Ирина Мельникова
Использование игровых технологий в организации работы ранней профориентации дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
Образование в настоящее время является целостным процессом социального и индивидуального развития ребенка. Одним из эффективных решений данной задачи, является проведение профориентационной работы с дошкольниками. Ориентация детей дошкольного возраста в мире профессий и в труде взрослых – необходимое условие их всестороннего, полноценного развития. Ознакомление детей с трудом взрослых – это важное социально - эмоциональное средство погружения в мир взрослых, получения детьми опыта общения с людьми, расширение и уточнение знаний о профессиях, обогащения словарного запаса
Публикация «Использование игровых технологий в организации работы ранней профориентации дошкольников» размещена в разделах
- Профессии. ВСЕ материалы про труд взрослых и профессии
- Ранняя профориентация дошкольников
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» апрель 2021
Значимость работы по ознакомлению детей с профессиями обоснована в ФГОС дошкольного образования. Один из аспектов образовательной области «Социально-коммуникативное развитие» направлен на достижение цели формирования положительного отношения к труду.
Игра – ведущий вид деятельности дошкольников. В игре развивается личность ребёнка, его интеллект, воля, воображение и общительность, расширяется общая осведомлённость об окружающем мире, в том числе о мире профессий, но самое главное игровая деятельность порождает стремление к самореализации, самовыражению. В игре дошкольники начинают отражать содержание деятельности представителей самых разных профессий (врача, строителя, водителя, парикмахера, учителя и т. д.).
В исследованиях Л. С. Выготского, А. Н. Леонтьева, А. В. Запорожца, Д. Б. Эльконина игра определяется как ведущий вид деятельности, который возникает не путем спонтанного созревания, а формируется под влиянием социальных условий жизни и воспитания.
Большую роль в формировании представлений дошкольников о профессиональной деятельности взрослых играют игры профориентационной направленности. В играх дети учатся совмещать непосредственные жизненные впечатления со знаниями, приобретенными из книг, рассказов Постепенно дошкольники начинают повторять действия людей разных специальностей, моделируют их профессиональное поведение.
Игровые технологии в значительной мере способны реализовать эту задачу и являются фундаментом всего дошкольного образования. Они способствуют расширению знаний дошкольников о разнообразии профессий, обогащают представления о действиях представителей той или иной профессии, о материалах и инструментах.
Виды педагогических игр разнообразны, я вам представлю часто используемые для профориентационной работы в ДОУ
Дидактические игры, направленные на уточнение и систематизацию знаний детей о профессиях.
Используемые в работе методы показа и наблюдения за трудом взрослых эффективны, но большое количество профессий и их трудовые процессы невозможно по объективным причинам представить для наблюдения. Поэтому возникает необходимость в разработке системы дидактических игр по формированию первичных представлений о труде взрослых.
Основная особенность дидактических игр определена их названием: это игры обучающие. Но для играющих детей воспитательно - образовательное значение дидактической игры не выступает открыто, а реализуется через дидактическую и игровую задачи, игровые действия, правила игры.
Эти игры способствуют развитию познавательной деятельности, интеллектуальных операций, представляющих собой основу обучения. Однако ребенка привлекает в игре не обучающая задача, которая в ней заложена, а возможность проявить активность, выполнить игровые действия, добиться результата, выиграть.
Игры с предметами и игрушками наиболее доступны детям, так как они основаны на непосредственном восприятии, соответствуют стремлению ребенка действовать с предметами, знакомиться с ними. Это такие игры как «Предмет – материал, из которого он сделан", "Профессия - результат", «Узнай профессию»
Настольно-печатные игры основаны на принципе наглядности. Но в этих играх дается не сам предмет, а его маркер. Это такие игры как "Атрибут - профессия", ""Чья идея?", "Женские - мужские профессии", "Как это получилось?" (в этой игре раскрываются компоненты деятельности, "Чей результат?" (в этой игре даются представления о материальных и нематериальных результатах труда, о его общественной значимости). Дидактические игры органично находят свое место в образовательной деятельности и в самостоятельной деятельности детей.
Наиболее трудны для восприятия детей словесные игры. Они не связаны с непосредственным восприятием предмета, в них дети должны оперировать представлениями. Это такие игры как, "Кто больше назовет действий", "Обозначь профессии", «Угадайте, кто работает с этими инструментами», «Определи профессию по результату труда». В игре «Назови профессии людей, у которых одинаковый предмет труда» детям предлагается назвать профессии людей, которые работают - с техникой : водитель, машинист, крановщик, экскаваторщик, водитель такси, с людьми: учитель, врач, экскурсовод, воспитатель, юрист, полицейский, артист и т. д. - с бумагами: чертежами, документами, книгами (экономист, инженер, бухгалтер, секретарь и др.) - животными: ветеринар, дрессировщик, кинолог) - с растениями: флорист, ландшафтный дизайнер,биолог.
В игре "Кто больше назовет предметов", детей учат систематизировать предметы как результаты труда по месту их производства
Формы организации детей во время дидактических игр разные. Особое внимание в образовательном процессе уделяется дидактической игре как самостоятельной игровой деятельности. Она проводится лишь в том случае, если дети проявляют интерес к игре, ее правилам и действиям, если ее правила ими усвоены.
Поэтому важно своевременно заботиться об усложнении игр, и вариативности. Если у ребят снижается интерес к игре (а это в большей мере относится к настольно-печатным играм, необходимо вместе с ними придумать более сложные правила.
