скачать + Заказать документы
Использование игры в коррекционно-развивающей работе учителя-логопеда.
Учитель-логопед - Романова Маргарита Александровна
ГБДОУ детский сад № 5 комбинированного вида
Выборгского района Санкт-Петербурга
Детям с проблемами речевого развития требуется помощь, которую можно предоставить только в специально организованных условиях, на коррекционно-развивающих занятиях. Но учебная деятельность – не является ведущей в дошкольном возрасте, а просто выполнять перед зеркалом необходимые артикуляционные упражнения - скучно. Как тут быть? На помощь приходит игра, игровые приемы, сказки, то есть все, чем можно заинтересовать и увлечь абсолютно любого ребенка, а если он будет сознавать значимость своих действий, получать от игры удовольствие – то вероятность возникновения трудностей в процессе обучения низкая. Ребенок сам будет стремиться попасть в логопедический кабинет, к зеркалу или любимому сказочному герою.
Публикация «Использование игры в коррекционно-развивающей работе учителя-логопеда» размещена в разделах
Игры могут выполнять различные функции: терапевтическую, диагностическую или обучающую.
В работе учителя логопеда игра является средством воздействия на ребенка, способом привлечения его к образовательной деятельности, путем получения положительных эмоций во время логопедических занятий, что вызывает у ребенка желание посетить эти занятия снова.
Работа учителя-логопеда охватывает 5 образовательных областей, но самое большое внимание уделяется речевому и социально-коммуникативному развитию. Некоторые направления логопедической работы невозможно представить без игр и игровых приемов. Приведу пример названий некоторых игр и игровых упражнений, с помощью которых решаются основные задачи коррекционно-развивающей работы учителя-логопеда.
Образовательная область Направления работы и примерные игры
Речевое развитие 1. Слуховое внимание развивается в играх типа “Что звучало? У кого погремушка? Угадай, кто позвал? Чей голосок? Сколько пищалок?”
2. Фонематическое внимание и восприятие развивается в играх “Хлопни, если услышишь; хлопни-топни; Подними фонарик”.
3. Мелодико-интонационная выразительность речи можно развивать в играх “Эхо; Зеркало”.
4. Умение изменять силу и высоту голоса развивается в играх типа ”Мишка и мышка; Далеко-близко; Поезд и мотоцикл”.
5. Речевое дыхание развивается в играх “Ветерок; Загони мяч в ворота; Сдуй листик с ладошки; тянем ниточку”.
6. При развитии артикуляционной мускулатуры, таких качеств как подвижность, скорость, точность, переключаемость, координация, сила, при формировании различных артикуляционных укладов, используются “Логопедические сказки; Игры с язычком”, которые способствуют развитию интереса к артикуляционной гимнастике, желания ее выполнять.
7. Фонематические процессы и слоговая структура формируются и развиваются больше с помощью игровых приемов, элементов сказки.
8. Грамматический строй развивается с помощью настольно-печатных игр, интересных дидактических пособий, игровых наборов. Но понимание пространственного значения простых и сложных предлогов, других слов с пространственной семантикой, на начальных этапах лучше формировать в непосредственных играх с предметами, с пособиями на фланелеграфе /”Заяц и волк; Осенний лес; Урожай и заготовки”/.
9. Связная речь, как неотъемлемая составляющая общения развивается постоянно, а умение читать стихи, проигрывать роль, составлять рассказы, пересказы, придумывать сказки, можно развивать по дидактическим пособиям, в настольно-печатных играх /”Найди отличие; Что перепутал художник; Нелепица; Серии сюжетных картинок”/, с помощью игровых наборов для сюжетных игр, что в процессе проектирования образовательной деятельности дает простор для фантазии и творчества логопеда.
Социально-коммуникативное развитие Игра помогает социализировать ребенка в обществе. При работе с детьми, имеющими речевой негативизм, игра выполняет терапевтическую функцию, положительные эмоции и интерес помогают преодолеть страхи, чувство дискомфорта. В процессе игры активизируется коммуникативная функция речи, познавательный интерес, желание делиться знаниями и впечатлениями, появляется необходимость своевременно и быстро делиться информацией, играть по правилам. А соревновательные моменты повышают активность детей, подталкивают к осознанию значимости взаимодействия, желания действовать в команде, и на благо своей команды, быть и сознавать себя ее важной частью.
