МААМ-картинки

Использование игры для формирования личности ребенка в дошкольный период детства

Юлия Фролонцова
Использование игры для формирования личности ребенка в дошкольный период детства
▼ Скачать + Заказать документы

Игра для ребенка старшего дошкольного возраста является такой формой жизни, в которой он может реализовать свои потребности и способности. В игре задействованы все основные сферы жизни: деятельность, процессы сознания, познания и собственно личностные отношения. В игре эти сферы представлены в некоторой незавершенности по сравнению с «серьезностью», обязательностью неигровых требований, норм, способов и т. д. Именно такая незавершенность и делает возможным осуществление, сочетание, переплетение разных сфер, которые за пределами игры в той или иной степени разведены. В игре реализуется в богатейших и разнообразных формах способность «быть собой и другим» [1].

Публикация «Использование игры для формирования личности ребенка в дошкольный период детства» размещена в разделах

Ниже представлены игры и упражнения, которые могут быть предложены детям без предварительного обучения. В них решаются задачи, которые способствуют: формированию культуры поведения; развитию нравственных качеств личности; развитию эмоционально-волевой сферы; формированию адекватной самооценки; выработке уверенности в своих силах и повышению самоконтроля [2].

Игра «В стране дорожных знаков»

Цель. Формирование культуры поведения в общественном транспорте и на улице. Воспитание внимания, организованности.

Игровой материал. Шапки водителя и милиционера, дорожные знаки «Пешеходный переход», «Внимание, дети!», «Поворот», «Ремонт дороги», «Проезда нет», «Крутой поворот»; светофор, жезл.

Ход игры. Ребята вместе с воспитателем составляют из стульев «автобус». Воспитатель создает следующие игровые ситуации: вход и выход пассажиров; остановки у светофоров, столовой, пункта медицинской помощи и др. ; знакомство с милиционером-регулировщиком и его работой. Дети сначала играют под руководством воспитателя, который дает пример правильного поведения в различных ситуациях, после ведущим становится один из детей.

Игра «День рождения куклы Маши»

Цель. Закрепление навыков культурного поведения, воспитание внимательного отношения к товарищам, стремления проявлять заботу о них.

Игровой материал. Кукла, игрушки-самоделки, костюмы.

Ход игры. Воспитатель показывает куклу Машу и от имени куклы приглашает детей в гости на день рождения. После этого дети вместе обсуждают, какой подарок они подготовят имениннице (игрушку-самоделку, представление и др.). Затем воспитатель совместно с детьми обыгрывает ситуацию, как кукла Маша принимает гостей, как происходит вручение подарка, как кукла угощает ребят, как дальше проводится день рождения (дети играют в совместные игры).

Игра «Из какой я сказки?»

Цель. Закрепление у детей представлений о таких качествах человека, как доброта, смелость, скромность, трудолюбие.

Игровой материал. Картинки с иллюстрациями к знакомым сказкам.

Ход игры. Воспитатель вместе с детьми рассматривают картинки с иллюстрациями к сказкам, слушают небольшие отрывки из знакомых сказок и припоминают их содержание и названия. После этого один из детей рассказывает, с кем из героев сказки он повстречался, кто из них действовал хорошо и кто не очень хорошо, плохо. После этого другому ребенку предлагается взять картинку к одной из сказок и обыграть эпизод (слова из текста, песенка, пляска).

Игра «Наоборот»

Цель. Обучение детей пониманию качеств личности.

Игровой материал. Иллюстрации из знакомых сказок.

Ход игры. Воспитатель вместе с детьми выбирает любую знакомую сказку и дает следующую инструкцию: «Нужно главным героям сказки приписывать прямо противоположные свойства. Например, сказка «Красная шапочка» зазвучит совершенно по-другому, если волк в ней будет маленький (или добрый, а Красная шапочка — большая (или злая, или Баба-Яга в сказках вдруг начнет совершать хорошие поступки». Далее дети выбирают на столе у воспитателя любую иллюстрацию к сказке, приписывают героям противоположные качества и рассказывают сказку заново.

Упражнение «Радость»

Цель. Научить детей распознавать различные эмоции.

Игровой материал. Схематическое изображение эмоции радости.

Описание упражнения. Воспитатель предлагает детям внимательно рассмотреть изображение эмоции и спрашивает: «Как вы думаете, какая эмоция здесь изображена?». Ребята отвечают: «Эмоция радости». После этого педагог просит объяснить, по каким признакам можно догадаться, что человек испытывает радость. В конце упражнения взрослый проводит конкурс на самое радостное лицо.

Упражнение «Представь, что ты это можешь»

Цель. Вырабатывание у ребенка уверенности в своих силах.

Описание упражнения. Упражнение проводится с одним ребенком. Воспитатель предлагает ребенку не просто что-то сделать, а представить, что он может это сделать и показать. Например, если попросить ребенка завязать шнурки, он может отказаться. В этом упражнении педагог просит его представить, что он может завязать шнурки и показать, как это делается. После этого педагог предлагает ребенку достать до потолка или представить, что он достает до потолка, как он это делает. Педагог может придумывать различные ситуации и вырабатывать у ребенка уверенность в своих силах, что в любом случае у него все получится, пусть даже в воображении.

Игра «Мир без тебя»

Цель. Обучение осознанию собственной значимости в мире, среди людей.

