Валентина Петрова
Использование игровых технологий с детьми младшего дошкольного возраста с учетом гендерной социализации
▼ Скачать + Заказать документы
Мальчики и девочки - два разных мира. Ни в коем случае нельзя их воспитывать одинаково! Они по-разному смотрят и видят, слушают и молчат, чувствуют и переживают.
Современные требования индивидуального подхода к формированию личности не могут игнорировать гендерных характеристик ребенка. Текущие приоритеты в образовании мальчиков и девочек - это не только стандарты мужественности и женственности, это еще и изучение потенциальных отношений партнерства между мальчиками и девочками, воспитание человеческих качеств в женщине и мужчине, искренности, взаимопонимания, взаимодополняемости. Дело в том, что именно в период раннего и дошкольного детства у всех малышей формируется гендерная идентичность. К 2 годам ребенок узнает, что существует два пола и начинает понимать, кто он – девочка или мальчик. С 4 до 7 лет формируется гендерная устойчивость : дети уже осознают, что мальчики становятся мужчинами, а девочки женщинами и что принадлежность к полу сохраняется, не зависимо от возникающих ситуаций или личных желаний ребенка. «Я девочка и буду ей постоянно, я мальчик и всегда им буду».
Публикация «Использование игровых технологий с детьми младшего дошкольного возраста с учетом гендерной социализации» размещена в разделах
- Гендерное воспитание
- Социализация. Социально-личностное и коммуникативное развитие
- Средняя группа
- Темочки
Девочка должна быть не только женственна и обладать традиционно женскими качествами (мягкостью, женственностью, заботливым отношением к окружающим, но и решимостью, инициативностью, умением отстаивать свои интересы и добиваться результата. Мальчики не должны ограничиваться только мужскими качествами, потому что действительность потребует от них терпимости, отзывчивости, умения прийти на помощь в трудную минуту. Наблюдая за детьми младшего возраста, можно отметить, что чаще всего дети играют со сверстниками своего пола и реже с детьми противоположного пола. Поэтому перед воспитателем стоит задача поиска путей, которые бы способствовали дружбе между девочками и мальчиками и вместе с тем не тормозили бы процесса половой дифференциации детей.
Я считаю, что вопросы гендерного воспитания дошкольников являются актуальными в настоящее время, а так как игра является основным видом деятельности детей, в своей работе я использую игровые технологии.
Игровые технологии – это группа методов и приёмов организации педагогического процесса в форме разных игр, которые стимулируют познавательную активность детей, позволяют использовать жизненный опыт детей, включая в их обыденные представления о чем - либо.
Цель моей работы:
Воспитание гендерной социализации дошкольников через использование игровых технологий.
Исходя из цели, я поставила задачи:
1. В игровой деятельности формировать знания детей о содержании понятий «мальчик», «девочка», о делении всех людей на мужчин и женщин. Содействовать половой идентификации.
2. Закладывать основы будущих социальных ролей, объяснять особенности их исполнения, воспитывать положительное отношение к разным социальным ролям, к необходимости их существования.
3. Воспитывать культуру взаимоотношений между мальчиками и девочками.
4. Способствовать освоению опыта мужского и женского поведения в семье и обществе.
5. Строить длительные доброжелательные взаимоотношения.
6. Формировать умение проявлять заботу о детях другого пола и внимание к ним.
Считаю очень важным добавить, что мы не должны создавать жесткую примитивную модель сильного мальчика и слабой изящной девочки. Мальчики могут быть и защитниками, и задумчивыми мечтателями, а девочки – не только принцессами, но и девочка – воин, капитан космического корабля.
«Царицей» игр, я считаю, в гендерном воспитании дошкольников является сюжетно – ролевая игра. Именно в сюжетной игре происходит усвоение детьми гендерного поведения, такая игра не требует от ребёнка значимых поступков, здесь всё «как будто», «понарошку», но именно игра позволяет закрепить гендерные стереотипы, заложить основы положительного отношения к будущей социальной роли мужчины, женщины, папы и мамы.
Если посмотреть на игры мальчиков и девочек, то мы увидим, что девочкам не нужно большой территории, им достаточно небольшого уголка в групповой комнате или небольшого места на улице, чтобы долгое время играть, например, в дочки – матери.
Желательно, чтобы все, что могло бы понадобиться девочкам для игры, было рядом. Девочки чаще всего в играх осваивают роль мамы, поэтому я следила, чтобы у них было достаточное количество кукол, колясок и прочей атрибутики.