В игре формируются и нравственные ценности личности. Примеряя разные роли ребенок учится видеть ситуацию и с позиции других участников, учится ставить себя на место другого. Через игру можно воздействовать не только на одного ребенка, но и на целый детский коллектив, игра способствует формированию “детского общества”.
1. Умение поддерживать диалог развивается в сюжетно-ролевых играх /”Поездка в трамвае”, “Костя заболел”, “За продуктами”/
2. Умение строить монологические высказывания /описательные рассказы/, передавать речевыми средствами информацию, эмоции, отношение к герою или ситуации развивается с помощью игровых приемов или ролевых игр /”Интервью”, “Секретарь”/, посредством настольных игр /”Что к чему”; ”Лишний предмет”/.
3. Дружеское отношение к сверстникам, внимание и сопереживание, умения работать в команде можно развивать в командных соревновательных играх.
4. Формирование чувства любви к родному городу, России, воспитание чувства гордости за свою страну, советский народ, благодарности погибшим воинам, ленинградцам, защитникам, ветеранам – воспитывается в беседах с использованием игровых материалов для наглядности, с помощью презентаций, живого общения с ветеранами, при подготовке подарков для ветеранов.
5. Развитие общения и взаимодействия ребенка со взрослыми и сверстниками, как и привлечение родителей к образовательному процессу можно реализовывать через совместные игры-занятия, праздники, соревнования, игры-драматизации, кукольные представления и другие виды деятельности.
Познавательное развитие 1. Развитие произвольности и устойчивости внимания, памяти, мыслительных операций, воображения, умения анализировать и делать выводы – чаще реализуется в специальных настольно-печатных играх, с помощью игровых приемов с пособиями /Кубики Кооса, Кубики, разрезные картинки, пазлы, мозаика, Чего не стало? Что изменилось, Найди пару, Найди по контуру, Где чья тень? Дорисую половину, Лабиринты/.
2. Закрепление знания основных цветов, оттенков, форм, закрепление в речи названий геометрических фигур и форм – в играх типа “Лото, Судоку, Геометрическая мозайка, Домино ”…
3. Развитие умения сравнивать предметы по 1-2 признакам. Оречевлять сходства и различия между предметами в сложных предложениях “Чем похожи, Найди отличия”.
4. Развитие умения обобщать по ряду признаков и исключать лишние предметы из группы “ Лишний предмет, Что не подходит ”.
5. Развивать умение устанавливать и оречевлять причинно-следственные отношения, последовательности и закономерности “Продолжи узор, Разложи в правильном порядке, Что сначала – что потом, игры с серией сюжетных картинок, А что будет дальше?”
6. Совершенствование навыков ориентировки на плоскости и в пространстве можно в играх с предметами типа “Достань из шкафа; Где Мишка; Как рассадить гостей; Убери на полку”…
7. Систематизация знаний о временах года с помощью настольно-печатных изданий /Лото, разрезные картинки, Что к чему? Лишний предмет/…
Художественно-эстетическое развитие Развитие творческих способностей в инсценировках, проигрывание разных ролей.
Развитие мимики, мелодико-интонационной выразительности речи, умения делать смысловые паузы – в специальных игровых упражнениях
Закрепление правильного, четкого произношения поставленных звуков в игровых упражнениях, инсценировках.
Физическое развитие
Использование здоровьесберегающих технологий /координация речи с движениями, пальчиковые игры, гимнастика для глаз/
Развитие артикуляционного аппарата – координация, сила, объем, активность, скорость, точность – в игровых упражнениях.
Развитие мелкой моторики - пальчиковые игры, игры со счетными палочками, веревочками, мелкими предметами и игрушками, с мячом, колючими мячиками, мозаикой, шнуровками, сборно-разборными игрушками по лексическим темам в соответствии с возрастом воспитанников.
Весь образовательный процесс коррекционной логопедической работы должен быть организован так, чтобы детям нравилось “учиться”, то есть играть с логопедом, а следственно, исправлять тяжелые речевые нарушения с удовольствием.
Игры с коррекционно-развивающим уклоном должны быть хорошо продуманы, подобраны и организованы с учетом характера речевого нарушения, индивидуальных особенностей и интересов ребенка. Содержание их должно быть интересным, доступным, направленным на решение определенных коррекционно-развивающих задач, развитие познавательной активности, инициативности, воображения – как основы творчества, развитие учебной мотивации, формирование адекватной самооценки, умения добровольно и осознанно подчиняются правилам, что поможет в будущем нашим воспитанникам благополучно социализироваться в обществе, а может быть достичь невероятных высот.