Наталья Андреянова
Использование игровых технологий при обучении грамоте детей подготовительной группы с ЗПР
▼ Скачать + Заказать документы
У ребенка есть страсть к игре, и надо её удовлетворять. Надо не только дать ему время поиграть, но надо пропитать этой игрой всю его жизнь. Вся жизнь – это игра.
А. С. Макаренко
Система подготовки к обучению грамоте детей с ЗПР опирается на теорию деятельностного подхода к формированию умственных действий. (П. Я. Гальперин, В. В. Давыдов, Н. Ф. Талызина, Д. Б. Эльконин и др.). При правильной организации учебной работы подготовка к обучению грамоте может стать основой, на которой возможно формирование таких сложных форм умственной деятельности, как анализ и синтез, сравнение и обобщение различных явлений языка.
Публикация «Использование игровых технологий при обучении грамоте детей подготовительной группы с ЗПР» размещена в разделах
- ЗПР. Задержка психического развития
- Обучение грамоте. Звуки, буквы, слоги
- Подготовительная группа
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Темочки
Своеобразие подготовки к обучению грамоте детей с задержкой психического развития состоит в следующем:
• Выделены два этапа : обучение вычленению из слов отдельных звуков и вычленению последовательности звуков из слов;
• Определен особый порядок изучаемых звуков: сначала дети учатся выделять из слов звуки, произнесение которых, как правило не нарушено. Ознакомление со звуками, сходными в произнесении или по звучанию раздвинуто во времени;
• Предусмотрено последовательное усложнение слоговой структуры слов при формировании умения последовательно вычленять звуки из слов;
• Регламентируется звуковой состав слов, подлежащих звуковому анализу для обеспечения доступности обучения.
Р. Д. Тригер выделяет два этапа подготовки детей с ЗПР к обучению грамоте :
1 этап. Формирование умения вслушиваться в звучание слова, узнавать, различать и выделять из него отдельные звуки; отрабатывается правильная артикуляция звуков, уточняется их звучание.
2 этап. Развивается способность последовательно вычленять и сочетать звуки в словах различной слоговой структуры.
Также она отмечает: «Успешному усвоению знаний, поддержанию и развитию желания учиться способствует появление у детей познавательного интереса к объекту изучения» (1)
Грамота – довольно сложный предмет для дошкольников. Детям очень сложно усвоить абстрактные, не встречающиеся в его практическом мире, понятия. На помощь приходят игровые технологии. В игре сложное становится понятным и доступным.
Сорокина Т. В. отмечает: «От того, как ребенок в дошкольном возрасте будет введен в грамоту, во многом зависят его дальнейшие успехи в школе не только в чтение и письме, но и в усвоении русского языка в целом»
Игра является одной из форм детской познавательной активности. Систематическое применение игровых технологий в образовательной деятельности с детьми по обучению грамоте значительно повышает качество обучения, а также они помогают эффективно решать задачи по обучению грамоте, строить интересный педагогический процесс, основываясь на ведущем виде деятельности дошкольника – игре. (2)
В соответствии с основными задачами подготовки дошкольников к усвоению грамоте, материал по использованию игровых технологий я разделила на направления:
1. Знакомство с образом и элементами букв:
• Конструктор букв. развивающие игры Воскобовича.
• Грамота на математическом планшете.
• Д/ и : «Какая буква спряталась», «Русский алфавит»(с прищепками, «Собери букву»
2. Выделение первого звука в слове и соотнесение с буквой.
• Комплект круговые тренажеры.
• Чудесные трафаретки.
• Д/ и: «Подбери слова на букву», «Разгадай шифр и составь слово по буквам»
3. Закрепление терминов гласный/согласный, твердый/мягкий, звонкий/глухой
• Игры с круговыми тренажерами.
4. Звуковой анализ слов
• Игра на магнитах: «Загадочный кораблик» (авт. Нищева Н. В., «Пирамидка из слов»(авт. Бухарина К. Е.)
5. Использование ИКТ. Учебно - игровая программа «Уроки тетушки Совы»
Литература:
1. Р. Т. Тригер. Особенности системы подготовки к обучению грамоте детей с задержкой психического развития. – Альманах № 29 «Специальные методы обучения грамоте разных категорий детей с ОВЗ»
2. Сорокина Т. В. Игровые технологии как средство обучения грамоте детей с общим недоразвитием речи/ Т. В. Сорокина // Молодой ученый. – 2014. - № 20 (79) – с. 629 631