Людмила Гуськова
Использование игровых технологий в НОД по реализации образовательной области «Музыка»
▼ Скачать
Цель: развитие музыкальных способностей через игровые приёмы и методы
Виды деятельности: двигательный, игровой, коммуникативный, познавательный, восприятие художественной литературы, музыкально-художественная деятельность.
Интеграция образовательных областей : здоровье, художественное творчество, социализация, познание, коммуникация.
Публикация «Использование игровых технологий в НОД по реализации образовательной области „Музыка“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Музыка. Конспекты музыкальных занятий
- Работа музыкального руководителя
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» ноябрь 2013
Оборудование: портреты С. Майкапара, П. Чайковского, Д. Кабалевского, М. Мусоргского, видеоролик мультфильма, дидактическая игра «Дерево настроений», наглядность к дыхательным упражнениям, к артикуляционному упражнению «Жук», самодельные инструменты для озвучивания сказки.
Ход НОД:
Вводная часть:
1. Вход: «Маленький марш» музыка Т. Ломовой - ритмично шагать, согласовывая движение рук и ног, начинать и заканчивать движение одновременно с музыкой, внимание на осанку.
2. Приветствие: «Здравствуйте»
Ручки, ручки, просыпайтесь,
Здравствуйте!
Ласковые ручки наши,
Здравствуйте!
Пальчики сердитые,
Здравствуйте!
И ладошки, наши крошки,
Здравствуйте!
Разбудите ножки,
Ножки, здравствуйте.
И притопы, и пружинки,
Здравствуйте!
Глазки, ушки, носик, ротик,
Здравствуйте!
И улыбки, и улыбки,
Здравствуйте!
Здравствуйте, ребята! (Здравствуйте)
Основная часть:
1. Музыкально-ритмические движения :
• Игра «Сороконожка» – развивать умение двигаться пружинистым шагом по кругу, чётко проговаривать текст, выполнять движения в ритме попевки.
Шла сороконожка по сухой дорожке,
Вдруг закапал дождик кап,
Ой промокнут сорок лап.
Насморк мне не нужен,обойду я лужи.
Грязи в дом не принесу,
Каждой лапкой потрясу.
И потопаю потом,
Вот какой от лапок гром.
Методические приё мы: выполнять упражнение по показу педагога, помогать детям, выполняющим не в ритме попевки; упражнять в различении правой и левой сторон;
2. Слушание: «Тревожная минута» музыка Самуила Майкапара, «Болезнь куклы» музыка П. И. Чайковского, «Клоуны» музыка Д. Кабалевского, «Избушка на курьих ножках» музыка М. П. Мусоргского – воспитывать у детей культуру слушания; развивать способность чувствовать характер, настроение музыки, представлять образ; знакомить с композиторами.
Методические приё мы: предложить детям послушать знакомые музыкальные произведения, определить характер, вспомнить название и автора этих пьес (применить дидактическую игру «Дерево настроений»)- слайд 1.
Познакомить с новым композитором Мусоргским. -слайд 2 (Во всех театрах мира звучит музыка этого композитора. Его музыку называют гениальной. Он родился 174 года назад, и уже в 7 – 9 лет научился играть на пианино достаточно сложные пьесы и целые фортепианные концерты. В детстве композитор любил слушать волшебные сказки, и это потом помогло ему при создании музыкальных произведений для детей. Родители хотели, чтобы Модест стал военным, но Мусоргский очень старательно занимался музыкой и стал одним из самых известных композиторов в мире.)
Предложить детям послушать новую пьесу и посмотреть мультфильм. слайд 3
Спросить, какую по настроению музыку мы сейчас слушали? (страшная, злая, зловещая, мрачная) Какой образ нарисовал в этой пьесе композитор? (образ Бабы Яги).
Предложить повесить на дерево яблочко, которое выражает такое злое настроение.
3. Пение:
• Двигательные упражнения - стоя прямо, ноги слегка расставлены:
- «Пружинки». По команде педагога: «Вверх» - подняться на носочки, «Вниз» - опуститься.