Сюжетно-ролевые игры
Сюжетно-ролевая игра выступает одним из основных методов обучения: закладывается культура взаимоотношений внутри коллектива, прививается уважение к труду взрослых и различным профессиям, закладываются простые социальные компетенции (как вести себя в обществе).
Цель проведения сюжетно-ролевых игр с дошкольниками — разностороннее развитие личности ребёнка в условиях вымышленной ситуации.
Сюжетно-ролевая игра – это деятельность в которой дети берут на себя те или иные функции взрослых людей в специально создаваемых ими игровых воображаемых условиях воспроизводят деятельность взрослых и отношения между ними. Общение ребенка — это способность не только вступать в контакт и вести разговор с собеседником, но и умение внимательно слушать, использовать мимику и жесты для более эффективного выражения своих мыслей.
Разнообразие содержания сюжетно-ролевых игр определяется знанием детьми тех сторон действительности, которые изображаются в игре со звучностью этих знаний интересам, чувствам ребенка, его личному опыту. На конец, развитие содержания их игр зависит от умения ребенка выделять характерные особенности деятельности и взаимоотношений взрослых. Почти все исследователи, изучавшие игру, единодушно отмечали, что игра является свободной. В игре он делает только то, что сам хочет. Сюжетно-ролевая игра является ведущим видом деятельности в дошкольном детстве, поскольку способствует развитию личностной сферы ребенка и отвечает его основы, мотиву, стремление войти в мир взрослого человека, которая является предметом игры как носитель определенных функций, вступающие в определенные отношения с другими людьми.
Театрализованная игра - игра, в которой воспитанники обыгрывают сюжет из литературного источника.
Особое удовольствие и радость доставляют воспитанникам театрализованные представления, где дети есть и актерами и зрителями. Такая нетрадиционная форма работы позволяет задействовать стеснительных, неуверенных в себе воспитанников, раскрыть их потенциал.
Также воспитанники взаимодействуют с куклами, на которых одежда людей разных профессий. Играя с ними, анализируют и делают выводы: для чего человеку той или иной профессии нужен этот вид одежды. Например: зачем строителю каска, зачем шахтеру каска с фонариком, зачем повару фартук и колпак, зачем космонавту скафандр и т. д.
Популярные игры-квесты помогают организовать целенаправленный досуг и расширить кругозор детей в области существующих профессий
Квест - это форма взаимодействия педагога и детей, которая способствует формированию умений решать определённые задачи на основе выбора вариантов, через реализацию определённого сюжета, с его почти безграничными возможностями, оказывает неоценимую помощь педагогу, предоставляя возможность разнообразить образовательный процесс, сделать его необычным, запоминающимся, увлекательным, весёлым, игровым для всех участников образовательных отношений.
Квест предполагает выполнение детьми проблемных заданий c элементами ролевой игры. Образовательный Квест предполагает самостоятельный поиск участниками решения возникающих проблем, нацеливает их на поиск новых, творческих решений. Важно также обладать умением работать в коллективе, команде, видеть конечный результат работы команды.
Задания для Квест – игры: загадки; ребусы; игры «Найди отличия», «Что лишнее?»; пазлы; творческие задания; лабиринты; эстафеты.
И главное помнить, что сценарии таких мероприятий составляются с учетом различных факторов: возраста участников, поставленных задач и целей игры, материально-технических возможностей, места проведения, а также индивидуальных склонностей и пожеланий самих детей. Главное - чтобы было весело, познавательно и запомнилось надолго!
Интерактивные игры-презентации
Не для кого не секрет, что компьютерные технологии входят в систему дошкольного образования, как один из эффективных способов передачи знаний. Этот современный способ развивает интерес к обучению, воспитывает самостоятельность, развивает интеллектуальную деятельность, позволяет развиваться в духе современности, дает возможность качественно обновить воспитательно-образовательный процесс и повысить его эффективность при формировании ранней профориентации дошкольников.
В настоящее время среди педагогов приобрело, большую популярность использование интерактивных презентации и применение интерактивных игр - презентаций, которые разнообразят образовательный процесс, и сделает его более эффективным, удобным и интересным (всплывающие окна, звуковые эффекты и т. д., как для педагога, так и для ребенка.
Использование ИКТ формирует у ребёнка уже в дошкольном возрасте основы организации мыслительной и практической деятельности, что является залогом успешного формирования учебно-познавательной деятельности.
При подборе игрового материалы нужно соблюдать два основных требования, которые прописаны в ФГОС ДО: от простого к сложному, учет возрастных особенностей детей.
Ознакомление с трудом взрослых и с окружающим миром начинается уже в младшем дошкольном возрасте, когда дети через сказки, общение со взрослыми узнают о разных профессиях. В старших группах игры усложняются в них отражены отдельные профессии (продавца, почтальона, актера, врача, водителя, космонавта, шахтера, спортсмена, летчика, появляются сюжетно-ролевые игре, в которой развиваются личность ребенка, его интеллект, воля, воображение и общительность, но самое главное, эта деятельность порождает стремление к самореализации, самовыражению.
Таким образом, ранняя профориентация дошкольников – это необходимое направление деятельности в дошкольном образовательном учреждении. Помочь ребёнку сделать правильный выбор – непростая задача для педагогов и родителей. Использование игровых технологий по ранней профориентации поможет дошкольникам научиться быть инициативными в выборе интересующего вида деятельности, получить представления о мире профессий, осознать ценностное отношение к труду взрослых, проявлять самостоятельность, активность, творчество. Это поможет их дальнейшему успешному обучению в школе, в будущем сделать правильный выбор профессии, которая будет приносить удовольствие и радость.