Игры мальчиков рассчитаны на освоение территории, на исследование различных объектов. Если мы ограничиваем игровое пространство мальчиков, то они используют имеющуюся территорию по максимуму, то есть мальчикам физиологически нужно больше пространства для игр, поэтому я предоставляла им это пространство и следила, чтобы игры не носили агрессивного характера.
Именно поэтому в группе я выделила игровые зоны, специально оборудованные для мальчиков и девочек, и организовала места для совместной деятельности, в ходе которой девочки остаются девочками, а мальчики – мальчиками. При совместном воспитании мальчиков и девочек очень важной педагогической задачей является преодоление разобщенности между ними и организация совместных игр, в процессе которых дети могли бы действовать сообща, но в соответствии с гендерными особенностями. Мальчики принимают на себя мужские роли, а девочки – женские.
Например, в сюжетно – ролевую игру «Семья» я стараюсь привлечь и мальчиков, чтобы сформировать у детей представление о роли и занятости мужчины и женщины в семье, об их взаимоотношениях: хорошая семья – дружная, все заботятся друг о друге, помогают друг другу, каждый член семьи имеет свой круг обязанностей. А в игре «Магазин» мы учим согласовывать игровые замыслы, менять роли по ходу игры. Сама задача привлечь мальчиков в «девчоночью» игру довольно сложная. Я использовала очень эффективный приём – подсказка «на ушко» определённых действий. Постоянно выражала поощрение и одобрение как мальчикам, так и девочкам. Мальчикам - за проявление себя в роли заботливых пап своих детей, оказание помощи мамам. Девочкам – за внимание не только к детям, но и к папам.
Разнообразные педагогические воздействия и приёмы индивидуальной и групповой работы с детьми (эмоциональное поощрение, одобрение, просьба, подсказка «на ушко») усиливают воспитательное влияние игры на формирование правильных гендерных представлений дошкольников.
Важное значение в гендерном воспитании дошкольников также имеют дидактические игры. Я составила картотеку, в которую включила такие игры, как: «Вежливые слова», «Ушки на макушке», «Собираемся в гости», «Кто что носит»,
«Смайлик»
Цель: развивать у детей умение называть, понимать и показывать эмоциональное настроение человека (радость, грусть, злость, удивление, обиду и др., вызвать положительные эмоции.
«Пожелания»
Цель: развивать у детей умение быть внимательными друг к другу, уметь проявлять симпатии к детям своего и противоположного пола. Закреплять знания о качествах мужественности и женственности.
«Благородные поступки» (с мячом)
Цель: воспитывать в детях желание совершать поступки ради других людей, перечислять поступки по отношению к мальчикам и девочкам.
«Волшебный цветок»
Цель: воспитывать культуру взаимоотношений между мальчиками и девочками. Формировать у детей понятие о положительных чертах характера мальчиков и девочек.
Неоценимую помощь в решении задач воспитания детей с учётом гендерных особенностей оказывают подвижные игры. По своему содержанию все подвижные игры доступны и девочкам, и мальчикам и создают равные возможности для участия в них детей обоего пола. Это такие игры, как «Пятнашки» (мальчик ловит только девочек, а девочка мальчиков, «Ручеёк», «Найди свою пару», «Найди свой домик» (с обручами разного цвета,
«Ловишки» (с ленточками)
Цель: Развивать умение зрительно воспринимать и идентифицировать мальчиков и девочек. Формировать соответствующее полу поведение мальчиков и девочек.
Стоит отметить, что подчеркнуть гендерные особенности детей помогают музыкальные игры, такие, например, как «Жуки и бабочки», «Роботы и звёздочки», «Птички и автомобили», где роль жуков, роботов и автомобилей отводится - мальчикам, а роль бабочек, звёздочек и птичек – девочкам.
«Прогулка»
Цель: развитие слухового внимания. Учить детей идентифицировать себя и окружающих людей по полоролевому признаку.
«Будь внимателен»
Цель: учить девочек быть грациозными, мальчиков по окончании мелодии принять чёткую позу.
Роль семьи в гендерном воспитании дошкольников немаловажна, но я пришла к выводу, что родители не компетентны в данном вопросе. Поэтому в соответствии с ФГОС ДО я вовлекаю родителей к работе в направлении гендерного воспитания. Я не читала родителям лекции, не проводила с ними тренинги, а учила их играть с детьми.
Период дошкольного детства – это тот период, в процессе которого педагоги и родители должны понять ребёнка и помочь ему раскрыть те уникальные возможности, которые даны ему своим полом.
Закончить своё выступление я хочу такими словами:
«Нельзя считать один пол совершеннее другого, так и нельзя их уравнивать»
Ж. Ж. Руссо