Ход игры. Упражнение проводится с группой детей. Воспитатель предлагает детям образовать круг, в центре помещается один ребенок. Педагог дает следующую инструкцию: «Ребенку, который находится в центре круга, нужно говорить различные слова-комплименты. Продолжите мою фразу «Мир был бы без тебя не интересен, потому что ты. (хорошо танцуешь, у тебя красивая улыбка, ты много знаешь разных игр и т. п.)». Ребята самостоятельно говорят комплименты ребенку, тем самым показывая ему его значимость в этой группе.

Упражнение «Закончи предложение»

Цель. Научить осознанию своих личностных качеств.

Описание упражнения. Воспитатель предлагает детям каждому по очереди встать, произнести и продолжить следующую фразу: «Я красивый, потому что.». После того, как все участники сказали свои предложения, педагог предлагает продолжить следующую фразу: «Меня любят, потому что я.». Затем, когда уже все участники выполнили задание, проводится маленькое обсуждение услышанного. Необходимо, чтобы участники поняли, что их любят в основном за то, что они есть, т. е. любят те, кто от них ничего не требует. Последним этапом этого упражнение будет продолжение фразы: «Меня уважают, потому что я…». Продолжение этой фразы вызывает у детей затруднение. Им трудно отделить слово «уважают» от «любят». Воспитатель подводит ребят к мысли о том, что уважения заслуживают те, кто умеет делать что-то реальное и полезное (Красиощекова, 2006, 299).

Таким образом, в речевых играх представлено большое количество сказочных сюжетов, где дети учатся понимать собственные чувства и чувства других, осознают правильность поступков сказочных героев, учатся понимать их настроение. Игры и упражнения подобраны с учетом психических особенностей детей данного возраста. Игра способствует становлению произвольного поведения ребенка. Механизм управления своим поведением складывается именно в игре, а затем проявляется в других видах деятельности. В игре развивается мотивационно-потребностная сфера ребенка. Возникают новые мотивы деятельности и связанные с ними цели, происходят качественные изменения в психике.

Библиографический список

1. Каличенко А. В., Микляева Ю. В. Развитие игровой деятельности дошкольников. – М. : Высшее образование, 2004. – 96 с.

2. Красиощекова Н. В. Диагностика и развитие личностной сферы детей старшего дошкольного возраста. Тесты. Игры. Упражнения. – Ростов н/Д. : Феникс, 2006. – 299 с.

Публикации по теме:

Отчет по самообразованию «Семья как социальный институт формирования личности» Моя тема по самообразованию: «Семья как социальный институт формирования личности». Ведущей целью взаимодействия детского сада с семьей.

Традиции народной культуры как основа формирования духовно-нравственной личности школьника «Традиции народной культуры как основа формирования духовно-нравственной личности» Бессоновка – село, богатое культурными традициями. В.

Фотоотчет «Развитие спортивных качеств личности ребенка в летний период на прогулке»Фотоотчет «Развитие спортивных качеств личности ребенка в летний период на прогулке» Лето-пора свершений и открытий! Лето- это радость, длительные прогулки, укрепление сил и здоровья. Вот и мы не теряем времени даром с.

Игры с детьми в период адаптации ребенка к детскому садуИгры с детьми в период адаптации ребенка к детскому саду Изменения, которые обрушиваются на ребенка с поступлением в детский сад, создают для него стрессовую ситуацию. А лучшее лекарство от стресса.

Консультация для педагогов «Значение игры в период адаптации ребенка к детскому саду»Консультация для педагогов «Значение игры в период адаптации ребенка к детскому саду» С самых ранних лет необходимо ставить ребенка в такие условия, чтобы он жил, играл, работал, делил свои радости и горести с другими детьми.

Консультация для родителей «Влияние художественной литературы на формирование личности ребенка младшего дошкольного возраста»Консультация для родителей «Влияние художественной литературы на формирование личности ребенка младшего дошкольного возраста» Трудно представить себе дошкольное детство без книги. Детям раннего возраста нравится ритмическая речь, сама музыка слова. Еще не понимая.

Консультация для воспитателей «Роль воспитателя в развитии личности ребенка»Консультация для воспитателей «Роль воспитателя в развитии личности ребенка» «Роль воспитателя в развитии личности ребёнка" В повседневном общении ребенок учится познавать мир, подражает взрослым, приобретает жизненный.

Коррекционная ритмика как средство гармонизации личности ребенка Коррекционная ритмика как средство гармонизации личности ребенка Движения под музыку – это вид музыкальной деятельности, основой которого.

Мастер-класс «Подвижная игра как средство развития личности ребенка» Мастер-класс «Подвижная игра как средство развития личности ребенка» Цель: Моей работы направлена на сохранение и укрепление здоровья детей;.

Ролевая игра — эффективное средство формирования личности дошкольникаРолевая игра — эффективное средство формирования личности дошкольника Ведущим видом деятельности дошкольника является ролевая игра, сущность которой состоит в том, что дети отражают в игре различные стороны.

Библиотека изображений:
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Использование игры для формирования личности ребенка в дошкольный период детства
Опубликовано: 24 октября 2020 в 20:06
+2Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Использование игры для формирования личности ребенка в дошкольный период детства» (включая файлы) размещена пользователем Юлия Фролонцова (УИ 1684267) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Календарь
23 декабря 2024 понедельник
Составляем генеалогическое древо семьи!
24 декабря 2024 вторник



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД