Елена Замураева
Использование игровых технологий в процессе сенсорного развития детей раннего и младшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Использование игровых технологий в процессе сенсорного развития детей раннего и младшего дошкольного возраста
Василий Александрович Сухомлинский говорил: «Игра - это огромное светлое окно, через которое духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений и понятий. Это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности».
Лев Семёнович Выготский полагал, что игра - это прекрасный метод развивающего обучения.
Публикация «Использование игровых технологий в процессе сенсорного развития детей раннего и младшего дошкольного возраста» размещена в разделах
- Младшая группа
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Сенсорное развитие и воспитание. Сенсорика
- Средняя группа
- Темочки
В руках педагога игра может стать инструментом воспитания, приобщения ребенка к жизни природы и общества, развития его физических, интеллектуальных и эмоциональных качеств. Этому отвечают и возрастные особенности дошкольников - их эмоциональность и легкая утомляемость от однообразия видов деятельности, тяга к творчеству, переключаемость внимания. Таким образом, игра, методика ее использования должна стать органической частью образования дошкольников.
Я в своей работе активно использую игровые технологии, так как именно игровые технологии — фундамент всего дошкольного образования.
Что такое игровая технология, и какова её роль для дошкольника?
Понятие «игровые педагогические технологии» включает достаточно обширную группу методов и приемов организации педагогического процесса в форме различных педагогических игр.
Цель игровой технологии - не менять ребёнка и не переделывать его, не учить его каким-то специальным поведенческим навыкам, а дать возможность «прожить» в игре волнующие его ситуации при полном внимании и сопереживании взрослого.
Игровая технология строится как целостное образование, охватывающее определенную часть учебного процесса и объединенное общим содержанием, сюжетом, персонажем. В нее включаются последовательно игры и упражнения, формирующие умение выделять основные, характерные признаки предметов, сравнивать, сопоставлять их; группы игр на обобщение предметов по определенным признакам; группы игр, в процессе которых у младших дошкольников развивается умение отличать реальные явления от нереальных; группы игр, воспитывающих умение владеть собой, быстроту реакции на слово, фонематический слух, смекалку и др. При этом игровой сюжет развивается параллельно основному содержанию образовательной деятельности, помогает активизировать процесс познания, осваивать новые навыки и умения.
Используя игровые технологии в образовательном процессе, взрослому необходимо обладать эмпатией, доброжелательностью, уметь осуществлять эмоциональную поддержку, создавать радостную обстановку, поощрения любой выдумки и фантазии ребенка. Только в этом случае игра будет полезна для развития ребенка и создания положительной атмосферы сотрудничества со взрослым.
Игровые технологии могут быть направлены и на развитие внимания, памяти, мышления, воображения, сенсорных процессов, творческих способностей.
Уже в раннем детстве ребенок имеет наибольшую возможность именно в игре, а не в какой-либо другой деятельности, быть самостоятельным, по своему усмотрению общаться со сверстниками, выбирать игрушки и использовать разные предметы, преодолевать те или иные трудности, логически связанные с сюжетом игры, ее правилами. Мною подобран комплекс интересных, доступных и познавательных для детей игр для сенсорного развития и разработана система педагогической работы, направленная на сенсорное развитие у детей младшей возрастной группы посредством дидактических игр.
1. Дидактическая игра «Птицы прилетели. Геометрические фигуры». Цель: учить детей сравнивать форму изображенного предмета с геометрическими фигурами и подбирать предметы по геометрическому образцу. Изучаем геометрические фигуры, развиваем внимание и логику. Задача ребенка - расселить всех птиц по скворечникам.
Материал: карточки с изображением скворечников с отверстием в виде геометрических фигур (круг, квадрат, треугольник, прямоугольник, овал, и карточки с изображением птиц разной формы.