Таким образом, отрабатывается певческая постановка корпуса при пении с опорой на ноги.
- «Пиджачок». Описывать полукруговые движения плечами назад, как будто снимаем пиджак, накинутый на плечи, а затем вперёд, как будто надеваем.
- «Робот». Поднять руки вверх, руки напряжены. Расслаблять пальцы руккисти, плечи, полностью руки.
• Артикуляционная гимнастика «Приключения язычка». Проснулся однажды Язычок, а вокруг темно рот закрыт (губы сомкнуты).
Стал он выход искать.
В одну Щечку постучал, «проткнуть» языком щеку,в другую — «проткнуть» языком другую щеку - не открываются.
Решил тогда Язычок поискать выход в другом месте и ткнул сначала верхнюю,- «проткнуть» языком верхнюю губу,
а затем и нижнюю Губу. «проткнуть» языком нижнюю губу,
В это время Ротик зевнул и открылся. Язычок увидел выход и направился к нему,
но Зубки не пропустили его, а стали тихонько покусывать кончик языка, покусать кончик языка.
«Что вы делаете? Почему вы меня кусаете!» — возмутился Язычок. А Зубки ответили: «Мы сегодня еще ничего не жевали». И стали жевать Язычок сначала с одной стороны, а потом и с другой. пожевать язык боковыми зубами, пожевать язык справа, пожевать язык слева.
Язычок снова попытался протиснуться между Зубками, но они продолжали его покусывать. покусывая всю поверхность языка, высовывать его вперед и убирать
Язычок спрятался за Зубами. А Зубки не унимались и продолжали жевать.
Они пожевали нижнюю Губу, а затем и верхнюю. покусать нижнюю губу по всей длине,
покусать верхнюю губу,
Нижняя Губа обиделась, оттопырить нижнюю губу, придав лицу обиженное выражение,
а верхняя улыбнулась (ей было немного щекотно).поднять верхнюю губу, обнажив
верхние зубы и придав лицу выражение улыбки,
Язычок смотрел на Зубки и думал: «Почему они такие сердитые? Может, оттого, что сегодня еще никто не сделал им ничего приятного?»
Язычок принялся мыть сначала верхние, а потом и нижние Зубки. провести языком между губами и верхними зубами, как бы очищая их, провести языком между губами и нижними зубами,
И еще раз верхние и, конечно же, нижние провести языком между губами и зубами,
Зубки посмотрели в зеркальце и промолвили: «Ах, какая чистота! Ах, какая красота! Спасибо тебе, Язычок! обнажить зубы, растянув губы в улыбке.
• Игры на развитие речевого и певческого дыхания
- «Встреча язычка с жителями удивительной страны».
Язычок нарядился в башмачки с каблучками и отправился в путь-дорогу. Шел он, шел и пришел в удивительную страну, где все говорили не словами, а звуками. Язычок очень хотел понять жителей этой страны и поэтому все внимательно слушал, запоминал и повторял. - цокать язычком
Какой-то незнакомец обратился к Язычку с вопросом : «у О?». Язычок не понял и переспросил: «у О?» - произнести с повышением интонации
На что незнакомец ответил: «У о». Язычок повторил: «У о». - произнести с понижением интонации
Новый знакомый нашего героя продолжал разговор: «у о А?» — спросил он у Язычка. Язычок снова переспросил: «у о А» - повторить вопрос
На что незнакомец ответил: «У о а». Язычок повторил услышанное: «У о а». Постепенно Язычок стал понимать своего нового собеседника и разговаривать с ним. - повторить ответ
- Упражнения со снеговиком. -слайд4,5
• Артикуляционно – дыхательное упражнение «Жук». По схеме педагога на различные звуки. -слайд6,7
Я немного пожужжу: жу,жу.
На ромашку погляжу:жу,ж,жу,ж.
Муха в воздухе летает:вз,вз.
