Юлия Фролонцова
Использование игры для формирования личности ребенка в дошкольный период детства
▼ Скачать + Заказать документы
Игра для ребенка старшего дошкольного возраста является такой формой жизни, в которой он может реализовать свои потребности и способности. В игре задействованы все основные сферы жизни: деятельность, процессы сознания, познания и собственно личностные отношения. В игре эти сферы представлены в некоторой незавершенности по сравнению с «серьезностью», обязательностью неигровых требований, норм, способов и т. д. Именно такая незавершенность и делает возможным осуществление, сочетание, переплетение разных сфер, которые за пределами игры в той или иной степени разведены. В игре реализуется в богатейших и разнообразных формах способность «быть собой и другим» [1].
Публикация «Использование игры для формирования личности ребенка в дошкольный период детства» размещена в разделах
Ниже представлены игры и упражнения, которые могут быть предложены детям без предварительного обучения. В них решаются задачи, которые способствуют: формированию культуры поведения; развитию нравственных качеств личности; развитию эмоционально-волевой сферы; формированию адекватной самооценки; выработке уверенности в своих силах и повышению самоконтроля [2].
Игра «В стране дорожных знаков»
Цель. Формирование культуры поведения в общественном транспорте и на улице. Воспитание внимания, организованности.
Игровой материал. Шапки водителя и милиционера, дорожные знаки «Пешеходный переход», «Внимание, дети!», «Поворот», «Ремонт дороги», «Проезда нет», «Крутой поворот»; светофор, жезл.
Ход игры. Ребята вместе с воспитателем составляют из стульев «автобус». Воспитатель создает следующие игровые ситуации: вход и выход пассажиров; остановки у светофоров, столовой, пункта медицинской помощи и др. ; знакомство с милиционером-регулировщиком и его работой. Дети сначала играют под руководством воспитателя, который дает пример правильного поведения в различных ситуациях, после ведущим становится один из детей.
Игра «День рождения куклы Маши»
Цель. Закрепление навыков культурного поведения, воспитание внимательного отношения к товарищам, стремления проявлять заботу о них.
Игровой материал. Кукла, игрушки-самоделки, костюмы.
Ход игры. Воспитатель показывает куклу Машу и от имени куклы приглашает детей в гости на день рождения. После этого дети вместе обсуждают, какой подарок они подготовят имениннице (игрушку-самоделку, представление и др.). Затем воспитатель совместно с детьми обыгрывает ситуацию, как кукла Маша принимает гостей, как происходит вручение подарка, как кукла угощает ребят, как дальше проводится день рождения (дети играют в совместные игры).
Игра «Из какой я сказки?»
Цель. Закрепление у детей представлений о таких качествах человека, как доброта, смелость, скромность, трудолюбие.
Игровой материал. Картинки с иллюстрациями к знакомым сказкам.
Ход игры. Воспитатель вместе с детьми рассматривают картинки с иллюстрациями к сказкам, слушают небольшие отрывки из знакомых сказок и припоминают их содержание и названия. После этого один из детей рассказывает, с кем из героев сказки он повстречался, кто из них действовал хорошо и кто не очень хорошо, плохо. После этого другому ребенку предлагается взять картинку к одной из сказок и обыграть эпизод (слова из текста, песенка, пляска).
Игра «Наоборот»
Цель. Обучение детей пониманию качеств личности.
Игровой материал. Иллюстрации из знакомых сказок.
Ход игры. Воспитатель вместе с детьми выбирает любую знакомую сказку и дает следующую инструкцию: «Нужно главным героям сказки приписывать прямо противоположные свойства. Например, сказка «Красная шапочка» зазвучит совершенно по-другому, если волк в ней будет маленький (или добрый, а Красная шапочка — большая (или злая, или Баба-Яга в сказках вдруг начнет совершать хорошие поступки». Далее дети выбирают на столе у воспитателя любую иллюстрацию к сказке, приписывают героям противоположные качества и рассказывают сказку заново.
Упражнение «Радость»
Цель. Научить детей распознавать различные эмоции.
Игровой материал. Схематическое изображение эмоции радости.
Описание упражнения. Воспитатель предлагает детям внимательно рассмотреть изображение эмоции и спрашивает: «Как вы думаете, какая эмоция здесь изображена?». Ребята отвечают: «Эмоция радости». После этого педагог просит объяснить, по каким признакам можно догадаться, что человек испытывает радость. В конце упражнения взрослый проводит конкурс на самое радостное лицо.
Упражнение «Представь, что ты это можешь»
Цель. Вырабатывание у ребенка уверенности в своих силах.
Описание упражнения. Упражнение проводится с одним ребенком. Воспитатель предлагает ребенку не просто что-то сделать, а представить, что он может это сделать и показать. Например, если попросить ребенка завязать шнурки, он может отказаться. В этом упражнении педагог просит его представить, что он может завязать шнурки и показать, как это делается. После этого педагог предлагает ребенку достать до потолка или представить, что он достает до потолка, как он это делает. Педагог может придумывать различные ситуации и вырабатывать у ребенка уверенность в своих силах, что в любом случае у него все получится, пусть даже в воображении.
Игра «Мир без тебя»
Цель. Обучение осознанию собственной значимости в мире, среди людей.
Ход игры. Упражнение проводится с группой детей. Воспитатель предлагает детям образовать круг, в центре помещается один ребенок. Педагог дает следующую инструкцию: «Ребенку, который находится в центре круга, нужно говорить различные слова-комплименты. Продолжите мою фразу «Мир был бы без тебя не интересен, потому что ты. (хорошо танцуешь, у тебя красивая улыбка, ты много знаешь разных игр и т. п.)». Ребята самостоятельно говорят комплименты ребенку, тем самым показывая ему его значимость в этой группе.
Упражнение «Закончи предложение»
Цель. Научить осознанию своих личностных качеств.
Описание упражнения. Воспитатель предлагает детям каждому по очереди встать, произнести и продолжить следующую фразу: «Я красивый, потому что.». После того, как все участники сказали свои предложения, педагог предлагает продолжить следующую фразу: «Меня любят, потому что я.». Затем, когда уже все участники выполнили задание, проводится маленькое обсуждение услышанного. Необходимо, чтобы участники поняли, что их любят в основном за то, что они есть, т. е. любят те, кто от них ничего не требует. Последним этапом этого упражнение будет продолжение фразы: «Меня уважают, потому что я…». Продолжение этой фразы вызывает у детей затруднение. Им трудно отделить слово «уважают» от «любят». Воспитатель подводит ребят к мысли о том, что уважения заслуживают те, кто умеет делать что-то реальное и полезное (Красиощекова, 2006, 299).
Таким образом, в речевых играх представлено большое количество сказочных сюжетов, где дети учатся понимать собственные чувства и чувства других, осознают правильность поступков сказочных героев, учатся понимать их настроение. Игры и упражнения подобраны с учетом психических особенностей детей данного возраста. Игра способствует становлению произвольного поведения ребенка. Механизм управления своим поведением складывается именно в игре, а затем проявляется в других видах деятельности. В игре развивается мотивационно-потребностная сфера ребенка. Возникают новые мотивы деятельности и связанные с ними цели, происходят качественные изменения в психике.
Библиографический список
1. Каличенко А. В., Микляева Ю. В. Развитие игровой деятельности дошкольников. – М. : Высшее образование, 2004. – 96 с.
2. Красиощекова Н. В. Диагностика и развитие личностной сферы детей старшего дошкольного возраста. Тесты. Игры. Упражнения. – Ростов н/Д. : Феникс, 2006. – 299 с.