Ход игры: воспитатель рассматривают вместе с детьми материал. Дети называют фигуры и предметы. Затем по указанию воспитателя подбирают к своим геометрическим образцам карточки с изображением птиц нужной формы. Воспитатель помогает детям правильно назвать форму предметов (круглая, квадратная, прямоугольная, овальная, треугольная). В игре принимают участие несколько детей. Выигрывает тот, кто быстрее подберёт все карточки к геометрическому образцу.
2. Дидактическая игра «Подбери пару». Цель: умение подбирать пары на основе сходного сенсорного признака; развивать зрительное восприятие. Игра направлена на изучение и закрепление цветов, развитие внимания и моторики.
Задача ребенка – подобрать каждой машине в подходящую по цвету дорогу.
Ход: Воспитатель показывает детям, например, машину жёлтого цвета и спрашивает, какой это цвет и предлагает детям подобрать дорогу такого же цвета. Затем показывает машину зелёного цвета, дети называют цвет и также подбирают дорожку.
3. Дидактическая игра «Вышли совушки гулять».
Цель: развивать восприятие формы предметов у детей, а также развивать мелкую моторику рук. Комплект подходит для развития внимания, моторики, изучения и закрепления геометрических фигур.
Оборудование: лист бумаги (игровое поле) с нарисованными фигурами, набор фигур совушек белого цвета, идентичных фигурам на листе бумаги.
Задача ребенка: расположить совят на поле, правильно подобрав форму.
Ход: Предложить детям закрыть фигурками сов фигуры на игровом поле.
4. Дидактическая игра: Ищем «домик» для цыпленка.
Цель: продолжать учить простым действиям с предметами (приему наложения, сравнения, обогащать зрительно – осязательный опыт малышей.
Задачи ребенка: Расположить цыплят и яйца по размеру в порядке возрастания (убывания). Подобрать каждому цыпленку «домик» - яичко соответствующего размера.
Дидактический материал: цыплята и яйца различной величины.
Методические приемы: на столе все яйца раскладывают в порядке увеличения (уменьшения). Затем подбираются в соответствующем порядке цыплята. Взрослый поясняет: «Вот самое большое яйцо, вот поменьше, это еще меньше, а вот самое маленькое».
5. Дидактическая игра «Цветовой сортировщик».
Цель: продолжать закреплять умение группировать по цвету однородные предметы.
Задача ребёнка - правильно назвать цвет конверта и найти соответствующий данному конверту почтовый ящик.
Дидактический материал: разноцветные конверты, почтовые ящики.
Вариант игры 1:
Разложите перед ребёнком почтовые ящики (количество зависит от возраста и от того, сколько цветов уже знает ребенок или какие цвета вы собираетесь изучать) и дайте ребенку конверты (начинайте с 1-2 конвертов каждого цвета, постепенно можно усложнять задания, увеличивая количество конвертов).
Вариант игры 2:
Распределите почтовые ящики по комнате (комнатам, вручите ребенку сумку с конвертами. Юный почтальон разносит письма по цветным адресам, не забыв правильно назвать цвет почтового ящика.
Вариант игры 3:
Задача ребёнка – опустить конверт в подходящий по размеру почтовый ящик.
Учимся соотносить размеры, закрепляем понятия: «большой, средний, маленький», «самый маленький», "больше", "еще больше", "самый большой" и наоборот (большой, меньше, еще меньше, самый маленький).
Совет 1:
Если наклеить почтовые ящики на коробки (например, из-под каш) и сделать прорези, ребенок сможет опускать конверты непосредственно в почтовый ящик.
Совет 2:
Если приклеить магнит к каждому ящику и конверту, то играть можно будет на любой магнитной поверхности, например, холодильнику.
Подводя итоги сказанного, хочу сделать вывод, что применение игровых технологий в моей педагогической работе помогает влиять на качество образовательной деятельности с детьми и позволяет осуществлять текущую коррекцию её результатов. Игра – это важный вид деятельности в дошкольном возрасте, и я стараюсь организовать ее так, чтобы каждый ребёнок, проживая дошкольное детство, мог получить знания, умения и навыки, которые он пронесёт через всю
жизнь.