Я на муху погляжу: вз,вз.
Поглядел и есть пора: ж,ням,ж,ням.
На обед у нас кора: ням,ням.
Пожую, спою жужжалку: жу,жу.
И улягусь до утра, потомучто спать пора.
Двигательные упражнения, дыхательная и артикуляционная гимнастики позволяют сосредоточить внимание детей на собственном теле, учат находиться в спокойном, ненапряженном состоянии; освобождают плечи, корпус, голову, воспитывают чувство опоры на ноги, способствуют формированию правильной осанки и снятию мышечной зажатости перед пением.
• Распевание:
- Попевка «У кота» - пение с различной динамикой и звуковедением от разных звуков по высоте.
- Песенка «Наша горка высока» - работа над высокими и низкими звуками, расширение певческого диапазона.
Наша горка высока,
Наша речка глубока.
На горе стоит дубок,
По реке плывёт челнок.
Сели птички на дубок,
А мишутка в челночок.
Стали птички песни петь,
А медведь давай реветь.
• Пение песни «Зимушка-зима» - работа над окончаниями, ритмом, выразительностью исполнения. Пение песни всей группой и по рядам под музыку и без музыки по руке дирижёра.
4. Озвучивание сказки на самодельных музыкальных инструментах. Искать способы звукоподражания сказочным персонажам.
А теперь, ребята, мы расскажем сказку с помощью музыкальных инструментов. Подойдите к столу и возьмите нужные для сказки музыкальные инструменты.
Сказка: Шёл однажды по лесу медведь (пустая коробка с деревянными палочками) …. Захотелось ему медку покушать. Вдруг видит он улей, полный мёда, а пчёлы в нём так и жужжат (расчёски… .
Знал медведь, что связываться с пчёлами опасно, но уж больно ему мёда захотелось.
«Авось не покусают», - сказал медведь и полез в улей.
Тут пчёлы накинулись на него и стали больно жалить (расчёски… .
Завыл медведь, застонал (ребёнок изображает стон голосом).
Еле ноги унёс! Бежит по лесу (пустая коробка с деревянными палочками), а сам пчё лам грозит:
«Вот уж я вас! Спилю сейчас я сук побольше и всех вас разнесу!» Вскарабкался он на дерево, сел на самый толстый сук (пустая коробка с деревянными палочками) и начал его пилить (тёрка с напёрстком… .
Летела мимо птичка-синичка (инструмент из трубочек для коктеля… :
«Не пили, медведь, ветку! Гнёздышко моё разоришь и сам упадёшь!» - прощебетала она тонененьким голоском.
«Без тебя обойдусь!» - прорычал в ответ медведь. А сам дальше пилит (тёрка с напёрстком… .
Скакала по веткам белочка (баночка с мелкими предметами… :
«Перестань, медведь, пилить, всех бельчат разбудишь и сам упадёшь!»
«Скачи своей дорогой», - буркнул медведь. А сам дальше пилит (тёрка с напёрстком… .
Пробегал мимо олень с оленятами … :
«Не пили медведь сук! Нас без свежей листвы оставишь и сам упадёшь!»
Не слушает медведь никого, знай себе пилит … .
Тут сук обломился … и рухнул. Упал медведь с дерева с дерева (пустая коробка с деревянными палочками) …. Все бока отшиб. Заплакал, застонал:
«Простите меня, друзья! Всех вас обидел и сам пострадал!»
Пожалели звери медведя. Помогли подняться. И впредь ему наказали: «Никогда не пили сук, на котором сидишь!».
Молодцы, ребята. А теперь положите инструменты на место, лягте на ковёр и послушайте меня.
Заключительная часть:
Релаксация:
Звучит музыка.
Закройте глаза. Давайте сейчас посидим в тишине,
Так тихо, как будто бы это во сне.
Услышим тогда, как звучит тишина,
Хоть кажется нам, что она не слышна.
Прислушайтесь…
Чуткая музыка всюду живёт-
Только нам вслушаться надо.